Казначейская система исполнения Государственного бюджета по доходам

Основные способы исполнения государственного бюджета по доходам определены ст. 45 Бюджетного кодекса. Согласно с положениями данной статьи все налоги и другие обязательные платежи зачисляются на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов взыскания.

Единый казначейский счет - это система бюджетных счетов органов Государственного казначейства, открытых в учреждениях банков на которые зачисляются налоги, сборы и другие обязательные платежи Государственного бюджета, а также поступления из других источников, установленных законодательством, и из которых органами Государственного казначейства осуществляются платежи непосредственно в пользу субъектов хозяйственной деятельности, которые выполнили работы и/или предоставили услуги распорядителям бюджетных средств.

Единый казначейский счет -основной счет государства, который открыт Государственному казначейству в Национальном банке, для учета средств и осуществления расчетов в Системе электронных платежей Национального банка.

В связи с обретением Государственным казначейством с2001 года статуса участника системы электронных платежей Национального банка (далее - СЭП НБУ) и расширением работы расчетных палат Государственного казначейства была разработана новая система бухгалтерского учета и отчетности, принята новая бюджетная классификация и план счетов относительно исполнения бюджетов.

СЭП НБУ - это общегосударственная платежная система, которая обеспечивает расчеты между банками и органами Государственного казначейства с применением электронных способов принятия, обработки и передачи информации.

Основанием для зачисления платежей в бюджет являются расчетные документы. Прием доходов коммерческими банками осуществляется:

1) В безналичной форме перечислением средств из счета плательщика на счет бюджета с помощью платежных доверенностей, где указывается МФО банка, номер бюджетного счета, назначение платежа, код ведомства, номер платежной доверенности, код ОКПО юридического лица, код бюджетной классификации доходов, сумма платежа. Требования к оформлению расчетных документов определены в «Инструкции о безналичных расчетах в национальной валюте», утвержденной постановлением Правления НБУ №22 от 21 января 2004 года.

2) В наличной форме на основании таких документов: копии платежных поручений и квитанции – уведомления.

В период с 1 января 2002 года по 1 января 2004 года завершился процесс переведения местных бюджетов на казначейское обслуживание по доходам и межбюджетным трансфертам. Это дало возможность ежедневно получать достоверную информацию про поступления в разрезе видов доходов и бюджетов, предоставлять отчетные данные заинтересованным органам с целью анализа и принятия управленческих решений, реализовать на центральном уровне механизм доведения бюджетных средств до местных бюджетов путем автоматического ежедневного перечисления межбюджетных трансфертов по индивидуальным нормативам, а также изымать средства в госбюджет из местного бюджета.  

Особенностью исполнения доходов местных бюджетов является последовательность обработки платежей:

- возврат чрезмерно или ошибочно уплаченных налогов;

- распределение доходов между местными бюджетами согласно положениям Бюджетного кодекса и решениями о местном бюджете;

- перечисление в государственный бюджет или местные бюджеты средства, которые передаются (внутренние трансферты);

- проведение расчетов по межбюджетным трансфертам;

- перечисление остатков на счета для осуществления расходов для каждого местного бюджета.

 

4.Механизм взаимодействия бюджетного менеджмента с налоговым менеджментом.

В современной налоговой практике большое внимание отводится механизму взаимодействия налогового и бюджетного менеджмента.

Бюджетный менеджмент -это совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, которые направлены на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент должен дать ответ на вопрос - как эффективно руководить этим движением и отношениями.

Налоговый менеджмент - это совокупность приемов и методов организации налоговых отношений с целью обеспечения формирования доходной части бюджета и влияния налогов на развитие производства и социальной сферы.

Объектом налогового менеджмента является доходная часть бюджета.

Субъектом налогового менеджмента выступают органы управления в сфере налогообложения. Органы управления можно объединить в три группы:

- органы законодательной и исполнительной власти;

- органы оперативного управления в налоговой сфере;

- органы нефинансового профиля, которые выполняют лишь отдельные функции, связанные с налоговой деятельностью.

Составляющими налогового менеджмента являются:

- законотворческая деятельность;

- планирование налогов;

- налоговый контроль.

В процессе законотворческой деятельности определяются принципы налогообложения, устанавливаются виды налогов и обязательных платежей и их элементы, разрабатывается порядок расчетов бюджетом.

Планирование налогов предусматривает определение реальных сумм налогов и обязательных платежей, которые должны поступить в бюджет на протяжении бюджетного года.

Чтобы обеспечить поступление запланированных сумм платежей бюджета, необходимо контролировать правильность счета и своевременность уплаты государству налогов и обязательных платежей. Этот вид деятельности предусматривает ведение налогового учета и осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства. Налоговый учет, в свою очередь, включает налогоплательщиков и учет начисленных и фактически оплаченных сумм в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляется путем проведения камеральных, документальных и тематических проверок.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: