Выполняется ли требование закона противоречия (ДА, НЕТ) в приведенных ниже понятиях?

Солнечная ночь _____, холодный огонь ______, горячий снег _____, равносторонний прямоугольный треугольник ____, круглый квадрат ____, неправильное правило _____, ослепительная темнота _____, таинственная мудрость _____, сказочная действительность _____.

Находятся ли в противоречии (ДА, НЕТ) следующие суждения?

Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. — Некоторые данные могут быть судебными доказательствами. ____

Опираясь на закон исключенного третьего, установите (ДА, НЕТ), могут ли быть одновременно ложными два суждения?

а) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. — Не-

которые уголовные дела никаких особенностей не имеют._____

б) Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. — Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защиты._____

в) Всякая наука имеет свой предмет для исследования. — Ни одна наука не имеет своего предмета исследования._____

г) Съемки фильма еще не закончились. — Съемки фильма уже начались.____

д) Каждый человек имеет право на образование. — Некоторые люди имеют право на образование._____

е) Всякое небесное тело существует в пространстве. — Некоторые небесные тела существуют за пределами обозримого пространства._____

ж) Все люди изучали логику. — Ни один человек не изучал логику.____

В каких из приведенных ниже пар понятий проявляется закон исключенного третьего?

а) Революционер — контрреволюционер.

б) Грамотный — неграмотный.

в) Верующий — атеист.

г) Доказуемый — недоказуемый.

д) Убежденный — уверенный.

е) Сообразительный — схватывающий на лету.

ж) Обратимый — необратимый.

з) Агрессивный — воинственный.

и) Верующий — неверующий.

10. Исходя из требований закона исключенного третьего, определите, могут ли быть одновременно ложными суждения:

а) каждый национальный характер имеет свои особенности;

б) ни один национальный характер не имеет своих особенностей.

_______________________________________________________

11. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

а) Макеев обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.

б) Студент покраснел, — следовательно, он виноват.

в) Эта комната светлая, так как в ней три окна.

г) В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание, но она всё же заслуживает хорошей оценки.

д) Судья не может меня судить, так как он сам замешан в данном преступлении.

е) Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, так как я человек с высшим образованием.

ж) Все студенты нашего вуза изучают логику. Петров изучает логику, — следовательно, он студент нашего вуза.

з) Перчатку потеряешь — к несчастью. Зеркало разбить — к беде.

и) Все студенты изучают иностранный язык. Иванов изучает иностранный язык, значит, он студент.

к) Правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать.

л) Оттого телега запела, что давно дегтя не ела.

Установите, является ли первое суждение достаточным основанием для второго?

а) Треугольник, у которого каждый угол равен 60 градусам, называется равносторонним. — Равносторонний треугольник — геометрическая фигура.

_______________________________________________________

б) Он хорошо учится. — Он достоин именной стипендии.

_______________________________________________________

в) Кит дышит легкими. — Кит — морское млекопитающее.

_______________________________________________________

г) У него плохое материальное положение. — Ему необходимо на экзамене поставить высокую оценку.

_______________________________________________________

д) Данное определение соответствует законам логики. — Данное определение логически правильно.

_______________________________________________________

13.*Укажите требования каких формально-логических законов нарушены в приведенном отрывке.

В древности был известен софизм «Эватл». Древнегреческий софист Протагор давал уроки Эватлу. Они договорились, что после первого выигранного Эватлом судебного процесса ученик платит своему учителю за обучение. Но Эватл не провел ни одного судебного процесса, поэтому не платил своему учителю за обучение. Протагор сказал, что подаст на Эватла в суд и Эватл ему заплатит: если судьи присудят уплатить, то он обязан будет уплатить решению суда, а если судьи не присудят уплатить, то Эватл оплатит за свое учение по их договору, так как он выиграл этот первый процесс. На это Эватл ответил, что он не уплатит ни в том, ни в другом случае, ибо если судьи присудят уплатить, то, значит, он проиграл свой первый процесс и не обязан платить по их договору, а если судьи не присудят платить, то он не заплатит по решению суда.

_______________________________________________________

Тема 5 Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений

Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: