Тема 8. Правовой режим использования

И ОХРАНЫ ВОД

1. Воды как объект использования и охраны. Водное законодательство.

2. Право водопользования и его виды.

3. Правовые меры охраны вод.

4. Ответственность за нарушение водного законодательства.

 

Темы рефератов

1. Воды как важнейший компонент окружающей среды. Субъекты и объекты водных отношений.

2. Деятельность местных исполнительных и распорядительных органов в области использования и охраны вод (на примере отдельно взятого района).

3. Контроль за использованием и охраной вод.

4. Особенности пользования водными объектами для нужд сельского хозяйства.

 

Контрольные вопросы

1. Основные задачи водного законодательства Республики Беларусь.

2. Понятие и состав государственного водного фонда.

3. Назовите органы государственного управления в области использования и охраны вод.

4. Каковы основные цели, виды и сроки водопользования?

5. Права и обязанности водопользователей.

6. Охарактеризуйте порядок и условия предоставления водных объектов в пользование.

7. Основания прекращения права водопользования.

8. В чем заключаются основные направления и мероприятия по охране вод?

9. Какова сущность государственного мониторинга вод?

10. Ответственность за нарушение водного законодательства. Ее виды.

Вода является самым распространенным в биосфере веществом. Это необычное по своим физико-химическим свойствам неорганическое вещество (соединение) играет исключительно важную роль в жизни природы.

Общественные отношения в области использования и охраны вод в Республике Беларусь регулирует водное законодательство. Его основу составляет Водный кодекс и ряд постановлений Совета Министров по вопросам использования о охраны вод.

Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики Беларусь и находятся в исключительной собственности Беларуси.

Использование вод в Республике Беларусь осуществляется на праве водопользования. Водные объекты (их части) могут предоставляться в пользование юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным, в порядке, определяемом законодательством. Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно- бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

Водное законодательство выделяет следующие виды водопользования: общее и специальное; обособленное и совместное; первичное и вторичное.

При изучении данной темы следует иметь в виду, что под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на сохранение, восстановление и улучшение состояния природных запасов воды, водных объектов.

Правовой основой охраны вод являются положения Водного кодекса. в соответствии с ними все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинять вред здоровью населения, повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических, химических, биологических свойств вод, снижение их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод.

За нарушение водного законодательства предусмотрена административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Подробный перечень нарушений в области использования и охраны вод содержится в ст.96 Водного кодекса Республики Беларусь.

 

Л и т е р а т у р а: [1 3, 6, 12, 14, 16, 17 20, 22, 30, 34, 38, 40, 42 44, 52, 54 58, 69, 71, 75 78, 87, 90, 94].

 

Тема 9. Правовой режим использования и охраны лесов

1. Лес как объект использования и охраны. Лесное законодательство.

2. Право лесопользования и его виды.

3. Правовая охрана растительного мира.

4. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

 

Темы рефератов

1. Характеристика Лесного кодекса Республики Беларусь 2000 года.

2. Концепция устойчивого развития лесного хозяйства.

3. Характеристика качественного и количественного состояния лесов Беларуси.

4. Задачи и функции государственной лесной охраны Республики Беларусь.

5. Особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства.

6. Деятельность местных советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (на примере отдельно взятого района).

 

Контрольные вопросы

1. Понятие леса как объекта использования и охраны.

2. Источники лесного законодательства.

3. Лесной фонд: понятие, состав земель государственного лесного фонда.

4. Управление государственным лесным фондом: понятие, органы.

5. Назовите основные принципы лесопользования.

6. Что понимается под лицензированием деятельности по использованию государственного лесного фонда?

7. Каково назначение лесорубного билета, ордера и лесного билета?

8. Права и обязанности лесопользователей.

9. Цели и задачи охраны и защиты государственного лесного фонда.

10. Ответственность за нарушения лесного законодательства.

При рассмотрении данной темы необходимо отметить, что важным фактором, стабилизирующим экологическую обстановку, являются леса. Лес обладает специфическими природообразующими и природоохранными свойствами. В нынешних условиях есть настоятельная потребность в развитии и укреплении роли лесного законодательства во всей системе экологического законодательства.

Нужно иметь в виду, что действующее экологическое законодательство дает определение леса как совокупности естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующей лесной биоценоз и используемой в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно- гигиенических, научно- исследовательских и других целях.

Понятие леса неразрывно связано с понятием государственного лесного фонда, который образуют все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом лесные земли и нелесные земли (ст.4 Лесного кодекса Республики Беларусь).

Необходимо отметить, что объектом правовой охраны являются все леса республики, которые находятся в соответствии с законодательством в исключительной собственности государства. Леса должны быть защищены от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования, вредителей, болезней и т.д.

Основополагающее значение для охраны лесов имеет подразделение их на две группы в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением государственного лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми функциями. При этом необходимо помнить, что первая группа лесов подразделяется еще и по категориям защитности.

Извлечение полезных свойств леса осуществляется в процессе лесопользования. В связи с этим лесное законодательство содержит перечень видов лесопользования, которые могут осуществляться в государственном лесном фонде (ст.36 Лесного кодекса).

Различают общее лесопользование и специальное. Общее лесопользование предполагает свободное пребывание в лесах с целью охоты, сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод и других ресурсов леса. Специальное же лесопользование осуществляется только по специальному разрешению лесорубочному билету, ордеру или лесному билету.

За нарушение лесного законодательства предусмотрена уголовная, административная и материальная ответственность.

 

Л и т е р а т у р а: [1 4, 7 10, 18 20, 22, 26, 27, 30, 36, 40 42, 44, 56, 69, 71, 79, 87, 94].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: