Технология больших данных в наши дни и её влияние на сообщество

Один из ключевых исследователей рынка ИТ, консалтинговая компания Gartner ввела в использование новый формат исследовательского отчета: «hype cycle» или «цикл хайпа» - использующийся с 1995 года для прогнозирования развития тенденций, связанных с появлением и популяризацией той или иной новой информационной технологии. Философия цикла такова: с начала зарождения каждая технология должна пройти определенный набор последовательных этапов, чтобы стать частью жизни общества; каждая ступень цикла характеризуется не столько временем с появления идеи о данной технологии, а заинтересованностью в ней научного и обывательского сообществ:

· Technology trigger (технологический запуск) – зарождение новой информационной технологии, начало её обсуждений;

· Peak of inflated expectation (вершина завышенных ожиданий) – подъем и популяризация новой технологии, когда от неё в наибольшей степени ожидают революционного прорыва, технологию широко обсуждают в профессиональном сообществе;

· Trough of Disillusionment (пропасть разочарования) – популярность технологии падает: на этом этапе она теряет новизну и показывает свои недостатки;

· Slope of enlightenment (преодоление недостатков) – технологию начинают использовать коммерческие проекты, устраняются её основные недостатки, интерес начинает возвращаться;

· Plateau of productivity (плато продуктивности) – технология ничинает восприниматься как данность со своими достоинствами и ограничениями, она приходит к собственной зрелости.

Важно, что, благодаря наблюдениям за ежегодными циклами хайпа, становится понятно, что не все технологии способны пройти полный цикл – для части из них может так и не наступить пик ожиданий или этап преодоления недостатков.

Явление больших данных уникально тем, что, появляясь в отчетах Gartner формата «hype cycle» до 2014 года, позже технология неожиданно исчезает из списка инновационных технологий:

цикл 2013 года, Big Data поднимаются на пик завышенных ожиданий;

цикл 2014 года, Big Data прошли пик ожиданий и двигаются к этапу пропасти разочарования;

Если бы эта модель сохранилась, в следующем, 2015, году было бы ожидаемо увидеть большие данные на этапе пропасти разочарований или, возможно, на подъеме просветления – на пути к “плато производительности".

цикл 2015 года, технология пропадает из отчета.

Но, увы, этому не суждено было случиться, потому что big data преподнесли самый большой сюрприз. Технология действительно исчезла полностью. Бетси Бертон, аналитик Gartner, которая и написала отчет, объяснила решение вытащить большие данные:

«Произошло несколько действительно важных изменений. Мы убрали большие данные из цикла хайпа. Я знаю, что часть клиентов могут быть очень удивлены этим, потому что подьём больших данных по циклу хайпа долгое время был важной темой … Но произошло так, что большие данные быстро прошли пик ожиданий … и стали преобладать в нашей жизни, став частью многих технологий из цикла хайпа … Я бы не рассматривала большие данные как новую технологию, её развитие теперь в развитии новых трендов цикла хайпа»

- Бетси Бертон

Итак, сегодня Большие данные – часть нашей жизни, проросшая в другие инновационные идеи и проекты, используемая в бизнесе и в государственной сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: