Театр начала XVIII века

Петровские реформы. Изменения в области культуры и быта. Открытие «Комедиальной храмины» в Москве. Публичный театр. Репертуар и актеры. Проба пера в драматургии Натальи Алексеевны. Народный и школьный театры Деятельность Феофана Прокоповича

В XVIII веке продолжалось развитие театра. Большую роль в развитии театра начала века сыграл Петр I. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было построено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа во главе с антрепренером И.Х Кунстом. Потом на обучение к нему были направлены «русские ребята». В репертуаре были иностранные пьесы преимущественно немецких драматургов XVII века, которые были мало популярны и успеха у публики не имели. В 1706г. театр прекратил свое существование, так как не получал субсидий. В 1706г. сестра Петра I Наталья Алексеевна в Подмосковном селе Преображенском организовала театр, где пьесы ставились на религиозные сюжеты.

Не меньше, чем в семейных делах, царевна Наталья Алексеевна прославилась на поприще культуры. Для того времени она была весьма начитанна. Ей принадлежали книги историко-литературного содержания, а также учебники: Троянская история, повествования об Александре Македонском, о Полтавском сражении, об освобождении Ливонии, Хронограф, Грамматика и др. Но главное, Наталья страстно увлекалась театром. Известно, что уже в 1690г. в ее хоромах в Кремле устраивались театральные постановки. Позже энергичная подвижница театрального искусства организовывала действа в царских резиденциях – в Преображенском и Измайлове. По распоряжению Петра в Москве на Красной площади было построено театральное помещение для широкой публики, где ставились спектакли по пьесам, в том числе и современных европейских авторов. И уж конечно, Наталья не была в стороне от этого дела. В 1708г. двор и русская знать по приказу Петра 1 переехали в Петербург. И здесь развернулась увлеченная царевна. При ее дворе сразу же был организован театр, имевший специальное здание. Говоря современным языком, Наталья Алексеевна не только занималась режиссурой, но и сама писала пьесы как на религиозные сюжеты («Екатерина Великомученица», «Евдокия Великомученица»), так и исторического содержания («Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон»). В своих драмах Наталья выводила и современные ей события, свидетельницей которых она была. Это и аллегория на заговор Шакловитого 1689г. (пьеса «Стефанотокос»), и история великомученицы Евдокии, в чем-то напоминавшая судьбу царицы Евдокии Федоровны. Петр 1 всячески поддерживал увлечение сестры и с удовольствием посещал спектакли. Более того, Наталью Алексеевну можно считать поборницей именно русского театра. Она пыталась придать театральному искусству национальные черты. А публике было с чем сравнивать, ведь тогда в России появляются заезжие итальянские, французские и немецкие труппы.

В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, а также Хирургической школы. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I. В 1719г. Петр I в Петербурге открыл городской театр с посредственной немецкоязычной труппой. И этот театр в 1723г. прекратил существование. Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр.

 

Театр середины и второй половины XVIII века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: