Направления внутреннего аудита оплаты труда

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

Целью аудита является выражение мнения о финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.         

Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы включают:

1. Кассовую книгу.

2. Расходные кассовые ордера.

3. Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1); приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма N Т-5); приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма N Т-6); приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма N Т-8).

4. Личную карточку (форма N Т-2);

5. Форму N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы"; форму N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени".

6. Форму N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"; форму N Т-51 "Расчетная ведомость"; форму N Т-53 "Платежная ведомость".

7. Формы N Т-54, Т-54а "Лицевой счет".

8. Форма Т-35

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

1. Главную книгу.

2. Журнал-ордер N 1.

3. Журнал-ордер N 2.

4. Журнал-ордер N 10.

        5. Разработочную таблицу РТ-5 "Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими".

6. Разработочную таблицу РТ-2 "Распределение заработной платы".

 

Отчетность включает:

1. Бухгалтерский баланс;

2. Отчет о прибылях и убытках;

3. Декларация по налогу на прибыль

4. Декларация по единому налогу на вмененный доход

5. Статистическая отчетность МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

В рамках этих документов трудовые отношения могут быть оформлены одним из трех основных способов:

1. трудовым договором (контрактом),

2. коллективным договором или

3. договором гражданско-правового характера.

Трудовой договор (контракт) - соглашение между трудящимся и работодателем, по которому одна сторона обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а другая - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными договорами организации и соглашением сторон. Трудовым договором не могут устанавливаться условия, противоречащие КЗоТ РФ (условия увольнения, установление взысканий, порядок рассмотрения индивидуальных споров, введение материальной ответственности, не предусмотренной ст. 121 КЗоТ РФ).

Трудовые отношения с совместителями также оформляются трудовым соглашением. При этом общая продолжительность рабочего времени в месяц не может превышать половины месячной нормы, предусмотренной для соответствующих категорий работников. В процессе проверки необходимо удостовериться по табелю учета рабочего времени в том, что данная норма соблюдается.

Коллективный договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с трудовым соглашением (контрактом). К локальным нормативным актам относятся Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании и другие, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.

Договор гражданско-правового характера (ГПХ) заключается с физическими лицами, которые могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При проверке необходимо выявить суть договора, с тем, чтобы отличить трудовой договор от договора ГПХ, что важно при начислении страховых взносов. Если трудовой договор заключается на выполнение обязанностей по конкретной должности и в рамках конкретной специальности, то предметом договоров ГПХ являются определенный результат труда, выполнение фиксированного задания, совершение некоторого действия, которые должны быть четко отражены договором. При этом физическое лицо, заключившее трудовой договор, попадает под действие трудового законодательства, предоставляющего ему те или иные социальные гарантии, а по договорам ГПХ эти льготы не предоставляются.

При проверке необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма N Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма N Т-5), предоставление работнику отпуска (форма N Т-6), увольнение с работы (форма N Т-8). На каждого работника заполняется Личная карточка (форма N Т-2).

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В данное время действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", которые обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Организации при необходимости могут вносить в данные формы, детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение.

При проверке документального оформления договоров ГПХ аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Следует иметь в виду, что если договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии (договор перевозки, договор на оказание аудиторских услуг), заключен при ее отсутствии, то он может быть признан ничтожным.

Для успешной деятельности организации ООО «АТП КУМ «Сельстрой», повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный контроль. Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на её функционирование не должны превышать потерь предприятия, которые могли бы быть вызваны отсутствием такой системы.

Данное в стандарте «Изучение и использование работы внутреннего аудита» определение внутреннего аудита хоть и дается применительно к целям стандарта, в то же время может быть использовано и к анализу этого понятия в настоящей главе. Так, п.2.1 указанного стандарта предусмотрено, что под внутренним аудитом понимается организованная ООО «АТП КУМ «Сельстрой», действующая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о её финансово-хозяйственной деятельности, способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений, и подтверждает достоверность отчетов её обособленных структурных подразделений.

Существующая система внешнего аудита направлена в первую очередь на подтверждение достоверности отчетности и не решает многих проблем совершенствования системы управления.

Отметим, что функционирование служб внутреннего аудита наиболее оправданно на крупных предприятиях, организациях, а также для хозяйствующих субъектов, имеющих филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения. Сказанное, очевидно, объясняется значительным объемом хозяйственных операций, их разнообразием, другими, в том числе чисто техническими причинами, существенно затрудняющими повседневный контроль.

    Создание специальной системы внутреннего контроля целесообразнее в крупных предприятиях, к каковым исследуемое ООО не относится. Круг задач, стоящий перед внутренним аудитом, шире. Помимо контроля, службы внутреннего аудита должны вести работу по таким направлениям, как анализ финансово-бухгалтерской отчетности и предоставление информации руководству для принятия управленческих решений, эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, предупреждение санкций со стороны налоговых и иных органов. Кроме того, внутренний аудит направлен в первую очередь на оказание помощи проверяемому подразделению, а ревизия - на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. Различаются и объекты проверки. Внутренний аудит выявляет все, что искажает финансовую отчетность, ухудшает финансовое положение предприятия. Ревизия выявляет все, что нарушает действующее законодательство.

Эффективное функционирование службы внутреннего аудита позволит в некоторых случаях избежать необходимости проведения инициативных внешних аудиторских проверок с вытекающей отсюда экономией средств на оплату услуг привлеченных аудиторов.

Внешний аудит представляет собой прежде всего предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить её цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения.

Выделяются три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения.

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования, естественно, в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию уделяется большая доля времени - 20-25% и более от общего времени, затрачиваемого на аудиторскую проверку (при повторном аудите - 5-10%). Цель планирования аудита - определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

В ходе планирования необходимо соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность. Так, комплексность подразумевает взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования. Непрерывность - установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Под оптимальностью планирования понимают вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией.

  Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1.) предварительное планирование,

2.) подготовка и составление общего плана,

3.) подготовка и составление программы.

В соответствии с правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» работа с ООО «АТП КУМ «Сельстрой», должна начинаться с предварительного планирования. Письму-обязательству о согласии на проведение аудита должно предшествовать официальное предложение ООО «АТП КУМ «Сельстрой» с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Правильнее сказать, на данной стадии происходит обоюдное знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и потенциального клиента, обмен информацией, которая позволила бы каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества.

По завершении стадии предварительного планирования аудитор должен принять решения:

- о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности ООО «АТП КУМ «Сельстрой»;

- о принципиальной возможности сотрудничества с ООО «АТП КУМ «Сельстрой»;

- о наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности ООО «АТП КУМ «Сельстрой».

Основные процедуры предварительного ознакомления аудитора с клиентом:

- определение цели проверки у данного клиента и возможного использования её результатов;

- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройства, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами;

- выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;

- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;

- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими пользователями финансовой отчетности клиента;

- экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;

- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных организаций, из средств массовой информации и т.д.);

- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей её законодательного регулирования и т.д.

  Источниками получения информации об организации для аудитора являются:

- устав;

- документы о регистрации;

- документы, регламентирующие учетную политику;

- бухгалтерская отчетность;

- статистическая отчетность;

- документы планирования деятельности (сметы, планы, проекты).

- контракты, договора, соглашения;

- внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

- материалы налоговых проверок;

- материалы судебных и арбитражных исков;

- информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных складов.

В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет (письменная информация руководству ООО «АТП КУМ «Сельстрой») и аудиторское заключение.

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущем расчетом;  

в) уровень существенности;

г) проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Для повышения доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом.

Таблица 2.

Общий план инициативного аудита расчетов по заработной плате в ООО  «АТП КУМ «Сельстрой»

Проверяемая организация

Общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие Калужского управления механизации Сельского строительства»

Период аудита

03.01.2011 г. - 14.01.2011 г.

Количество человеко-часов

40

Руководитель аудиторской группы

Пономарева Е.В.

Состав аудиторской группы

Пономарева Е.В., Буров А.Н.

Планируемый аудиторский риск

3%

Планируемый уровень существенности

90тыс.руб.

Планируемые виды работ

Период

Исполнитель Прим.
1. Общая оценка организации, достоверности расчетов и учета по заработной плате

03.01.

Пономарева Е.В.  
2. Разработка методики корректировки организации учета заработной платы

04.01.-05.01.

Буров А.Н.  
3. Формирование таблиц пересчета показателей расчетов по заработной плате и разработка корректирующих проводок

08.01- 09.01.

Буров А.Н.  
4. Определение количественного влияния выявленных отклонений на показатели отчетности

10.01-12.01

Буров А.Н.  
5. Оформление результатов проверки

14.01.

Пономарева Е.В. Буров А.Н.  
           

Руководитель аудиторской фирмы _____________ Буров А.В.

Руководитель аудиторской группы _____________ Пономарева Е.В.

 

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.

Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно.

Таблица 3

Программа проведения аудиторской проверки расчетов по заработной плате в ООО «АТП КУМ «Сельстрой»

Проверяемая организация

Общество с ограниченной ответственностью «АТП КУМ Сельстрой»

Период аудита

03.01.2011 г. - 14.01.2011 г.

Количество человеко-часов

40

Руководитель аудиторской группы

Пономарева Е.В.

Состав аудиторской группы

Пономарева Е.В., Буров А.Н.

Планируемый аудиторский риск

3%

Планируемый уровень существенности

90 тыс.руб.

№ п/п Перечень аудиторских процедур по разделам аудита, рабочая документация

Период проведения

  Исполнитель Рабочая документация
1. Анализ организации хозяйственной деятельности предприятия и методика расчета и учета з/пл.

03.01

Пономарева Е.В Аналитический обзор
2. Разработка аналитических таблиц для пересчета начисленной з/пл.

04.01-05.01

Буров А.Н Аналитические таблицы
3. Проверка состава ФОТ их распределения и достоверности отражения на счетах бухгалтерского учета

08.01-09.01

Буров А.Н Аналитические таблицы
4 Обобщение пересчета за проверяемый период 

10.01-12.01

Буров А.Н Аналитические таблицы
5. Подготовка и печать отчета

14.01

Пономарева Е.В.,Буров А.Н. Отчет
           

Руководитель аудиторской фирмы _____________ Буров А.В.

Руководитель аудиторской группы _____________ Пономарева Е.В.

      Рабочие документы по аудиторской проверке организации формировались с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы:

1. предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;

2. объект проверки узконаправленный;

3. организация использует компьютерный учет и бухгалтерскую программу Инфо-Предприятие.

 План и программа проверки были разработаны на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита. В ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы:

1. составленный в удобной форме перечень нормативных документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос;

2. составленный в расширенной форме перечень ответов аудитора по тематике проведения проверки;

3. использованы учредительные документы организации, первичные документы бухгалтерского учета, при отсутствии возможности пользоваться первичными документами использовались ксерокопии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: