Классификация бюджетного контроля

Тема 8. Бюджетный контроль и анализ

1. Сущность и значение бюджетного контроля.

2. Классификация бюджетного контроля.

3. Методы проведения бюджетного контроля.

4. Экономический анализ бюджета.

 

Сущность и значение бюджетного контроля.

Бюджетный Контроль занимает важное место в системе управления бюджетными ресурсами.

Бюджетный контроль - совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного для реализации функций, возложенных на государство или территориальные органы власти.

Целью бюджетного контроля является выявление отклонений в деятельности по формированию бюджетного фонда для своевременного принятия корректирующих мер, привлечения виновных к ответственности и получения компенсации за причиненный ущерб, а также для разработки и реализации мероприятий по предотвращению таких нарушенийв будущем.

Основные задачи бюджетного контроля:

- соблюдение правильности соблюдения процедуры составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета;

- соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- выявление резервов повышения эффективности управления бюджетными ресурсами;

- выявление злоупотреблений в бюджетной сфере и принятие мер наказания к виновным.

Система бюджетного контроля включает такие основные элементы:

- объект контроля;

- предмет контроля;

- субъект контроля;

- методы контроля.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения ВВП в территориальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций. Таким образом, бюджетный контроль охватывает бюджетно-налоговую сферу, бюджетный процесс и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.

Предметом бюджетного контроля выступают все стадии бюджетного процесса: поступление налоговых и других платежей в бюджет, декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, официальные трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей и др.

В качестве субъектов бюджетного контроля можно рассматривать практически все государственные и территориальные органы власти, а также хозяйствующих субъектов и население. В Украине систему органов бюджетного контроля составляют: Верховная Рада Украины, Счетная палата, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, органы системы Минфина, Налоговая администрация.

К методам бюджетного контроля относят документальную и камеральную проверки, ревизию, обследование и экономический анализ.

Большое значение для повышения эффективности бюджетного контроля имеет соблюдение принципа публичности. В Украине информация о бюджете должна быть обнародована. Министерство финансов Украины обеспечивает доступность для публикации.

 

Классификация бюджетного контроля.

Виды бюджетного контроля различаются в зависимости от субъектов контроля и по времени проведения.

В зависимости от субъектов контроля различают:

1) Государственный бюджетный контроль – осуществляют  органы государственной власти и местного самоуправления. Он может быть двух видов:

- бюджетный контроль законодательных органов власти;

- бюджетный контроль исполнительных органов власти.

Законодательные органы властиимею право на получение от органов исполнительной власти необходимых материалов при утверждениибюджета, получение оперативной информации об исполнении бюджета, создание собственных  контрольных органов. Органы исполнительной власти контролируют формирование и использование бюджетного фонда в соответствии со своими компетенциями.

2) Ведомственный контроль – проводят контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств. Предметом контроля является процесс использования бюджетных средств согласно ведомственному признаку бюджетной классификации.

3) Общественный контроль – осуществляют общественные организации в зависимости от поставленных задач.

4) Независимый контроль – осуществляется со стороны аудиторских фирм. К услугам аудиторских фирм прибегают различные структуры. Такой контроль может осуществляться и по заказу предприятия, финансовая деятельность которого становится объектом аудита.

5) Внутренний контроль – проводится соответствующими службами предприятий, организация и учреждений.

6) Правовой контроль – осуществляется правоохранительными органами. Побудительными причинами такого контроля является необходимость выяснения причастности субъекта хозяйствования к противоправной деятельности.

7) Физические лица также осуществляют бюджетный контроль, именуемый гражданским контролем. Контроль осуществляется автоматически в процессе составления налоговых деклараций, ознакомлении с информацией об удержании из заработной платы и т.д. Кроме того, многие физические лица являются получателями бюджетных средств в виде заработной платы и различных трансфертов, что также автоматически становится объектом бюджетного контроля.

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

1) Предварительный контроль – проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджета и документов, связанных с планируемым использованием бюджетных средств. Предварительный контроль направлен на предотвращение противоправных ситуаций, на выявление резервов роста доходов и повышения эффективности планируемых бюджетных показателей программам социально-экономического развития государства или соответствующей территории. Поэтому он носит предупреждающий характер.

2) В процессе исполнения бюджета проводится текущий контроль. В результате текущего контроля выявляются нарушения бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения норм и нормативов по формированию и расходованию бюджетного фонда. Текущий контроль является основным видом контроля.

3) Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода. Если текущий контроль основывается на изучении первичных документов оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности, то последующий контроль – в основном отчетных документов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: