Формирование стратегии управления персоналом (HR-стратегии) осуществляется на протяжении семи последовательных шагов.[4] Каждый из них по-своему важен и, при недостаточной проработке хотя бы одного, заметно повышается риск того, что внедренная стратегия не даст намеченных результатов.
Шаг 1. Этап является подготовительным и состоит в решении ряда задач:
- уяснение общей стратегии бизнеса;
- анализ информации о персонале компании и его квалификации;
- четкое выделение основных движущих сил бизнеса;
- обоснование роли персонала в решении стратегически важных задач;
- поиск навыков, необходимых для реализации новой стратегии;
Шаг 2. Необходимо сформулировать миссию компании или заявление о намерениях применительно к человеческой составляющей бизнеса, а также выяснить, как можно заинтересовать персонал и какую систему ценностей можно предложить.
Шаг 3. Анализ внутренней среды организации. Часто на этой стадии применяют SWOT-анализ, так как это несложный, но эффективный метод выявления сильных и слабых сторон бизнеса. Важно сконцентрироваться на сильных и слабых сторонах персонала компании, рассмотреть имеющиеся проблемы с квалификацией и потенциальными возможностями работников, проанализировать знания в таких областях, как: руководство проектами, информационные технологии, финансы, маркетинг, продажи и юридические вопросы. Осуществляется тщательное исследование внешнего окружения и рыночной ситуации, выделяются благоприятные возможности и опасности, относящиеся к персоналу, определяется степень влияния, которое он может оказывать на деятельность компании.
|
|
Шаг 4. После детального анализа персонала проводится COPS-анализ. Такое исследование дает исчерпывающий анализ четырех основных «измерений» компании (COPS – Culture (культура), Organization (организация), People (люди), System (система управления персоналом)) и позволяет выяснить:
- считают ли работники, что успех компании напрямую выгоден им?
- есть ли у сотрудников чувство личной ответственности за свою работу?
- способствует ли структура компании эффективной работе?
- четко ли обозначены функции и обязанности работников?
- обладают ли сотрудники необходимой квалификацией?
- присуще ли сотрудникам стремление заботиться о клиентах?
- выявляются ли одаренные работники, и развиваются ли их способности?
- способствуют ли используемые системы (подбора кадров, планирования, управления) эффективной работе персонала?
Шаг 5. Задуманная стратегия рассматривается уже с точки зрения проведенных исследований. Здесь важно понять, насколько реально добиться поставленных стратегических задач при имеющихся в распоряжении предприятия кадрах. Таким образом, определяются важнейшие проблемы персонала, то есть те проблемы, которые оказывают основное влияние на реализацию стратегии, после чего проводится ранжирование их по степени важности.
|
|
Шаг 6. Для каждой первоочередной проблемы четко излагаются варианты действий руководства, продумываются последствия тех или иных действий и то, какие кадровые методики необходимы для решения указанных проблем. После этого выбирают наиболее оптимальные решения и ставят задачи для каждого направления стратегии, формируя четкий план действий, включающий конкретные цели и сроки решения ключевых задач.
Шаг 7. Последний этап состоит в окончательном формировании стратегии и подготовке к ее реализации.