Зарождение гуманистических идей, их проникновение во все сферы жизни европейского общества. Универсальный новый человек

Создавая новую, гуманистическую культуру, итальянские философы, поэты и художники отвечали духу своего времени и были непреклонными борцами с феодальным укладом жизни, с церковным аскетизмом, в их творчестве чело­век был противопоставлен богу, личная свобода — рабской покорности, опоэти­зированная природа — идеалу умерщвленной плоти.

Под Возрождением понимали усилия мысли, слова, науки, направленных на возрождение блистательной светской культуры античности. Предполагалось, что варварское средневековье или забыло, или сильно исказило античность. Гуманистов не устраивало, что светская философия подменялась богословием. Они надеялись вернуть первоначальное философское светское осмысление мира и человека. Возрождение имело и полемическое значение, как возврат к высокой культуре в противовес темному средневековью.

Возрождение имело под собой исторические истоки – социально-экономическую базу явления и политические условия вызревания новой культуры, умонастроения, социальной психологии.

Следует отметить, что культура Возрождения – это, прежде всего, культура городов, того особого периода, когда он перерастает рамки мелкого торгового производства, когда в этом городе начинает зарождаться раннее буржуазное производство, ранний капитализм. Именно в Италии раньше всего зарождаются капиталистические отношения. Во многих городах появляются мануфактурные производства. Капитализм требовал серьезного уровня товарно-денежных отношений, значительных капиталов, свободной рабочей силы. Все эти условия появились в Италии к XIII веку. Удобное географическое положение также немало способствовало развитию торговли в средиземноморском бассейне и со странами Востока. Города-государства Италии для всей Европы становились центрами торговли и финансовых операций. Развивались производства сукна, шелка, оружия, стекла, бумаги. Новое производство несло с собой импульс свободы – свободы от феодального произвола, прежде всего, и свободы от религиозных ограничений в отношении человеческой личности. Историческая роль раннекапиталистического уклада в том, что он принес Европе богатство, деньги, с ними новые культурные запросы, ставшие материальной базой для развития светской культуры, Возрождения.

Ранняя буржуазия в социальном плане стала передовой, прогрессивной, эволюционной прослойкой общества. Пополанство, те, кто создавали эту жизнь, в первую очередь стали испытывать новые духовные потребности. И новая культура стала со временем отражением интересов этих слоев, интересов прогрессивных, антифеодальных и антицерковных.

В среде пополанства складывается своеобразная социальная психология – повседневное бытовое сознание, непосредственно связанное с материальной жизнью. Социальная психология итальянского пополанства – это психология нового типа человека, порожденного раннекапиталистическим городом. Этот слой городского населения не был единым ни по уровню образования, ни по достатку, ни по происхождению и общественному статусу, но их всех объединяло товарное производство и рыночные отношения. Товарное производство требовало от личности расчета, мышления, планирования, самостоятельных действий, стремления к поставленным целям, умения выживать в реалиях острейшей конкуренции. И тогда в городской среде начинают вырабатываться новые ориентиры: стремление к наживе и обогащению. Культ денег, в некотором смысле, становится смыслом и целью жизни пополанства. Деловые качества сочетаются с обманом и мошенничеством. Повсеместно распространяются понятия: бережливость, расчет, выгода, экономия. Во взаимоотношениях с другими людьми на первое место выходит польза и выгода. По-новому воспринимается время, способное приносить пользу. Подвергается полному переосмыслению отношение к труду. Если ранее учение церкви преподносило человеческий труд, как наказание Бога, по завету «Будешь трудиться в поте лица своего», а в период Средневековья труд считался уделом низших сословий. То начиная с XIV века, пополанство утверждает новый принцип ценности труда и активной деятельности человека.

В городской среде все активнее проявляется уважительное отношение к творческой интеллигенции. Стремление к знаниям и любознательность приветствуются в любом возрасте, так как торговому человеку и предпринимателю не помешают разносторонние знания в области точных (счет, деловое письмо) и естественных (география) науках, а также в области истории, языкознания, новшеств производства. Горожане учатся сами и дают образование своим детям, не делая различия между мальчиками и девочками.

Расширение общего кругозора влечет за собой переосмысление отдельных церковных постулатов и новое отношение к самой церкви и вере. Горожане чувствуют себя умней, сообразительней, чем любое духовное лицо. Да и само духовное лицо перестает осознаваться, как посредник между мирянином и Богом, оно низводится до уровня обычного человека, со свойственными ему достоинствами и недостатками. Как показывает городская новеллистика, горожане открыто позволяют критику невежества и низких нравов клириков, осуждают их сребролюбие, чревоугодие и другие пороки. Но критика горожан не превращается в безверие, скорее идет процесс отделения веры от церкви. Горожанами все больше проявляется благочестивый рационализм.

В среде пополанства подвергаются полному переосмыслению многие понятия: честь, достоинство, благородство, родовитость, патриотизм. Каждое из них получает новое звучание и смысл. Родовитость – это не семейный герб, передаваемый по наследству, а труд на благо рода и семьи. Благородство – это не сословное качество, присущее дворянству от рождения, а честность и порядочность во всех жизненных ситуациях.

Таким образом, социальная психология питалась свободомыслием народа. Горожанину стали свойственны находчивость, ум, сила воли, умение довести дело до конца, достойное обхождение со всеми. Человеческие чувства стали одной из основных этических норм, развитых гуманистами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: