Выводы по исследованию

 

 

1. В исследуемой группе большинство участников имеет более или менее бла­гоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства участников коллектива в системе межлич­ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Значение коэффициента взаимности и построение со­циограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам пред­ставление о характере отношений, существующих в группе. Половая дифферен­циация в группе не наблюдается. Возможно, это связано с небольшим количеством юношей в коллективе. Коэффициент удовлетворенности своими взаимоот­ношениями довольно высокий. Индекс изолированности 25%, данную группу нельзя считать благополучной. В основе мотива выбора у де­вушек или юношей находятся дружеские отно­шения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с вы­бираемым человеком. В данной группе положение, как девушек, так и юношей благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве слу­чаев определяется желанием общаться, иметь общее дело, дру­гие причины выступают как второстепенные.

2. Необходимо изучить систему личных отношений в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого члена в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной деятельности тренера.

3. Нельзя оставлять без внимания непопулярных участников коллектива. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо тренеру пересмотреть свое личное отношение к этим людям.

 

 

 

Заключение

 

В процессе проведения исследования мои гипотезы подтвердились не полностью, так как по полученным результатам мы видим, что на выбор участников совершенно не влияет пол. Возможно на это зависит от малого количества участников мужского пола в коллективе. Ведущим мотивом является мотив межличностных отношений, и только на втором месте - деловой, что тоже говорит не в пользу выдвинутой мною основной гипотезы. Полностью подтвердилась лишь первая вспомогательная гипотеза, т.к. видно, что на выбор мотивов влияет неблагоприятный статус участников коллектива.     

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между его участниками, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера.

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений, как в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.

 

 

 

 

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология, -М.: Издательство Московского Университета, 1980г.

2. Донцов А.И. Психология коллектива, -М.: Издательство Московского Университета, 1984г.

3. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, -Ленин­град: Издательство ленинградского университета, 1977г.

4. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек­тива, Учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвеще­ние", 1978г.

5. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е., под ред. Петров­ского А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1987г.

6. Робер М.-А., Ф. Тильман., Психология индивида и группы, Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых, -М.: "Прогресс", 1988г.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского - 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просве­щение, 1979г.

8. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.

9. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии – 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.

10.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996г.

11.  Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф., “Основы менеджмента”, - М.: 1994г.

12.  Старобинский Э.Е., “Как управлять коллективом”, -М.: 1995г.

13.  Робинсон Д., “Добейся от людей наилучшего”, -М.: 1994г.

14.  Сухомлинский А.В. О воспитании. -М.: Политиздат. 1985г.

 

15.  Социальная психология/Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. -ЛГУ. 1974г.

16.  Андреева Г.М. Социальная психология. -М. 1979.

17.  Социальная психология/Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. -М.: Политиздат. 1975.

18.  Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение. 1991.

19.  Вопросы психологии. 1971, № 9

20.  Руденский Е.В., Социальная психология. Курс лекций. Москва - Новосибирск, 1999г.

21.  Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. М., 2002г.

22.  Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание., Питер 2003г.

23.  Крылов А.А., С.А. Маничев. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е издание., Питер 2003г.

 

 

 

 

 


[1] Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник  

учителя» М. Просвещение, 1991, с.161.

 

 

[2] Г.М. Андреева Социальная психология, М. 1974, с.195.

[3] Современная зарубежная СПС - с. 197

[4] Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214

 

[5] Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов//Проблемы общественной психологии. М., 1965. А также: Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. Волков И.П. Методы социометричеких измерений в социально-психологических исследованиях. Л., 1970; Методы социальной психологии. Л., 1977, Ядов В.А. Социологическое исследование, М., 1972.

[6] см. Приложение 2

 

[7] см. Приложение 6

 

8 см. Приложение 5

[10] см. Приложение 4

[A1]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: