Какие из предложенных учащимся тем сочинений обязательно предполагают доказательство? Почему?

а) Образцы героев в романе «Война и мир».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Горький — обличитель мещанства.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Влияние Гоголя на современников.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) «Нам песня строить и жить помогает...»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) Мой современник.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. * Проанализируйте и при необходимости восстановите нижеследующие доказательства. Укажите их правильность, а также истинность аргументов и тезиса.

а) О том, что Николаев болен, свидетельствует повышенная температура. Известно, что у здоровых людей температура колеблется от 36 до 37 градусов. У Николаева — 37,5. Следовательно, Николаев не может считаться здоровым. Более того, у Николаева плохое самочувствие. У здорового человека не может быть такого самочувствия. Это также свидетельствует о том, что Николаев болен. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) Философ Диоген из Àполлонии считал, что разум человека обусловлен вертикальным положением тела, благодаря чему человек вдыхает более чистый воздух, тогда как животные с головой, наклоненной к земле, вдыхают воздух, загрязненный влагой. Точно так же и дети, вследствие своего малого роста, менее умны, чем взрослые. Как Вы можете опровергнуть такую точку зрения? Представьте Ваше опровержение в полной, развернутой форме и охарактеризуйте его. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Употреблять в пищу картофель опасно — с ним связаны все телесные недуги и вообще людские несчастья. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели картофель. 99,9 % всех людей, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли в пищу картофель в течение двух недель, предшествующих фатальному несчастному случаю. 93,1 % всех несовершеннолетних преступников происходят из семей, где картофель потребляли постоянно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Можете ли Вы показать несостоятельность следующего доказательства?

Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Но ведь известно, что дед репки не вытащил. Бабка репки не вытащила. Внучка не вытащила. Жучка и кошка тоже не вытащили. Таким образом, мы должны признать — как это ни парадоксально! — что репку вытащила мышка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Установите правильность приведенного ниже опровержения:

1.– Кражу мог совершить и кто-то другой, – сказал задумчиво следователь.

– Нет, это исключено. Никто другой в квартиру не входил, – убежденно возразил участковый. – Следов то, никаких, кроме этих нет. Да и соседи никого в этот день не видели.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.На математической олимпиаде в одной из школ присутствовало около сотни школьников. Ведущий, предложив задумать всем участникам какое-нибудь двузначное число, высказал утверждение, что среди задуманных чисел не будет ни одного одинакового. Второй ведущий не согласился с этим высказыванием, предложив сравнить записанное на листочках, которые были ему переданы каждым из участников олимпиады, числа.

В это время один из школьников сказал, что может опровергнуть утверждение первого ведущего, не прибегая к фактической проверке, «так как здесь нас более 90 человек, – сказал он, – то и чисел, записанных на этих листочках, тоже более 90. Но двузначных чисел не может быть более 90, это легко установить. Следовательно, среди чисел, которые написали участники олимпиады, обязательно встретятся одинаковые. По меньшей мере, их будет два».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выясните, в чем состоит преднамеренная ошибка в следующем софизме:

Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опровергните точку зрения президента или подтвердите ее собственными аргументами.

Американский президент À. Линкольн однажды отчитал молодого офицера за то, что тот вступил в жаркий спор со своим сослуживцем. «Ни один человек, который решил действительно преуспеть в жизни,— внушал Линкольн,— не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание. Уступайте в крупных вопросах, если чувствуете, что и вы, и ваш собеседник по-своему правы, и уступайте в более мелких вещах, даже наверняка зная, что правы только вы.

Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она укусила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса...»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

11. *Подберите аргументы, продемонстрируйте их связи с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования:
Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследователя, а также нетрудоспособные супруг, родители и младенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Построить прямое и косвенное опровержение тезисов.

1. Никогда не возникают проблемы с позвоночником у кавалеристов.

2. Все кошки ночью серые.

3. Все люди счастливы.

4. Все люди боятся признавать свои ошибки.

5. Все депутаты имеют мизерную зарплату.

6. Сократ был основателем логики.

7. Все люди благородны.

8. Грипп не представляет опасности для жизни.

9. Все врачи – специалисты высокого уровня.

10. Все студенты – воспитанные люди.

11. Россияне стали жить лучше.

12. Все преступники наказываются лишением свободы.

13. В «северной столице» нет опасностей для жизни и имущества граждан.

14. Все толстые книги неинтересны.

15. Все дети едят много сладкого.

16. Всё тайное становится явным.

17. Материальные ценности приносят спокойствие.

18. В России нет экстремистских организаций.

19. Все люди, занимающиеся каким-нибудь умственным трудом, знают логику.

20. Все дома в Московской области - пятиэтажные.

21. Наша милиция нас бережет.

22. Все нечетные числа не делятся без остатка на «2».

23. Ни одно животное не понимает слов.

24. Ни один человек не ступал на поверхность Юпитера.

25. Ни один прокурор не является адвокатом.

Тезис Прямое опровержение тезиса Косвенное опровержение тезиса
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
11.      
12.      
13.      
14.      
15.      
16.      
17.      
18.      
19.      
20.      
21.      
22.      
23.      
24.      
25.      

 


Тема 9 Гипотеза

 


Правильно ли построено следующее рассуждение? Если нет, объясните, почему оно неправильное.

1.Книги являются источником познания и удовольствия; Уголовный Кодекс РФ – книга. Следовательно, Уголовный Кодекс РФ есть источник познания и удовольствия.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Все хорваты принадлежат к славянским народам. Некоторые жители Хорватии не принадлежат к славянским народам. Следовательно, некоторые жители Хорватии – нехорваты.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: