Принципы, методы и источники формирования доходов бюджета

Тема 3. Бюджетные ресурсы как объект управления бюджетного менеджмента

Состав доходов бюджетной системы

Принципы, методы и источники формирования доходов бюджета

Экономическое содержание и классификация расходов бюджета

Принципы и формы бюджетного финансирования

 5. Бюджетные резервы: механизм формирования и использования.

Лекция 1.

Состав доходов бюджетной системы

Доходы бюджета - это все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взыскание которых предусмотрено законодательством (включая трансферты, дары, гранты).

Классификация доходов государственного и местных бюджетов осуществляется по следующим признакам:

1) В зависимости от уровня бюджетного устройства:

- доходы, которые поступают в государственный бюджет;

- доходы, которые поступают в местные бюджеты;

- смешанные доходы, одна часть которых поступает в государственный бюджет, а другая – в местные бюджеты;

- отчисления, за счет которых формируются внебюджетные фонды.

2) В зависимости от периодичности зачисления:

- систематические;

- разовые.

3) Относительно источников уплаты:

- доходы, источниками которых является цена товара (работ, услуг);

- доходы, источниками которых является прибыль или доход.

4) В зависимости от объема ставки налогов и обязательных платежей:

- пропорциональные налоги (платятся по стабильной ставке);

- прогрессивные (платятся по прогрессивным ставкам).

5) В зависимости от метода взыскания налога:

- прямые налоги (платятся непосредственно из дохода или прибыли);

- косвенные налоги (включаются в цену продукции, работ, услуг).

6) В зависимости от объекта налогообложения:

- налоги, которые платят предприятия и организации всех форм собственности (юридические лица);

- налоги, которые платят граждане (физические лица).

7) По порядку формирования Государственные доходы делятся на:

- централизованные;

- децентрализованные.

8) В зависимости от групп, подгрупп и видам в соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса доходы бюджета классифицируются по таким разделам:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- доходы от операций с капиталом;

-трансферты.

9) В зависимости от содержания Бюджетный кодекс (ст. 13) предусматривает распределение государственного бюджета на:

- общий фонд;

- специальный фонд.

10) В зависимости от источников формирования:

- внешние;

- внутренние.

11) В зависимости от условий формирования государственные доходы могут быть:

- безвозвратные – это доходы государства и доходы, которые поступают от других субъектов бюджетных отношений;

- возвратные – это государственные займы за использование которых взимается плата и они в полном объеме должны быть возвращены в определенный соглашением срок.

 

Принципы, методы и источники формирования доходов бюджета

Формирование бюджета может осуществляться на разных началах, в зависимости от чего различают: (1) доходы бюджета и (2) источники его финансирования.

(1) Доходами бюджета это средства, которые поступают государству в постоянное пользование на безвозвратной основе. Они обеспечивают стабильность формирования бюджета и финансирование его расходов.

Выделяются следующие методы формирования доходов государства:

1. Доходом государства от предпринимательской деятельности является прибыль государственных предприятий и организаций, которая принадлежит ей на правах владельца средств производства.

2. Получение доходов в виде платежей за использование государственного имуществаи угодий и от предоставления услуг.

Доходы от государственного имущества могут поступать на постоянной основе - арендная плата,или разово - доходы от приватизации государственного имущества.

Доходы от государственных угодий могут формироваться в два способа. Во-первых, от передачи соответствующих угодий или месторождений полезных ископаемых под концессию (передача в пользование). Во-вторых, в виде платы за использование природных ресурсов.

Доходы от государственных услуг поступают в форме государственной пошлины за совершение нотариальных действий, выдачу разнообразных документов, патентов, лицензий и т.п.

3. Кроме рассмотренных выше доходов от предпринимательской деятельности государства и от государственных имущества, угодий и услуг, есть особая группа поступлений, которые можно определить как сопутствующие доходы бюджета. Это разнообразные штрафные санкции и административные взыскания.

4. Основой формирования доходов бюджета являются налоги. Налоговый метод формирования доходов бюджета имеет такие характерные особенности, как принудительность, безэквивалентность, законодательно регламентированный порядок взыскания налогов, одинаковый подход ко всем плательщикам.

5. В системе доходов бюджета особую роль играют официальные трансферты. Их можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Источниками финансирования бюджета, а точнее бюджетного дефицита, являются средства, которые поступают только во временное использование на возвратной основе.

Финансирование бюджета может осуществляться за счет денежной эмиссии и государственного внутреннего и внешнего заимствования.

Эмиссионный доход является суммой превышения доходов, полученных государством от эмиссионных операций, над расходами, связанными с обеспечением этих операций.

Заимствование средств государством у физических и юридических лиц, правительств других стран или международных финансовых организаций происходит в форме выпуска государственных займов или получения кредитов.

Исходными принципами формирования доходов бюджета являются - фискальная эффективность, экономическая эффективность и социальная справедливость.

Принцип фискальной эффективности предусматривает:

1) достаточность доходов,

2) минимизацию расходов на сбор доходов,

3) предотвращение уклонения от уплаты платежей в бюджет,

4) эластичность (или гибкость) системы доходов бюджета,

5) равномерное распределение доходов между административно-территориальными единицами.

Принцип экономической эффективности в процессе формирования доходов бюджета трактуется неоднозначно. Налоговые отношения возникают на стадии перераспределения национального дохода, и через налоговую политику государство вмешивается в распределительные отношения. Т.о., налоговая политика, так или иначе, влияет на экономические процессы независимо от воли государства. Это влияние можно назвать пассивным. Поскольку главной задачей политики государственных доходов является обеспечение достаточного объема поступлений в бюджет, поэтому влияние налоговой политики на процессы воспроизводства имеет второстепенное значение. До тех пор, пока доходы, которые аккумулировало государство, не имели значительного удельного веса в объеме валового внутреннего продукта, влияние налоговой политики на воспроизводственный процесс был незначительным и не предрасполагал внимания политиков и экономистов. Но при дальнейшем росте доли налогов в объеме ВВП возникает потребность взимать необходимые средства наиболее рациональным способом, т.е. минимизируя отрицательные последствия для развития экономики. В дальнейшем дискуссии относительно минимизации отрицательных последствий налогообложения переросли в дискуссии о том, должно ли государство использовать налоговую политику как активный регулятор воспроизводственных процессов (т.е. для достижения других целей, кроме фискальных). Обсуждение этой проблемы происходит и ныне.

Прямые и косвенные налоги имеют разные механизмы влияния на процессы воспроизводства. Прямые налоги влияют на экономическое развитие через механизм уменьшения части прибыли или дохода, который остается в распоряжении плательщика. При этом происходит уменьшение спроса как потребительского, так и инвестиционного. С позиций макроэкономики значения имеет лишь общий объем этого уменьшения. Если же обратить внимание на микроэкономические процессы относительно влияния налогов на заинтересованность участников воспроизводственного процесса, то определяющее значение имеет распределение налогового бремени между плательщиками. Наибольшее влияние осуществляет налоговая система с неравномерным и высоким уровнем налогового изъятия.

Косвенные налоги прямо влияют на процессы ценообразования. Уровень этого влияния связан с относительной величиной налога в цене товара, а также с равномерностью его распределения по товарам разных видов. Наибольший инфляционный потенциал имеют универсальные косвенные налоги, которые охватывают широкий круг товаров, работ и услуг.

Равномерное включение налогов в цену всех товаров имеет макроэкономический эффект, поскольку в одинаковой мере уменьшает спрос на все группы товаров. С другой стороны, неравномерность налогообложения косвенными налогами создает возможность влиять на приоритеты и преимущество потребителей в выборе тех или других товаров (микроэкономический эффект).

С точки зрения проблем социальной справедливости налогоплательщиками должны быть все члены общества, которые получают доходы. Прямые и косвенные налоги в решении этой проблемы имеют разное значение.

Преимущества прямых налогов в решении проблем социальной справедливости объясняются тем, что уровень налогообложения в этом случае непосредственно связан с доходами, которые получают физические и юридические лиц. Споры происходят вокруг вопросов необходимости прогрессивного налогообложения высоких доходов. С точки зрения социальной справедливости, лица, которые имеют высокий уровень доходов, могут платить в бюджет относительно большую часть доходов, при этом происходит перераспределение средств между населением. Но из-за довольно высокой прогрессии в налогообложении возникают отрицательные последствия, такие как потеря плательщиками стимулов к более интенсивной работе и старанию уклониться от уплаты налогов.

Формирование доходов бюджета может происходить по счет внутренних и внешних источников. К внутренним относят валовой внутренний продукт и национальное богатство, которые произведены на территории данной страны, к внешним - ВВП (а иногда и национальное богатство) других стран, которые поступают в виде государственных займов.

 

Лекция 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: