Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста

 

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (П.К. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л. Рубинштейн, 1974, П.В. Симонов, 1993; и др.). Эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. К наиболее распространенным феноменам в эмоциональной жизни современного человека относится тревожность.

Эмоциональная сфера ребенка становилась предметом изучения многих известных отечественных и зарубежных исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.И. Захаров, В.М. Астапов, В.В. Ледебинский, О.С. Никольская, М.К. Бардышевская, А. Валлон, Д.В. Винникотт, М. Кляйн и др.). Практически все авторы сходятся в том, что ранний и дошкольный периоды являются сензитивными в отношении развития эмоциональной сферы индивида. В этот период жизни эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, направляют его познавательную активность. Также в этом возрасте созревают основные психологические механизмы эмоциональной саморегуляции. Особую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка играет старший дошкольный возраст, к завершению которого у нормально развивающегося ребенка появляется антиципация (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности [18]. Чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения. В старшем дошкольном возрасте изменяется содержание чувств и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости [34]. Шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [43].

Вместе с тем эмоции ребенка старшего дошкольного возраста еще ситуативны и неустойчивы, возможности осознания им своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств. Так, в большинстве случаев доброжелательный или недоброжелательный стиль общения с людьми передается и ребенку. На проявление эмоций и чувств большое влияние оказывают специфика детско-родительских отношений и стиль воспитания в семье [32]. Дисгармоничные внутрисемейные отношения, неблагоприятный психологический климат в семье и неадекватные стили родительского воспитания являются наиболее частыми причинами нервно-психических расстройств у дошкольников [1]. При этом, как свидетельствуют исследования, наиболее распространенным явлением у дошкольников является тревожность (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и другие).

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими.

Возможен вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности. Отрыв от реальности в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют 6ничегог общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя [27].

М. Кравцова [29] условно выделяет несколько групп тревожных детей, у каждой из которых свои признаки:

«Невротики» – дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.).

«Расторможенные». Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Они могут стать нарушителями дисциплины, специально изображать из себя посмешище, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей неуспешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх. У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешному усвоению нового материала в садике, а затем в школе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой) [29].

«Застенчивые». Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны. Боятся о чем-то спросить воспитателя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Не успокоятся, пока не сделают все, что пообещали. Охотно общаются с психологом, рассказывают о себе, выполняют задания.

«Замкнутые». Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы на занятиях, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Они как будто постоянно от всех ожидают подвоха [29].

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» – пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. [28].

К. Хорни [57] различает нормальную тревогу (возникает при реальной опасности) и невротическую (возникает, если угрозе подвергаются особые наклонности индивида, на следовании которым покоится его безопасность). Источник невротической тревоги автор видит в дефиците любви в детстве и блокировании стремления ребенка к самореализации неблагоприятными социальными воздействиями (воспитание невротичными родителями и пр.).

Тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

Современные авторы различают мобилизующую тревогу (оказывает активирующее влияние на психическую и физическую активность) и расслабляющую (оказывает дезорганизующее влияние на психическую и физическую активность) [3].

В настоящее время принято различать «нормальную» и патологическую тревогу, при этом «нормальная» тревога рассматривается как важнейший адаптивный механизм [37]. Это приспособительная реакция в ответ на угрозу или на дефицит информации, побуждающая человека к поиску и устранению причин дискомфорта путем усиления поведенческой активности, изменения характера поведения или включения механизмов интрапсихической адаптации, при этом снижение интенсивности тревоги свидетельствует о достаточности и адекватности реализуемых форм поведения. Тревога, не обусловленная внешними факторами или значительно превосходящая по интенсивности вызвавшую ее ситуацию, может приводить к дезорганизации деятельности человека и рассматривается как патологическая [37]. Тревога является патологической, если: 1) тревожная реакция и избегающее поведение оцениваются индивидом как необоснованные, неадекватно сильные и слишком часто возникающие; 2) он начинает избегать ситуаций, вызывающих тревогу, и теряет над ней контроль; 3) тревожные реакции возникают последовательно, продолжаются дольше обычного и 4) ведут к нарушению качества жизни [22].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

X. Граф отмечает связь уровня тревожности ребенка с родительской опекой, то есть высокая тревожность у ребенка – это результат излишней родительской опеки. Высока вероятность возникновения тревожности у ребенка при воспитании «по типу гиперпротекции», ограничивающем его активность и самостоятельность (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Здесь не обязательно речь идет о чрезмерном уровне заботы, обозначаемом как гиперопека. Это может быть и средний уровень заботы, которая носит несколько формальный, излишне правильный и обезличенный характер.

А.М. Прихожан, подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности у дошкольников, отмечает, что чем больше ребенок подвержен тревоге, тем сильнее будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц. Последнее обычно прямо соотносится с эмоциональной чувствительностью ребенка и тревожностью самих взрослых, непроизвольно передающих ему свое беспокойство в процессе повседневного общения. Так, детская тревожность часто является следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. А.И. Захаров [19] отмечает, что ребенок легче перенимает беспокойство личностно тревожной матери в том случае, когда отец не принимает участие в воспитании ребенка и ребенок в большей степени привязывается к матери, или когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого характера.

Н.Д. Левитов (цит. по [8]) связывает возникновение тревоги у детей с отсрочкой подкрепления. Когда ребенку обещают что-либо для него приятное, например какой-нибудь подарок, и откладывают исполнение обещания, то ребенок обычно томится в ожидании, беспокоясь, получит ли он обещанное. Отсрочка подкрепления вызывает у большинства детей состояние неуверенности, беспокойства. Тревога возникает чаще при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет. Ребенок, ожидающий выговора от родителей или воспитателей, надеется, что наказания не последует.

А.М. Прихожан [42] отмечает, что для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные «возрастные пики» тревожность выступает как неконструктивная, вызывая состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. У него отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость,общая дезорганизация деятельности, нарушения ее направленности и продуктивности.

Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни [31]. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте к этому перечню добавляется смена социальных отношений, связанных с переходом к школьному обучению, представляющая для ребенка значительные трудности и способная стать причиной развития тревожности. Так, многие дети с приходом в дошкольное учреждение становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. «Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни».

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: