На FM-диапазоне в Великом Новгороде действуют радиостанции «Русское радио», «Европа Плюс», «Радио Старый Порт», «Динамит-FM» и «Канал Мелодия». Все они тематические – музыкальные. На базе первых трёх из перечисленных основаны рекламные службы. Рекламная деятельность этих структур имеет свои различия, обусловленные политикой радиостанций и их музыкальным форматом. Прежде чем приступить к анализу работы рекламных служб, рассмотрим эфирные особенности каждой из исследуемых радиостанций.
«Русское радио».
Начало вещания в Великом Новгороде – август 1995 г. Первая национальная станция России, использующая в своём эфире произведения только на русском языке. Новгородское подразделение производит несколько программ интерактивного, игрового характера, а также ежедневного прогноза погоды и гороскопа.
«Европа Плюс».
Начало вещания в Великом Новгороде – апрель 1995 г. Материал эфира – популярная зарубежная и отечественная музыка «балладного», лирического характера. Новгородское подразделение – ООО «Радио ПЛЮС Новгород» - занимается производством и выпуском интерактивных, игровых программ, ежедневных прогноза погоды и гороскопа.
По данным исследования, проведённого Консалтинговой компанией «АКВА-центр» в ноябре 2003 г., «слушатели «Европа Плюс» - это мужчины и женщины в активном возрасте, профессионалы и менеджеры с высоким уровнем дохода. (…) Это новгородцы в возрасте от 20 до 40 лет».[10]
«Радио Старый Порт».
Начало вещания – февраль 2001 г. На сегодняшний день это единственная радиостанция, хозяевами и организаторами которой являются новгородцы. Также это единственная в Великом Новгороде «эфирная площадка», где можно услышать новгородских исполнителей».[11] Эта радиостанция ставит перед собой следующие задачи: «уход от стереотипов популярной музыки, переоценка культурного наследия».[12] Эфир построен на музыкальных произведениях российской и мировой эстрады. «Стилеобразующим является серьёзное смысловое значение в стихотворных текстах используемых музыкальных произведений».[13]
Выпускается ряд программ специализированного характера (о ремонте, об автомобилях и т. д.).
Год назад рейтинг радиостанций в Великом Новгороде выглядел следующим образом. (Среднесуточная аудитория).
Радиостанции | Население в возрасте 18 лет и старше | |
в % | в тыс. чел | |
«Европа Плюс» | 22% | 39.82 |
«Областное радио» | 15% | 27.15 |
«Русское радио» | 14% | 25.34 |
«Радио России» | 13% | 23.53 |
«Радио Старый Порт» | 10% | 18.1 |
«Маяк» | 8% | 14.48 |
«Мелодия» | 5% | 9.05 |
Не слушают радио | 0.3% | 0.54 |
Популярность радиостанции влияет на успешность деятельности её рекламной службы. Исследуем особенности производства рекламного процесса в структуре рассматриваемых станций.