Источники информации для формирования инновационной политики организации

(по оценке всех обследованных организаций в 2008 году)

 

Число организаций, оценивших источники информации по степени значимости

незначительный или малосущественный значительный основной или решающий не используемый
Внутренние источники        
Внутренние источники организации 59 64 29 135
Организации в составе группы, в которую входит организация 34 25 10 218
Рыночные источники        
Поставщики материалов, оборудования, комплектующих, программных средств 55 75 21 136
Конкуренты в сфере деятельности 53 61 15 158
Потребители товаров, работ, услуг 49 73 26 139
Консалтинговые, информационные фирмы 57 27 6 197
Институциональные источники        
Научные организации        
академического профиля 34 10 2 241
отраслевого профиля 33 24 7 223
Университеты или другие высшие учебные заведения 37 18 3 229
Другие источники        
Конференции, семинары, симпозиумы 50 63 21 153
Научно-техническая литература 52 77 15 143
Выставки, ярмарки, другие рекламные средства 42 69 20 156
Интернет 34 102 25 126
Профессиональные ассоциации 47 25 8 207
Неформальные контакты 68 29 8 182
Прочие источники 66 22 - 199

 

Академические научные организации, высшие учебные заведения, консалтинговые и информационные фирмы в качестве возможных источников информации, необходимых для развития инноваций, практически не используются. Это свидетельствует о сокращении академическими институтами и вузами прямых связей с производством.

Технологический обмен в 2008 году, как и в предыдущие годы, сводился преимущественно к покупке и продаже оборудования. Из 13 организаций, участвующих в технологическом обмене, покупали 8 (89 единиц оборудования), продавали – 1 организация (140 единиц). Всего приобретено новых технологий (технических достижений) 110 единиц, передано – 140 (табл.8).

Таблица 8

Сведения о приобретении и передаче новых технологий
по городам и районам Курганской области в 2008 году

 

Количество приобретенных новых технологий

в том числе по формам приобретения:

права на патенты и лицензии изобретений ноу-хау, соглашения на передачу технологий покупка (продажа) оборудования целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов другие
Число организаций, приобретавших технологии            
Всего по области 13 3 1 8 4 2
в том числе:            
г. Курган 7 1 1 5 2 -
Белозерский район 1 1 - - - -
Далматовский район 1 1 - - - -
Шадринский район 1 - - - - 1
Шумихинский район 1 - - 1 - 1
Юргамышский район 2 - - 2 2 -
Количество приобретенных технологий            
Всего по области 110 10 2 89 7 2
в том числе:            
г. Курган 45 3 2 37 3 -
Белозерский район 5 5 - - - -
Далматовский район 2 2 - - - -
Шадринский район 1 - - - - 1
Шумихинский район 9 - - 8 - 1
Юргамышский район 48 - - 44 4 -
Количество переданных новых технологий            
г. Курган 140 - - 140 - -

Активность организаций в сфере исследований и разработок с другими организациями в отчетном году по сравнению с предыдущим несколько возросла. Число организаций, участвовавших в совместных проектах, увеличилось с 11 до 14, количество проектов - с 54 до 80. Среди типов партнеров преобладали поставщики оборудования, материалов, комплектующих, программных средств (57% организаций), наибольшее количество проектов было разработано совместно с научными организациями (27,5% от совместных проектов).

Для успешного развития предприятие должно исследовать возникновение новых потребностей и возможностей их удовлетворения. Важно обеспечить систематическое обновление продукции путём выпуска новых изделий и снятия с производства устаревших. Необходимость постоянной инновационной деятельности вызвана сокращением жизненного цикла [1] товаров, услуг и иных продуктов в результате усиления конкуренции, повышения скорости привыкания потребителей к новинкам, а также стремительного развития науки и технологий.

В 2008 году жизненный цикл основного вида продукции, заменённого инновационной, у значительной части организаций области остается внушительным - более 20 лет:

Таблица 9

Жизненный цикл основного вида продукции в 2008 году

 

Число организаций, указавших жизненный цикл основных товаров, услуг

Число организаций, имевших жизненный цикл основного вида продукции, замененного инновационной продукцией

1 год 2-5 лет 6-10 лет 11-20 лет более 20
Все обследованные организации 274 24 81 51 45 73
из них организации:            
осуществлявшие технологические инновации 30 2 2 9 5 12
не осуществлявшие технологические инновации 244 22 79 42 40 61

 

Государственные органы управления и их финансовые структуры области практически не участвуют в инновационных разработках, а у предприятий недостаточно собственных средств для проведения крупномасштабных исследований. Научная и инновационная деятельность учреждений развивается однобоко, только в области медицинских, технических, педагогических и биологических наук, а разработки в сфере управления, экономические и статистические науки остаются в тени. Существуют проблемы по модернизации статистического и бухгалтерского учетов, связанные с медленным переходом на систему национальных счетов (СНС) и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), что сказывается на качестве информации, характеризующей результаты экономической деятельности предприятий и внешнеэкономические связи.

Как показывает анализ, результативность инновационной деятельности организаций Курганской области в 2008 году по сравнению с предыдущим годом снизилась. Это подтверждается, прежде всего, соотношением инновационных товаров, работ, услуг с общим объёмом промышленного производства продукции (работ, услуг). Снизилась инновационная активность организаций и активность по технологическому обмену нововведениями с другими организациями. Остается высокой доля организаций с жизненным циклом основного вида продукции 20 лет и более. Показатели новизны инновационной продукции самые низкие за годы реформ. Все это приводит к технологическому отставанию, отсутствию резервов снижения себестоимости и, как следствие, вытеснению их с рынков производителями, активно разрабатывающими и внедряющими инновации.

Вместе с тем, в 2008 году отмечается расширение кооперационных связей по выполнению исследований и разработок. Увеличилась интенсивность инновационных затрат. Затраты на технологические и, прежде всего, процессные инновации, существенно возросли, что позволяет предположить улучшение результатов инновационной деятельности в будущем.

Современная экономика должна переориентироваться на потребности населения (естественно-физиологические, социально-экономические, идеальные и ситуативные), которые связаны с обеспечением безопасности, улучшением здоровья нации, доступом людей к информации и новым видам энергии, народосбережением и энергосбережением, нано- и биотехнологиями, генной инженерией, информатизацией и компьютерными технологиями.

 


Государственная

 

 

Общественная

 

 

Персональная

 

           
   
Психо-физиологическая

 

     
   

 

         
 
Биоэкологическая

 

 
         

 

 





Рис 6. Основы системы национальной безопасности страны

 

Условия безопасности человека – это совокупность естественных (природных абиотических (неорганических) и биотических (органических) факторов, оказывающих прямое или косвенное (потенциальное) влияние на человека, его хозяйственную деятельность, социально-экономическую активность и общие условия жизни, и на которую он, человек, оказывает обратное воздействие.

Проблемы обеспечения экономической безопасности, в наши дни приобретающие исключительно актуальное значение, являются предметом напряженных теоретических и политических дискуссий, оказывают большое воздействие на деятельность государственных органов, повседневную экономическую практику и жизнь людей. В работе рассматриваются только базовые социально-экономическое аспекты национальной безопасности.

 

Экономическая безопасность

Социально-демографи- ческая Производственная Продовольственная Информационно-статистическая Экологическая Финансовая Энергетическая Жизнедеятельности Инновационно-инвестиционная Научно-техническая Внешнеэкономическая Прочие виды

Рис. 7. Основные виды экономической безопасности

 

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий жизнедеятельности, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

На основе международных инновационных продуктов (система национальных счетов, международный стандарт финансовой отчетности и т.д.) необходимо создать новый национальный учет и единую информационную систему России и её регионов, позволяющие дать органам власти оптимальный инструментарий для эффективного управления экономикой, обеспечения национальной безопасности, отражения условий жизнедеятельности и качества жизни населения.

Содержательная часть предлагаемой стратегии развития предусматривает развитую систему национального учета, которая преимущественно поддерживается корпоративной информационной системой стратегии развития, включающая основные учетные и управленческие методики: сбора, обработки, анализа, использования информации и контроля достижением конечных целей государства и предприятия.

Для повышения эффективности управления знаниями о человеческом, финансовом и нефинансовом потенциалах потребуется создание комплексной системы учета и измерения любой деятельности, механизмов управления, контроля и ответственности кадров.

 

     

 

 

Система ответственности

 

 

     
     

 

Система показателей

 

     
     

Система бюджетирования

     
   

Система планирования и контроллинга

   
 

Система национального учета и МСФО

 

Первичный

Бухгалтерский

Статистический

Оперативный

Похозяйственный

Единая информационная система стратегии развития

                             

Рис.8. Модель единой информационной системы стратегии управления

 

Стратегия развития информационной системы Российской Федерации в значительной мере будет формироваться за счет интеллектуальной деятельности, т.е. развития человеческого потенциала, который является главным ресурсом увеличения вновь созданной добавленной стоимости в экономике, национального дохода и внутреннего продукта. Другими приоритетами государства должны стать отрасли жизнеобеспечения населения (демография, образование, здравоохранение, сельское хозяйство и жильё), а не производство средств производства.

Новые подходы к отражению реальной действительности основаны на концепции приоритета воспроизводства населения в противоположность приоритетам воспроизводства средств производства в сфере материального производства, традиционных для отечественной экономической теории. В связи с этой концепцией социальная сфера производства услуг (потребительские блага) в рыночных условиях выступает как производственная деятельность, равноправная с деятельностью в промышленности, строительстве или торговле.

Важнейшее условие модернизации национального хозяйства видится не в наращивании добычи полезных ископаемых, а обеспечении лидерства во внедрении инноваций – как в традиционной, так и в альтернативной энергетике. Действующие научно-исследовательские и производственные организации должны специализироваться на внедрении инновационных технологий (например, разработки с применением сверхпроводимости, использование энергии недр, развитие телекоммуникаций, космических технологий и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: