Психология и этика социально-правовой деятельности

 

 

Глава 7

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и понимание другого человека.

В социальной психологии выделяют три вида межличностного общения.

1. Императивное общение - авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. Этот вид общения эффективен в таких сферах, как военно-уставные отношения, экстремальных условиях, работе при чрезвычайных ситуациях. Применительно к сфере общественного питания такое общение может использоваться в отношениях «начальник подчиненный», при выполнении срочного заказа и т.п.

2. Манипулятивное общение - форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно, Сферами такого общения являются бизнес и деловые отношения.

3. Диалогическое общение - равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание партнеров по общению.

Существует несколько функций общения:

º инструментальная функция - характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения;

º интегративная функция - используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задач, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.;

º функция самовыражения - позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный психологический потенциал;

º трансляциониая функция - служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.

º функция социального контроля - для регламентации проведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых акций участников делового взаимодействия;

º функция социализации - развитие навыков культуры делового общения, делового этикета;

º экспрессивная функция - с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства.

К определению функций общения можно подойти по-разному. Существует и другая классификация функций общения, согласно которой выделяют:

1. коммуникативную функцию - обмен информацией;

2. интерактивную функцию - взаимодействие;

3. перцептивную функцию - восприятие.

В некоторых учебных изданиях данные функции рассматриваются как основные стороны общения.

Коммуникативная сторона общения

Средства коммуникативного общения можно разделить на вербальные (словесные) - передача информации и невербальные - передача отношения к партнеру по общению.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые слова; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

К ним относятся следующие средства общения.

1. Визуальные:

º кинесика - движение рук, ног, головы, туловища;

º направление взгляда и визуальный контакт;

º выражение глаз;

º выражение лица:

º поза (в частности локализация смены поз относительно текста);

º кожные реакции (покраснение, появление пота);

º проксемические: дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство) (табл. 7.1). Важно учитывать позиции общающихся сторон за столом (табл. 7.2);

º вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигареты и т.п.).

 

Таблица 7.1

Нормы приближения общающихся людей

Вид общения Расстояние (см) Ситуация общения
Интимное 0—45 Общение близких людей
Персональное 45—120 Общение со знакомыми
Социальное 120—400 Официальное общение
Публичное 400—750 Выступление перед аудиторией

 

Таблица 7.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: