Задание. Проверьте свои знания

1. Кому из греческих богов приписывают изобретение лиры и свирели?

2. Назовите муз трагедии, комедии и танцев?

3. Кто состязался с богом Аполлоном в игре на флейте?

4. Что в Древней Греции означало слово «трагедия»?

5. На каком музыкальном инструменте состязался бог лесов Пан с Аполлоном?

6. В каком из праздников Спарты исполнялись торжественные хоровые песни в честь павших героев?

7. Какие древнегреческие мифы получили новую трактовку в драматургии?

8. Как назывались зрелищные деньги, выдаваемые афинским государством беднейшему населению?

9. На какие части делился древнегреческий театр?

10. Какие образы древнегреческого театра получили распространение в европейском театре более поздних лет?

Римский театр

Культовые и обрядовые игры древних римлян

 Как и у всех народов, у рим­лян испокон веков существовали культовые и обрядовые песни и игры, тесно связанные с их земледельческим бытом. К числу их относятся так называемые фесценнины, оче­видно, получившие свое название от имени этрусского города Фесценниум, откуда, вероятно, они были заимствованы. По словам Горация, их распевали «в старину земледельцы, люди крепкие и довольные малым, после уборки жатвы». Две веселые ватаги — отсюда диалогическая форма — обменивались едкими шут­ками. Настолько едкими и вольными, что римские власти еще в пору составления первых письменных законов (законов «двенадцати таблиц») были вынуждены их запретить под страхом сурового наказания. Однако этот жанр продолжал жить в свадебных песнях и шутливых солдатских песенках, исполнявшихся во время триумфальных шествий и в гораздо более позднее и потому значительно нам лучше известное время.

 

Народная комедия – ателлана. Культурные контакты Рима с эллинистическим миром. Паллиата и тогата, пантомима и танцевальные представления. Римская драматургия (Андроник, Невий, Эний, Пакувий и другие

 Возникновение у римлян театра теснейшим образом свя­зано с историческим переломом в области культуры, который они пережили в III веке до н. э. Перелом этот был вызван тем, что римляне в 70-х годах III века подчинили своей власти греческие города Южной Италии, а в середине того же века — эллинские города на побережьях Сицилии.

Совершенное знание греческого языка и знакомство с греческой литературой для римской республиканской знати становятся правилом хоро­шего тона. Среди видных римских государственных деятелей появляется немало людей, не только свободно говорящих по-гречески, но и предпочитающих думать и писать на этом языке. Именно под влиянием деятелей такого склада римское правительство приняло в 240 году до н. э. официальное реше­ние ознаменовать победоносное окончание Первой пунической войны, стоившей римскому народу крайнего напряжения сил, пышными торжествами. Предусматривалась и постановка трагедии по греческим образцам, но на латинском языке. Написать и поставить эту трагедию было поручено Луцию Ливию Андронику. Он был греком, уроженцем Тарента, привезенным в Рим в качестве военнопленного и по суровым обычаям той эпохи превращенного в раба. Именно, Андроник стал родоначальником римской драматургии.

Ливий Андроник не может не быть признанным осно­воположником нового драматургического и сценического жанра: «комедии плаща» — так называемой «паллиаты» (от слова «паллиум» — «греческий плащ»). Этот тип комедии на­зывался так потому, что в заимствованных у греков пьесах действующие лица не только продолжали носить греческие имена, но и выступать перед зрителями в греческих одеждах.

При составлении такого рода пьес преемники Ливия Андроника стали пользоваться особым приемом, вошедшим в литературоведение нашего времени под названием конта­минации. Прием этот заключался в том, что римский драма­тург, не ограничиваясь переводом греческих оригиналов с необходимыми, с его точки зрения, купюрами или встав­ками, использовал для своих целей не одну, а две и даже несколько греческих пьес, соединяя их воедино или добавляя к одной из них отдельные сцены из других. Разумеется, по­добная переработка греческих оригиналов требовала от ее автора умения связать отдельные части пьес так, чтобы швы не бросались в глаза и пьеса представала перед зрителями как художественное целое. Успех в этой работе, естественно, зависел от степени одаренности того, кто применял приемы контаминации.

Первым, кто стал ее использовать, был ближайший про­должатель Ливия Андроника Гней Невий. Италик родом из Кампании, участник Первой пунической войны, он обла­дал, по сравнению со своим предшественником, тем бесспор­ным преимуществом, что латинский язык был для него род­ным или, во всяком случае, он им превосходно владел. Как и от творчества Ливия Андроника, от произведений Гнея Невия сохранились лишь скудные фрагменты.

Трагедии эти вошли в историю римской драматургии под названием претекст. Претекстой называлась одежда высших в Риме должностных лиц. Трагедии Невия потому и были названы претекстами, что главные их герои выступали перед зрителями в таких одеждах. По дошедшим до нашего вре­мени сведениям, из-под пера Невия вышли два таких произве­дения: трагедия «Ромул», посвященная легендарному осно­вателю римского государства, и трагедия «Кластидий», про­славлявшая победу римского консула Марцелла, одержан­ную им в 222 году до н. э. над галлами. Стяжал себе Не­вий славу и своими необыкновенно смелыми выступлениями против сильных мира сего. Сохранились фрагменты его сти­хов, направленных против таких могущественных деятелей его времени, как Сципион Африканский и представителей влия­тельнейшего рода Метеллов. Выступление против Метеллов даром Невию не прошло. Он был заключен в тюрьму, откуда выбрался лишь с большим трудом с помощью народных трибунов.

За Невием следуют три драматурга: Квинт Эний (239— 169 годы до н. э.), Марк Пакувий (220 — приблизительно 130 год до н. э.), Луций Акций, родившийся уже во II веке до н. э. От произведений всех троих до нашего времени до­шли лишь скудные фрагменты, позволяющие составить лишь весьма поверхностное представление об их творчестве. Из­вестно, что первый из них переработал «Эвменид» Эсхила, ряд трагедий Еврипида, а также написал ряд претекст. Марк Пакувий, в отличие от Эния, переработал и поставил только одну трагедию Еврипида, а увлекался больше Софоклом. Он же написал претексту «Павел», прославлявшую победу консула Эмилия Павла над македонским царем Персеем в знаменитой битве 168 года до н. э. при Пидне. Луций Акций считался одним из самых плодовитых римских драматургов. Известно свыше пятидесяти названий его трагедий, представ­лявших собой переработки произведений всех трех великих афинских трагиков V века. Написал он и ряд претекст.

Однако заимствованный у греков вид искусства не пустил на римской почве глубоких корней. По-видимому, он импонировал вкусам лишь избранных зри­телей, всецело находившихся под обаянием эллинской куль­туры. Для более широких римских кругов это искусство оста­валось чужим. Очевидно, именно этим следует объяснять начавшиеся поиски новых жанров, более близких римским зрителям. «Комедия плаща» сменяется «комедией тоги» — так называемой тогатой. Комедии этого жанра были посвящены местным италийским сюжетам, и герои их выходили на сцену в римских национальных одеяниях. К сожалению, мы весьма плохо осведомлены о конкретных особенностях тогаты, так как ни одна из них не дошла до нашего времени. Существуют основания думать, что авторы этих произведений не смогли полностью освободиться от влияния греческой драматургии и продолжали подражать приемам художественного изобра­жения, выработанным греками. К тому же, римскому театру, как зрелищному виду искусства, постоянно приходилось соперничать с распространенными в Риме цирковыми представлениями и гладиаторскими боями.

Трагический жанр в эпоху империи представлен только трагедиями Сенеки, написанными на мифологические сю­жеты, в свое время использованные афинскими поэтами V века. Собственно говоря, эти трагедии не имеют прямого отношения к театру, так как Сенека писал их не для сцены, а для камерного исполнения в кругу избранных.

Луций Анней Сенека принадлежал к высшим слоям рим­ского общества — отец его был широко известен своим тру­дом о римских ораторах, принадлежал к всадническому со­словию и, судя по всему, был человеком весьма состоятель­ным. Родился Луций Сенека около 4 года до н. э. в римской Испании, но был воспитан и получил первоклассное по тому времени образование в Риме.

Сенека был чрезвычайно плодовитым и разносторонним писателем. По выражению одного из своих младших совре­менников, он в своих произведениях «коснулся содержания почти всех областей науки; от него остались и речи, и стихотворения, и письма, и диалоги» (Квинтилиан, X, I, 129). Большая часть этих произведений насыщена философскими рассуждениями, преимущественно на этические темы, трак­туемые в духе учения стоиков. В некоторых случаях эти рас­суждения звучат гневным протестом против утвердившейся в императорском Риме деспотической формы правления.

Сенека написал и десять дошедших до нашего времени трагедий: «Безумствующий Геркулес», «Троянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест», «Финикиянки», «Геркулес на Эте» и «Октавия». Семь первых трагедий, безусловно, вышли из-под пера Сенеки, так как обладают всеми характерными особенностями его творческого почерка.

Из заглавий всех трагедий Сенеки, исключая «Октавию», уже ясно, что тематически и сюжетно они совпадают с клас­сическими произведениями великих греческих трагиков V века. «Троянки» представляют собой контаминацию «Гекубы» и «Троянок» Еврипида с недошедшими до нас трагедиями Софокла; «Финикиянки» и «Медея» в общих чертах совпадают с одноименными трагедиями Еврипида; «Федра» — с еврипидовским «Ипполитом»; «Эдип» — с софокловским «Эдипом царем»; «Агамемнон» — повторяет трагедию Эсхила. Нако­нец, «Тиест» написан на сюжет мифа, повествующего о раз­доре между братьями Атреем и Тиестом из-за соблазненной последним жены Атрея, и о так называемом «Пире Тиеста», когда тот под предлогом примирения был приглашен в гости к брату, который накормил его мясом его собственных детей. Этот миф также уже был использован Софоклом.

В каждой из перечисленных трагедий неуклонно соблю­дается единство времени и места, каждая разделена на пять частей и в каждой на сцене появляется не более трех актеров одновременно. Эти правила, не всегда соблюдавшиеся вели­кими афинскими поэтами V века.

Используя греческих авторов, Сенека, однако, руковод­ствовался собственными критериями, служившими ему для отбора нужного материала. Как приверженца учения стоиков его прежде всего интересовали две проблемы: проблема пре­вратностей судьбы человеческой, которую бессильны изменить даже боги (наиболее ясно этот взгляд выражен Сенекой в трагедии «Эдип») и проблема страстей человеческих, кото­рые, если выходят из-под контроля разума, несут людям ги­бель. Главные герои трагедий Сенеки поэтому служат либо примерами неотвратимости рока, либо примерами ги­бельного воздействия на них той или иной страсти — тщесла­вия, любовных страстей, жажды могущества и неограничен­ной власти. Герои, охваченные этими страстями, уже не слышат предостерегающего голоса разума, обычно олицетво­ряемого у Сенеки лицами, дающими главному герою разного рода советы. Другие стороны трагического действия, зани­мающие такое видное место у греческих авторов, Сенеку ин­тересуют мало, отодвигаются на задний план, а то и вовсе исчезают из его трагедий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: