Заключение
В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – определение способов коррекции страхов для детей дошкольного возраста задержкой психического развития, а так же были решены все поставленные задачи. Наше исследование показало, что количество страхов у детей с задержкой психического развития не зависит от уровня развития их фантазии.
В результате коррекции страхов детей с задержкой психического развития, была выявлена эффективность методик «Нарисуй свой страх». Однако выдвинутое нами предположение о том, что количество страхов детей с задержкой психического развития зависит от уровня развития фантазии не подтвердилось, что можно объяснить воздействием на страхи других факторов, например социальная обстановка.
В дальнейшем нами планируется разработка и адаптация программы, направленная на коррекцию страхов детей с задержкой психического развития по средствам изо-терапии, так как, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
|
|
Личность ребенка с задержкой психического развития специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка и зная специфику, своеобразие его эмоциональной сферы и предрасположенность к возникновению страхов, умело проводить коррекционную работу по их устранению. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка с задержкой психического развития в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.
Литература:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. – 6-е изд. – М.: Альма Матер, 2006. – 702 с
2. Банщиков, В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология: [Текст]. М.: Изд-во «Медицина», 1967 – 235 с.
3. Власова, Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями [Текст] М.: Изд-во «Просвещение», 1967 – 205 с.
4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]– М., 1995.
5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] - СПб.: «Издательство союз», 2000.-448с.
6. Конева, Е.В. Учителю о детях с задержкой психичекого развития [Текст] / У.В. Конева; Департамент образования Администрации Яросл обл., Центр психолого-медецинско-социального сопровождения «Центр помощи детям», 2003. – 133с.
7. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]: науч.-практ рук / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004. – 345с.
8. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб. пособие для пед. институтов и пед. училищ / В.С. Мухина; Под. ред. Л.А. Венгера. – М.: просвещение, 1975. – 239 с.
|
|
9. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.2. – 606 с.[Текст]
10. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
11. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. [Текст] – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998 – 400 с.
12. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ Институт спец. Педагогики и психологии, Междунад ун-т семьи и ребенка им. Р. Валленберга;сост. О.В. Защиринская, 2004. – 430 с.[Текст]
13. Психология эмоций / Под ред. Вилюнаса, В.К., Гиппенрейтера, Ю.Б., 2- е изд., [Текст] - М.: Изд-во Московского университета., 1993 – 302 с.
14. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд./ Под ред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха [Текст] – СПб.: Питер, 2003 – 1096 с.
15. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовского, Т.В. Розанова, Л,И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. –е изд., стер. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
16. Шестилетние дети: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] Н. Новгород: НГПУ, 1993 – 124с.
17. http: // adalin.mospsy.ru
18. http: // www.trevozhno/
Приложение 1
Сводная таблица результатов детей с задержкой психического развития до проведения методики «Нарисуй свой страх».
Имя ребенка | Количество страхов |
Артем С. | 11 |
Настя А | 20 |
Максим Ч. | 16 |
Коля Б. | 15 |
Вуссал А. | 17 |
Андрей К. | 9 |
Коля К. | 16 |
Алеша Ф. | 14 |
Влад С. | 13 |
Влад К. | 12 |
Максим В. | 14 |
Илья Б | 12 |
Сводная таблица результатов детей с задержкой психического развития после проведения методики «Нарисуй свой страх»
Имя ребенка | Количество страхов |
Артем С. | 11 |
Настя А | 18 |
Максим Ч. | 14 |
Коля Б. | 12 |
Вуссал А. | 16 |
Андрей К. | 8 |
Коля К. | 14 |
Алеша Ф. | 13 |
Влад С. | 11 |
Влад К. | 12 |
Максим В. | 13 |
Илья Б | 12 |
Приложение 2
Таблица результатов набранных детьми по методике «Дорисуй»
Имя ребенка | Оригинальность |
Артем С. | 5 |
Настя А. | 5 |
Максим Ч. | 5 |
Коля Б. | 4 |
Вуссал А. | 6 |
Андрей К. | 5 |
Коля К. | 5 |
Алеша Ф. | 5 |
Влад С. | 5 |
Влад К. | 6 |
Максим В. | 4 |
Илья Б | 6 |
Приложение 3
Примерный конспект занятия по коррекции страхов у детей с задержкой психического развития.
Цель: коррекция страхов детей с задержкой психического развития путем модификации устрашающей ситуации.
Занятие состояло из трех частей:
1. беседа с ребенком о пугающей его ситуации или персонаже на основе проведенного теста «Страхи в домиках».
2. сам процесс рисования пугающей ситуации или персонажа
3. дорисовывание и анализ работ. Преобразование рисунка из отрицательного в положительного персонажа.
Оборудование: лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
1. «Здравствуй, сегодня мы будем с тобой рисовать и не просто так, а мы будем рисовать наши страхи. Скажи пожалуйста, чего ты боишься? (ответ ребенка)(если ребенок затрудняется ответить педагог напоминает ему его ответы на основе теста «Страхи в домиках»). А ты можешь сказать, почему ты его боишься (ответ ребенка)».
2. На данном этапе происходит сам процесс рисования ребенком пугающей ситуации, в результате которого ведется беседа о способах изображения данной ситуации, подборе подходящих цветов, об ощущениях ребенка в процессе рисования.
3. Обсуждение рисунка, беседа с ребенком о способах преобразования данного рисунка из отрицательного в положительный или о способах преодоления травмирующей ситуации (как избежать той или иной ситуации, что делать в экстренных ситуациях).
|
|
«Посмотри на свой рисунок какой он, что на нем нарисовано? Как ты думаешь сейчас он тебя пугает, он страшный для тебя? (ответ ребенка)