Межличностные взаимоотношения юношеского периода

 

С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками.

Общение – это канал информации, по которому подросток, или юноша узнает многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам ему не сообщают взрослые, и специфический вид деятельности, и межличностные отношения. Вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, это специфический вид эмоциональных контактов. Осознание групповой принадлежности, солидарности формирует у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости (самоуважения).

Юношеское общество как модель взрослого общества восполняет следующие функции:

· Обучает нормам морали, принятым в мире взрослых;

· Учит выполнять роли юношей и девушек (что прилично, а что – нет);

· Помогает молодому человеку «отойти» от взрослых, стать самостоятельным;

· Утвердить себя как личность.

Общество сверстников, в рамках и под влиянием которого формируется личность старшеклассника, существует в различных формах:

· Организованные коллективы (школьные и внешкольные);

· Стихийно складывающиеся более или менее диффузные группы общения, приятельские компании и т.п. Их состав, структура и функции существенно различаются. Могут возникнуть ролевые конфликты.

Нужно различать группы принадлежности, в которых состоит старшеклассник (школьный класс, общественная организация, спортивная команда и т.д.), и референтные группы, на которые он мысленно ориентирует свое поведение и самооценку.

Жизнедеятельность старшего школьника не замыкается рамками школы. Он сознает свою принадлежность не к одному, а к нескольким коллективам, причем наиболее значимым из них становится тот, который дает наибольшие возможности для саморазвития и самореализации.

Коллектив становится для старшеклассника референтной группой в том случае, если он хочет быть в этом коллективе, а коллектив, в свою очередь, принимает данною личность. В таком случае, как считал А. С. Макаренко, возможна самая реальная форма работы по формированию личности.

Становясь активными участниками школьной жизни, старшеклассники обретают чувство ответственности за все, что происходит в коллективе; полезен опыт общения и опыт совместной работы со сверстниками. Именно постоянные отношения в коллективной деятельности помогают преодолеть многие трудности общения. Если нет этой общей деятельности, то не могут сложиться правильные, гуманные и товарищеские взаимоотношения.

Для старшеклассников характерно эмоционально – личностное отношение к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, причем требование это бывает максималистическим.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностного общения в самом классном коллективе. Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его коллективе, сложны и многообразны.

Низкий статус старшеклассника в коллективе порождает высокую тревожность. Статус старшеклассника в коллективе оказывает сильное влияние не его поведение и самосознание.

Неблагоприятное положение старшеклассников в классовом коллективе является одной из причин преждевременного ухода из школы. Их статус часто повышается в стихийных группах. Отмечается, что чем ниже социометрический статус в школьном коллективе, тем выше он в стихийной группе, и наоборот.

Изолированность старшеклассника в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру межличностных взаимоотношений в классе.

В юношеском возрасте очень велика потребность в свободном общении.

Свободное общение не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых деловых контактов, новых знакомств.

Структура стихийных групп общения и степень их сплоченности во многом определяется уровнем развития взаимоотношений между юношами и девушками.

 У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Две такие группы, не теряя своей внутренней общности, со временем могут образовывать смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары из юношей и девушек.

В жизни мужчин однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни женщин. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании и появление «своей» девушки. Оценку мужских качеств личности юноши (мужественности) дает коллектив сверстников.

Юноше достаточно общения с друзьями – юношами, и оно его вполне удовлетворяет, но раз у приятелей есть девушки, то и он ищет общения с девушкой.

Разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные функции. Однако их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Разные формы и места общения, сменяя друг друга, сосуществуют в зависимости от психологических потребностей.

Юноша всегда ждет новых знакомств, приключений, переживаний – «ожидаемые общения». Неосознаваемое, внутреннее беспокойство иногда гонит его из дома. Он стремится туда, где люди, ожидает чего – то нового, неожиданного. Но часто эти ожидания не сбываются. И тем не менее он опять стремится к людям.

Молодые люди всегда ожидают и ищут общения, чтобы разрешить обуревающие проблемы. Осознанно и неосознанно надеются, что их ждет много интересных и необыкновенных встреч. Но когда эти увлечения приводят к непосредственному общению, может быстро наступить финал, наступает разочарование.

Юноши и девушки ищут наиболее благоприятных условий, ожидая сочувствия и сопереживания, потребность в искренности, в единстве взглядов, потребность в искренности, в единстве взглядов, потребность в самоуважении. Даже дискотеки для них не столько средство развлечений, сколько возможность эмоциональных общений, возможность поделиться своими переживаниями. А интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда – взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

Имеет место большая потребность в своем личном пространстве, «уединиться», помечтать, побродить по улицам, а потом вернуться к сверстникам. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «МЫ».

И уличное общение, и спонтанные юношеские группы связанны с юношеской субкультурой: набор ценностей и норм поведения; вкусы, форма одежды и внешний вид; манера поведения; способы общения; чувство групповой солидарности.

Подростки и юноши очень хотят быть современными. Но современность понимается ими как сумма внешних признаков, поэтому юношескую моду надо рассматривать в контексте юношеского восприятия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: