П я т ы й, ш е с т о й д н и. Изучение влияния антропогенных факторов на продолжительность жизни городского населения

Цель занятия: изучить влияние антропогенных факторов на продолжительность жизни городского и сельского населения.

  Пояснения. Продолжительность жизни людей является интегральным по­казателем, включающим в себя многие факторы. Известно, что за последние десятилетия продолжительность жизни в Беларуси постоянно снижается. Основной причиной этого является ухудшение экологической обстановки, ведущее к ослаблению человеческого организма, сни­жению его иммунитета. Так, под влиянием Чернобыльской аварии, сброса в некоторые озера и реки радиоактивных вод, загрязнения наземных и водных экосистем тя­желыми металлами, пестицидами, нитратами происходит возраста­ние заболеваемости людей (онкологические, желудочно-кишечные болезни). Нарастание стрессовых нагрузок из-за неблагополучия экологических и социальных условий ведет к повышенному риску и в отношении сердечно-сосудистых заболеваний. При этом в каж­дом отдельном случае воздействию подвергаются определенные возрастные группы населения. Так, под влиянием радиоактивного облучения, загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами в пер­вую очередь подвергаются риску дети и старики; первые – потому, что любое воздействие наиболее сильно влияет на делящиеся клетки, а вторые – из-за ослабления сопротивляемости организма с возрас­том, нарастания «ошибок» в функционировании генетического ап­парата клеточной ткани и др.

Выполнение задания. Для сбора материала используют старые и новые кладбища. Обычно на кладбище всегда есть деление на старую и новую часть. На каждой из них, проходя по диагонали в одном и другом направлении (это можно сделать по стрелке компаса), произвольно выбирают 80 – 100 могил, переписывают даты рождения, смерти, пол.

Строят кривую выживаемости в целом для данной человечес­кой популяции или по половому признаку. При этом показатели разбивают на классы. По оси ординат откладывают число людей (0, 5, 10, 15, 20, 30 человек), а по оси абсцисс – возраст, до которого они дожили (0 – 10; 10 – 20; 20 – 30; 30 – 40; 50 – 60 лет и т.д.).

Тот же сбор материала производят на кладбище с более по­здними сроками захоронения (новое кладбище) и строят такую же кривую.

Сравнивают кривые на графиках и объясняют изменения в про­должительности жизни определенных возрастных групп.

Можно построить график общей смертности по годам: по оси ординат – число людей (как и в предыдущем случае), а по оси абс­цисс – годы (1930 – 1935; 1935 – 1940; 1940 – 1945 и т.д.).

Сравнивают кривые на графиках и объясняют изменения в про­должительности жизни людей за последние 50 – 100 лет.

С е д ь м о й   д е н ь. Знакомство с организацией работы и устройством крупного животноводческого комплекса и методами утилизации отходов производства.

Цель занятия: изучить обустройство и расположение комплекса. Ознакомиться с методами утилизации отходов производства.

Выполнение задания. Студенты наносят на бумагу картосхему расположения комплекса со всеми его объектами, отмечая их месторасположение на территории по отношению к водным объектам и населенным пунктам. Знакомятся со способами утилизации отходов производства. Выявляют негативные явления в организации и размещении комплекса, если таковые обнаруживаются. Вносят свои предложения по дальнейшему развитию комплекса, улучшению экологической обстановки и условий труда на комплексе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: