Создание анкет на детей, нуждающихся в семейном устройстве

 

Как показывают опрос и большинство известных нам ситуаций, персонифицированная информация о детях-сиротах, личного знакомства с ними намного чаще и быстрее побуждает людей связать свою судьбу с судьбой одного или нескольких таких детей, стать опекунами, усыновителями, воспитателями приемной семьи или патронатными воспитателями. Поэтому ознакомление жителей с информацией о конкретных детях, нуждающихся в семейном устройстве, намного более действенно, чем агитация, лекции и другие косвенные способы. Однако, до сих пор, активность органов опеки, особенно районных, в подготовке и распространении анкет, рассказов и статей о детях, нуждающихся в передаче на воспитание в семью достаточно низка. Иногда это происходит из-за слабого понимания законодательства, иногда из-за отсутствия опыта такой работы у специалистов и поддержки местных администраций, но встречается и совершенно ложное представление о том, что в связи с введением Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и созданием региональных операторов такого банка все функции поиска замещающей семьи теперь снимаются с районных и городских органов опеки. Это не так. В пункте 3 статьи 5 Федерального закона № 44 совершенно четко сказано: «3. Органы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, предоставляющие в обязательном порядке сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, для формирования государственного банка данных о детях, не утрачивают свои права на использование таких сведений.»

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

Федеральный закон № 44, Постановление Правительства РФ № 217 и специальное Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 483/28-5 от 29 марта 2002 г. «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» разъясняют способы информирования населения и отличие закрытой (конфиденциальной) информации о ребенке от производной, распространяемой открыто через СМИ.

Выдержка из федерального закона от 16 апреля 2001 года №44 «о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Абзац 3, пункта 2 статьи 8.

К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.

 При подготовке информации о ребенке стоит особо обратить внимание на качество фотографий и личной характеристики. Нежелательно использовать фотографии, взятые из материалов дела, как правило, они устаревшие и малопривлекательные. Ведь не составит большого труда попросить работников учреждения сфотографировать ребенка во время игры, за любимым занятием, на прогулке, когда он не напряжен и занят делом. При отсутствии качественной фотоаппаратуры в учреждении или отсутствии опыта у сотрудников можно попросить оказать помощь в фотосъемке мастеров фотоателье, волонтерских организаций. Наличие небольшой неформальной характеристики ребенка, его высказывания или высказывания о нем воспитателей намного увеличивают привлекательность анкеты для читающих ее людей.

Рекомендуемые психологами описания характерологических особенностей детей;

Психологический портрет:

подвижный/активный – малоподвижный/тихий/утомляемый.

возбудимый/импульсивный – уравновешенный/усидчивый/медлительный.

жизнерадостный/любознательный – грустный.

уверенный в себе/смелый/доверчивый – тревожный/осторожный

общительный/ласковый/дружелюбный – застенчивый/замкнутый/одинокий.

самостоятельный – чаще других нуждается в помощи.

послушный – независимый.

ранимый – невозмутимый.

разговорчивый – молчаливый.

хорошо адаптируется к новым условиям – тяжело адаптируется к новым условиям.

Основные интересы:

электронные/настольные/спортивные игры,

природа, животные,

спорт/техника,

рукоделие (аппликация, шитье и пр.), 

чтение, разглядывание книг,

рисование, пение, музыка, 

дополнительно (вписать)                                     .                                    

Предпочитает игры:

подвижные – требующие усидчивости,

командные – индивидуальные,

интеллектуальные, спортивные, сюжетные,

игра не развита или развита слабо.

Предпочитает общаться со:

взрослыми,

сверстниками,

младшими детьми,

старшими детьми,

находиться в одиночестве.

Разумеется, не обязательно указывать все возможные характеристики из перечня, вполне достаточно привести наиболее присущие ребенку. Какие-то из них можно развить и описать подробнее. Дополнительно имеет смысл отмечать такие свойства характера как: добрый, упорный, тактичный, застенчивый.

Желательно давать небольшую неформальную характеристику ребёнку, сделать это могут психолог, логопед, воспитатель.

· Состав рекомендуемой нами анкеты на ребенка

· фотография в полупрофиль или несколько разных,

· имя и первая буква фамилии,

· месяц и год рождения ребенка,

· национальность, если она известна,

· общее состояние здоровья (указывать диагнозы имеет смысл только в отдельных случаях.)

· наличие у ребенка несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и общее состояние здоровья,

· рекомендуемые формы семейного устройства,

· неформальный портрет ребенка, включающий: описание особенности характера, его интересы, отношения со сверстниками и взрослыми,

· высказывание самого ребенка или воспитателей – его ожидания, мечты обрести семью.

Ребенка лучше снимать в его естественной обстановке во время игры, тогда фотография получается естественнее и привлекательнее. Имеет смысл сделать две-три разных фотографии.

При публикации в прессе хорошо срабатывают высказывания, сделанные от лица ребенка, включенные в анкету. Если размер публикации не позволяет дать более-менее подробную анкету, то вполне можно ограничиться фотографией, указанием возраста и имени ребенка, накладываемого на изображение.

Как правильно читать анкету ребенка:

На каждого ребенка в банке данных заполняется анкета. Это сведения о ребенке. Заполняет эту анкету тот орган опеки и попечительства, на территории которого был выявлен ребенок. В анкете указаны дата первичной регистрации ребенка и дата заполнения самой анкеты. Обычно здесь разница в месяц. Кто хочет новорожденного ребенка, тому нужно обращаться не к региональному оператору, чаще всего, новорожденные находятся в роддомах.

 Дальше идут фамилия-имя-отчество ребенка. Если вы увидите, что указано гражданство Молдавии, Украины, СНГ, то чтобы усыновить ребенка, вам потребуется разрешение посольства этой страны. Медицинское заключение о состояния здоровья - это следующий пункт, здесь приводится только очень общая информация, узнать что-то очень трудно. В основном пишут ЗПР, ЗПМР, то есть: «задержка психического развития», «задержка психомоторного развития» и т. д..

Обратите внимание на дату проведения обследования. Иногда ребенку полгода, а ему уже ставят «задержка речи». Малышам обычно ставят задержку психомоторного развития, а не диагноз «задержка психического развития» - его детям должны ставить после трех лет. Этот диагноз стоит практически у всех отказных детей, потому что ребенком никто не занимается, и ребенок, в силу условий, в которых он живет, начинает отставать в развитии.

Многих потенциальных приемных родителей пугают непонятные диагнозы, указанные в анкете ребенка. Как разобраться с устрашающими терминами?

Например, «открытое овальное окно» - все боятся этого диагноза, - чаще всего оно встречается у недоношенных детей. Оно обычно к году зарастает, или делают операцию, которая, по словам врачей, легче, чем удаление аппендицита.

Или, перинатальная энцефалопатия - это такое состояние коры головного мозга, чаще оно встречается у недоношенных детей. Вообще, по стандартам Всемирной организации здравоохранения, это не заболевание вообще. Если, например, у ребенка в год стоит ПЭ, это неграмотные врачи, ПЭ бывает только у новорожденных.

Гидроцефальный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром тоже означает, что у ребенка в какой-то степени нарушен обмен внутри коры головного мозга. Это синдром, это не заболевание, впоследствии ребенок созревает, и у него это состояние компенсируется каким-то образом. Страшно - есть ли гидроцефалия?! В народе ее называют водянкой головного мозга, раньше это было смертельное заболевание.

Тесты на гепатит С, на гепатит В и ВИЧ. Если у матери был гепатит С или ВИЧ, ребенок в большинстве случаев не страдает, у него есть антитела, и обычно уже в полтора года врачи могут сказать, что ребенок практически здоров. В три года эти диагнозы снимают окончательно. Если сомневаетесь, у вас есть законное право провести независимое медицинское обследование. Вам надо договориться с учреждением, где находится ребенок, и с учреждением, где хотите провести обследование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: