Тема 3. Этика античности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОГО И ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

Уважаемые студенты!

Методические рекомендации включают следующие разделы:

Ø Тематический план учебного курса;

Ø Содержание учебной дисциплины;

Ø Текст установочной лекции;

Ø Список литературы по курсу «Этика»;

Ø Перечень оригинальных этических текстов, предлагаемых для конспектирования, а также иной (несколько более сложный) вариант задания по истории этики – сравнение этического и художественного текста для филологов и анализ какого-либо исторического документа с помощью определенного этического текста – для историков;

Ø Методические рекомендации для подготовки конспекта;

Ø Образцы контрольных работ с элементами тестирования по истории этики;

Ø Примерный перечень вопросов по материалам лекций, предлагаемых для письменной домашней работы и интерактива на лекциях;

Ø Вопросы к зачету по этике;

Ø Тематика индивидуальных творческих работ по этике (выполняются сугубо по желанию студента)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Если целью изучения учебного курса этики в целом является системное освоение основ фундаментального и прикладного этического знания в его историческом развитии и современном состоянии, то на лекциях в период экзаменационной сессии предстоит сосредоточиться на следующих задачах:

 - систематизировать учебный материал;

 - акцентировать важнейшие проблемы, понятия и концепции этического знания;

 - выявить, сформулировать коллизии, актуальные вопросы морально-этической практики.

    Для успешного решения этих задач требуется предварительно, до сессии ознакомиться с учебным материалом (список учебной литературы прилагается). В результате возможно успешное участие в интерактиве на занятиях. Кроме того, по итогам каждой лекции будут предложены вопросы (на выбор студента) для краткой домашней письменной работы.  

    Раздел по истории этики предстоит изучать самостоятельно в процессе подготовки к экзаменационной сессии. Формами контроля этой самостоятельной работы являются:

- конспект оригинального этического текста (фрагмента) или реферат второго варианта письменного задания (в него также включается конспект этического текста). Конспект сдается до сессии (не позднее последнего дня заочника перед сессией);

- контрольная работа с элементами тестирования (проводится на 1-м занятии по этике в течение 30 мин.).

 

    Зачет будет проводиться в форме устного ответа на зачетные вопросы.

 

    Чтобы учесть и оценить все виды выполненной студентом учебной работы, используется краткий вариант рейтинга. В случае успешного выполнения всех заданий, отмеченных *, зачет выставляется автоматически; результатом удовлетворительной работы по всем заданиям является бонус к зачету. 

Задания и баллы

№№ Задания Успешно Удовл.
1. Конспект этического текста* или 6 – 10 б. 4 – 5 б.
2. Сравнительный анализ этического и художественного текстов* 8 – 12 б. 6 – 7 б.
3. Работа с элементами тестирования* 6 – 10 б. 4 – 5 б.
4. Письменный ответ на вопрос по теме лекции* 2 – 3 б. 1 б.
5. Участие в интерактиве 2 – 3 б.  
6. Посещение занятий* - (1 занятие) 0,5 б. 0,5 б.
7. Индивидуальная творческая работа 20 б.  

 

    Бонус - освобождение от вопроса по истории этики на зачете.

 

    (Важна не сумма баллов, а успешное или удовлетворительное выполнение основных заданий).

 

    Если представляются письменные работы-копии (конспекты этических текстов, письменные ответы на вопросы по материалам лекций), то каждая такая копия оценивается только 1 (одним) баллом!

 

    Индивидуальная творческая работа по теме, самостоятельно, по желанию избранной или предложенной студентом, выходит за пределы подготовки к экзаменационной сессии, может быть представлена на весенней студенческой конференции БГУ. Консультации для подготовки такой работы проводятся по индивидуальному расписанию.

Ж е л а ю у с п е х о в!



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Темы Лекции Семинары КСР
1 Этика, ее предмет и значение 2    
2 Специфика и структурно-функциональный анализ морали 2    
3 Проблема свободы в этике 2    
4 Основные моральные ценности 2    
5 Проблемы генезиса и исторического развития нравственности 2    
  Всего 10    

 



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭТИКИ

Тема 1. Этика, ее предмет и значение

    Введение: задачи учебного курса этики; организационные и методические вопросы изучения этики.

    Понятие морали. Мораль как объект этики. «Этика», «мораль», «нравственность», «нравы». Многообразие подходов к определению понятия морали в этическом знании.

    Этика – философское учение о морали. Предмет этики. Структура этического знания: эмпирический (дескриптивный), теоретический, нормативный уровни этики. Метаэтика. Прикладная этика в системе этического знания. Основные типы прикладной этики.

    Методологические проблемы этического исследования. Классификация основных направлений этики.

    Этика – «практическая философия». Этика как философская рефлексия над основаниями нравственной культуры. Значение этики в мире человека.

 

Тема 2. Этическая мысль Древнего Востока

    Особенности генезиса этического знания Древней Индии. Социокультурные предпосылки становления этики. Веды как литературный источник культуры Древней Индии.

    Философско-этические воззрения в культуре Древней Индии, их специфика. Основные понятия философской культуры Древней Индии. Этические учения астики и настики.

    Этика буддизма: теоретические положения и морально практическое значение. Этические учения джайнизма и йоги.

    Социокультурные предпосылки формирования этики Древнего Китая. Традиционный характер древнекитайской культуры, ее основные понятия.Философско-этические представления в культуре Древнего Китая, их специфика.

    Социально-этическое учение Конфуция: проблемы, понятия, значение. Даосизм как философско-этическое учение, принцип «недеяния». Этико-правовое учение легизма.

Тема 3. Этика античности

 

    Античная этика: космоцентризм и рационализм. Социокультурные особенности формирования античной этики. Характерные черты философско-этического знания античности. Морально-этический аспект античной натурфилософии.

    Этический субъективизм и релятивизм школы софистов. Сократ и сократические школы. Философско-этические взгляды Платона.

    Этика Аристотеля – вершина античной этики.

    Индивидуалистическая тенденция в позднеантичной этике. Учения Эпикура и школы стоиков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: