Через 31 год после запуска первого в истории человечества искусственного спутника Земли весом около 83,6 кг наша самая новая ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту груз весом свыше 100 тонн. Это космический корабль «Буран», совершивший свои 2 первых витка и красиво приземлившийся на Байконуре. «Энергия»- базовая ракета целой системы ракета-носитель. Решение о создании системы «Энергия» - «Буран» было принято еще в 1976г. 15 мая 1987 г. - впервые стартовала советская ракета-носитель «Энергия». В качестве полезного груза использовался макет космического корабля. Основная цель запуска: получение опытных данных о работе конструкции, ее бортовых системах в условиях реального полета - была достигнута.
15 ноября 1988 г. - 2 запуск ракетоносителя «Энергия».
В качестве полезного груза на этот раз для нее одновременно стартовал орбитальный корабль «Буран».
Чисто внешне система «Энергия»-«Буран» напоминала американский «Спейс»-«Шатл».
«Буран»- многоразовый корабль с возвращением из космоса, построенный по схеме самолета «бесхвостка». Длина «Бурана»-36,4 м, размах крыла около 2,4 метра, высота более 16 метров. Стартовая масса около 100 тонн (на топливо приходится 14 тонн.). Для перевозки «Энергия»- «Буран» и блоков ракетоносителя «Энергия» служил огромный самолет «Мрия». (Ноябрь 1989 г.)
|
|
Комплекс «Энергия»- «Буран» открыл большие возможности на новом этапе развития космонавтики: вывод на орбиту, возврат с орбиты больших искусственных спутников Земли, блоков орбитальных станций, спасение космонавтов в аварийных ситуациях, монтажные работы для создания в космосе огромных электростанций и стартовый площадок. Это серьезная база для осуществления заветной мечты- пилотируемых экспедиций на Марс.
В 1990 была установлена ракета-носитель «Энергия- М» - облегченный вариант ракета- носитель «Энергия». На низкие орбиты искусственных спутников Земли этот носитель может выводить аппаратуру массой до 35 тонн, а на геостационарную орбиту - до 6 тонн. Стартовая масса «Энергия-М» - 1050 тонн.
Вслед за «Спейс»- «Шатлами» и «Бураном» идет разработка многоразового корабля «Гермес» и обсуждаются возможности его стыковки в будущем российскими орбитальными комплексами.
Полет станции «Мир» продолжается: 11 лет на орбите.
Одиннадцать лет назад в Советском Союзе была запущена восьмая долговременная орбитальная станция (ДОС). Это событие произошло 20 февраля 1986 г. в 00 ч 28 мин 23 с по декретному московскому времени. Для выведения станции «Мир» на низкую опорную орбиту использовалась ракета-носитель (РН) «Протон», стартовавшая с космодрома Байконур. Последующий перевод на рабочую орбиту высотой около 350 км был осуществлен с помощью двигательной установки самой ДОС.
|
|
В настоящее время высота орбиты станции «Мир» корректируется в пределах 375-410 км, чему соответствует изменение периода обращения в пределах 91,9-92,6 мин, угол наклонения к плоскости экватора равен 51,6°.
Первый экипаж в составе командира Леонида Кизима (третий полет) и бортинженера Владимира Соловьева (второй полет) прибыл на станцию 15 марта 1986 г. в грузо-пассажирском транспортном корабле «Союз Т-15» (последний корабль этой серии), который стартовал 13 марта с космодрома Байконур. Отсюда проводились все последующие запуски модулей ДОС (РН «Протон»), транспортных кораблей «Союз» и «Прогресс» (РН «Союз»). Упомянутый экипаж провел уникальную космическую экспедицию, установив своеобразный космический рекорд работы на двух станциях в одном полете. Проработав на станции «Мир» до 5 мая, космонавты отстыковались и отправились на летавшую в то время по орбите вокруг Земли станцию «Салют-7». Проведя там научные эксперименты (с 6 мая по 25 июня; всего 49 сут 22 ч), экипаж на корабле «Союз Т-15» вернулся на станцию «Мир», захватив с собой около 300 кг наиболее ценной научной аппаратуры. Исследования на станции «Мир» были продолжены до 16 июля, общее время работы на ней первой основной экспедиции (ЭО-1) составило 70 сут 11 ч 58 мин.
За одиннадцать лет полета ДОС «Мир» находилась без экипажа только 13,5 месяцев, а с 8 сентября 1989 г. постоянно обитаема. Конфигурация ДОС «Мир» за десять лет претерпела значительные изменения и сейчас она выглядит следующим образом. Основу станции составляет базовый блок «Мир», к агрегатному отсеку которого пристыкован астрофизический модуль «Квант», имеющий стыковочный узел по схеме «конус-штырь» для взаимодействия с ТКА «Союз» или «Прогресс». К четырем боковым стыковочным узлам переходного отсека пристыкованы: модуль дооснащения «Квант-2», технологический модуль «Кристалл», исследовательский модуль «Спектр» и научный модуль «Природа». На осевом стыковочном узле (по схеме «конус-штырь») оставлено место для причаливания ТКА «Союз» или «Прогресс». На модуле «Кристалл» установлен андрогинный стыковочный узел, предназначавшийся для стыковки с многоразовым орбитальным кораблем «Буран». В 1993 г. к нему пристыковывался корабль «Союз ТМ-16». Сейчас этот узел применяется для стыковок с американской многоразовой орбитальной ступенью «Атлантис». При этом используется присоединенный к модулю «Кристалл» специальный стыковочный отсек, доставленный в полете STS-74. В перечисленной комплектации масса станции из шести модулей составляет около 122 т, суммарный объем герметичных помещений — более 400 м3. Кроме шести модулей ДОС в данный сложный орбитальный научно-исследовательский комплекс могут входить один (или два) пилотируемый корабль «Союз», автоматический корабль «Прогресс» (или второй «Союз») и «Атлантис». Тогда общая масса орбитального комплекса составляет около 250 т. Габаритные размеры комплекса весьма внушительны: 33 м по главной продольной оси, которая проходит через блок «Мир», модуль «Квант» и два транспортных корабля; 27,5 м по корпусам модулей «Квант-2» и «Спектр»; около 31 м по корпусам модулей «Природа» и «Кристалл» со стыковочным отсеком.
За время полета на внешней поверхности ДОС появились заметные конструктивно-компоновочные изменения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью солнечную батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонавтов к месту работы и экономит массу времени при выходе в открытый космос. В том же году А.П. Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элеметов 20-секционную ферму «Софора» длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закреплена на модуле «Квант» под углом 79° к продольной оси ДОС. На свободном конце этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонтировали выносную двигательную установку для облегчения управления станцией по крену. В 1993 г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с «Софорой» собрали из трансформируемых ячеек ферму «Рапана» длиной 6 м, которая затем была В. Г. Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой «Стромбус» до 11,5 м. В 1995 г. В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля «Кристалл» перенесли на модуль «Квант». В общей сложности совершено 59 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6 ч 2 мин совершили американцы из ступени «Атлантис», когда она была пристыкована к станции «Мир».
|
|
Бортовая энергосистема ДОС снабжает научную аппаратуру и оборудование бортовых обеспечивающих систем электроэнергией от аккумуляторов, систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды в жилых и рабочих помещениях ДОС не отличается от земного. Это позволяет использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает сравнение результатов экспериментов, проводимых на орбите, с контрольными на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь прошли всестороннюю проверку и включены в штатный состав система обеспечения жизнедеятельности экипажа, получающая кислород методом электролиза воды, а также безрасходная система ориентации и стабилизации с использованием силовых гироскопов (гиродинов).
Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» является заложенная при проектировании высокая ремонтопригодность. Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования.
|
|
Важный результат программы - создание системы транспортно-технического обеспечения (ТТО) космических объектов (КО) на орбите. Эта система предназначена для выведения КО на заданные орбиты, увеличения срока активного существования, повышения эффективности, надежности и безопасности эксплуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением мировой космонавтики является успешное обеспечение длительного эффективного функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннадцати лет. При этом системой ТТО решаются следующие основные задачи:
1) доставка и смена экипажей основных экспедиций ДОС;
2) доставка на станцию и возвращение на Землю экипажей посещения;
3) материально-техническое обеспечение станции, т.е. снабжение расходными компонентами, запчастями и т.п.;
4) регулярное и оперативное возвращение на Землю результатов деятельности экспедиции на орбите;
5) техническое обслуживание (профилактика, ремонт, замена блоков);
6) проведение монтажно-сборочных работ (солнечные батареи, радиоантенны, исследовательская аппаратура, ферменные конструкции);
7) сборка многоблочной ДОС. Впервые потребность создания транспортно-космических систем (ТКС) возникла после появления в 1971 г. долговременных орбитальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повышения эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем решения задач ТТО с помощью транспортных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач создан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых («Прогресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ «Салют» и на машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного корабля снабжения (УТКС). Он прошел успешные летные испытания в автономном полете («Космос-929») и использовался («Космос-1267», «Космос-1443», «Космос-1686») для расширения возможностей станций «Салют-6» и «Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки международной станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и блоки станции «Мир», здесь серийно выпускается одна из самых надежных в мире РН «Протон».
По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыковочными узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых ими задач, заметно возросли требования и были выдвинуты новые задачи ТТО. Появились новые транспортные корабли: модернизированные «Союз ТМ» и «Прогресс М». Кроме того, учитывая экстремальные условия космических полетов, экспериментально прорабатывались задачи аварийного спасения и срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. работает в рамках международных программ. С 1995 г. международной стала и транспортно-космическая система, после того, как в ее состав была функционально включена американская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе продолжительной эксплуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления длительными орбитальными полетами.
За одиннадцать лет работы транспортно-космической системы проведено 77 успешных запусков ракеты-носителя «Союз», 6 стартов «Протона» и 5 стартов «Спейс Шаттла» (данные приводятся на 20 февраля 1997 г.). С использованием грузопассажирских кораблей типа «Союз» доставлено 23 экспедиции основные (30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых полетов кораблей «Союз» на станцию «Мир» прибыло 22 советских, 13 российских и 15 иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 «человекополетов»). В пяти полетах «Атлантиса» было доставлено 5 членов основных экспедиций (среди них двое наших) и 25 членов (один канадец, остальные американцы) кратковременных экспедиций посещения. Всего на станции «Мир» побывало 79 космонавтов и астронавтов (97 «человекополетов»). При этом Александр Викторенко и Анатолий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на станции «Мир» составила более 9000 «человекосуток». С помощью 18 грузовых ТКА «Прогресс» и 33 «Прогресс М» доставлено около 125 т грузов, что превосходит суммарную массу шести модулей самой станции. Это еще раз подчеркивает важность ТКС.
Основные направления научных исследований на ДОС «Мир»: астрофизика, геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология.
Самыми значительными астрофизическими достижениями стали наблюдения с телескопами орбитальной обсерватории «Рентген», установленной на модуле «Квант», созданной совместно специалистами СССР, Великобритании, Нидерландов, ФРГ и ЕКА. Получен огромный объем информации о рентгеновских источниках в различных районах Вселенной. Регулярно с помощью телескопов «Глазар» и «Глаэар-2» проводились обзоры небесной сферы для создания звездного атласа в ультрафиолетовом диапазоне. Очень повезло астрономам, что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке произошла в тот момент, когда на орбите уже находилась станция «Мир». Это позволило наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромагнитных волн, недоступных для наземных приборов.
С помощью различных спектрометров в течение многих лет ведутся регулярные геофизические исследования. Проводятся измерения потоков заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с магнитным полем Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По результатам наблюдений получена новая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях, потоках микрометеорных частиц вдоль орбиты ДОС. Материалы с результатами геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении, либо доставлялись с помощью специальных СГК. Постоянно ведутся съемки различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на коммерческой основе) с целью исследования природных ресурсов Земли и окружающей среды.
Эксперименты по космической технологии проводились на электронагревательных установках отечественного и зарубежного производства. Цель этих работ - изучение процессов структурообразования металлических сплавов в условиях невесомости и получение кристаллов полупроводниковых материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факторов открытого космического пространства на различные материалы и элементы электрорадиосистем.
Постоянно проводятся эксперименты, направленные на дальнейшее совершенствование космической техники, проверку конструкторско-технологических решений и испытания новых образцов, включая монтажно-сборочные работы. Сюда же относятся исследования динамических характеристик ДОС «Мир» в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало испытание индивидуального средства передвижения космонавта в открытом космосе. Испытательные полеты на «космическом кресле» успешно провели А.А. Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый космос и прикреплено к внешней поверхности модуля «Кристалл».
Был проведен оригинальный эксперимент (на грузовом корабле «Прогресс М-15») по развертыванию в космосе крупногабаритного бескаркасного пленочного отражателя. Такие отражатели могут использоваться в качестве солнечного паруса для создания тягового усилия или для освещения районов земной поверхности отраженным солнечным светом.
Выполнены многочисленные биологические исследования жизненного цикла и изменений в развитии высших растений и животных в условиях космического полета. Проводились эксперименты по электрофоретическому разделению и очистке биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Получены и доставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соединений для последующего использования в фармакологии.
На станции постоянно ведутся медицинские эксперименты, наблюдения и исследования по дальнейшей оценке влияния невесомости и других факторов космического полета на организм человека. Апробирована и доведена до практического использования созданная в нашей стране система профилактических предполетных, полетных и реадаптационных мероприятий, включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и орбитальных тренировок, вопросы применения фармакологических средств и специальных устройств, обеспечение психологической поддержки и многое другое. Это позволило без ущерба для здоровья совершать длительные космические полеты, сохраняя высокую работоспособность и хорошее самочувствие у мужчин и женщин. Обширная статистика это подтверждает. Наш единственный в мире многолетний опыт в этой области сейчас интенсивно осваивают американские ученые и астронавты для реализации его на станции «Альфа». Советскими и российскими космонавтами за 11 лет в 17 полетах достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 месяцев продолжалось 18 полетов, четыре полета (Романенко Ю.В., Титов В.Г., Манаров М.Х., Крикалев С.К.) длились 10-12 месяцев. Кроме того, превысив рекорды своих стран, два американских астронавта летали на станции «Мир» по 4 месяца и немецкий космонавт - 6 месяцев. Полеты космонавтов на станции «Мир» существенно подняли планку и мировых рекордов. Врач В.В. Поляков совершил два полета продолжительностью 240 и 437 сут, установив абсолютные мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию в космосе. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти суточный полет Елены Кондаковой и 188-ми суточный полет Шеннон Люсид.
В сжатом виде все транспортные операции системы ТТО, проведенные за 11 лет функционирования станции “Мир”, представлены в таблице.
Орбитальная станция «Мир», х роника полетов
(1986-1997) | |||||
Дата операций | Космические аппараты | Продолжит. Полета | |||
старт | посадка («Позывные») | сут | час | мин | |
1986 | |||||
20.02 | «_» | Станция «Мир» |
| ||
13.03 | 16.07 | «Союз Т-15» | 125: | 00: | 01 |
16.07 | Кизим Л.Д.("Маяк") (ЭО-1)Т-15 | 125: | 00: | 01 | |
16.07 | Соловьв В.А. (ЭО-1)/Т15 | 125: | 00: | 01 | |
19.03 | 21.04 | «Прогресс-25»; 2482кг | 32: | 15: | 52 |
23.04 | 23.06 | «Прогресс-26»; 2405кг | 60: | 22: | 47 |
21.05 | 30.05 | «Союз ТМ» (беспилотный) | 8: | 20: | 56 |
1987
16.01 | 25.02 | «Прогресс-27»; 2406 кг 40: | 10: | 47 | |
06.02 | 30.07 | "Союз ТМ-22» | 174: | 3: | 26 |
29.12 | Романенко Ю.В. (ЭО-2)/ТМ-3 | 326: | 11: | 38 | |
30.07 | Лавейкин А.И. (ЭО-2)/ТМ-2 | 174: | 3: | 26 | |
03.03 | 28.03 | «Прогресс-28»; 2084 кг 24: | 16: | 35 | |
31.03 | «_» | Модуль «Квант»; 576 кг |
| ||
21.04 | 11.05 | «Прогресс-29»; 2227 кг | 19: | 16: | 15 |
19.05 | 19.07 | «Прогресс-30»; 1656 кг | 61: | 1: | 40 |
22.07 | 29.12 | "Союз ТМ-З" | 160: | 7: | 17 |
30.07 | Викторенко А.С. (ЭО-1)/ТМ-2 | 7: | 23: | 5 | |
29.12 | Александров А.П. (ЭО-2)/ТМ-3 | 160: | 7: | 17 | |
30.07 | [Фарис М.А. - Сирия] (ЭО-1)/ТМ-2 | 7: | 23: | 5 | |
04.08 | 23.09 | "Прогресс-31»; 2441 кг | 50: | 4: | 18 |
24.09 | 19.11 | «Прогресс-32»; 2341 кг | 56: | 1: | 14 |
21.11 | 19.12 | «Прогресс-33»; 2082 кг | 27: | 13: | 49 |
21.12 | 17.06.1988 | «Союз ТМ-4» | 177: | 22: | 55 |
21.12.1988 | Титов В.Г. («Океан ") (ЭО-3)/ТМ-6 | 365: | 22: | 39 | |
21.12.1988 | Манаров М.Х. (ЭО-3)/ТМ-6 | 365: | 22: | 39 | |
29.12.1987 | Левченко А.С. (ЭО-2)/ТМ-3 | 7: | 21: | 58 |
1988
21.01 | 04.03 | «Прогресс-34": 2324 кг | 43: | 8: | 38 |
24.03 | 05.05 | «Прогресс-35»: 2283 кг | 42: | 9: | 54 |
13.05 | 06.06 | «Прогресс-36": 2337 кг | 23: | 20: | 48 |
07.06 | 07.09 | «Союз ТМ-5» | 91: | 10: | 47 |
17.06 | Соловьи» А.Я. (ЭО-3)/ТМ-4 | 9: | 20: | 10 | |
17.06 | Савиных В.П. (ЭО-3)/ТМ-4 | 9: | 20: | 10 | |
17.06 | [Александров А.П.-НРБ] (ЭО-3)/ТМ-4 | 9: | 20: | 10 | |
19.07 | 12.08 | «Прогресс-37»; 2305 кг | 16: | 33 | |
29.06 | 21.12 | «Союз ТМ-6» | 114: | 5: | 54 |
07.09 | Ляхов В.А. {"Протон") (ЭО-3)/ТМ-6 | 8: | 20: | 27 | |
27.04.1989 | Поляков В.В. (ЭО-3,ЭО-4)/ТМ-7 | 240: | 22: | 35 |
Даты операций | Космические аппараты | Продолжит. полета | |||
старт | посадка | («Позывные») | сут | час | мин |
07.09 | (Моманд А.А. - Афган.](ЭП-4)/ТМ-5 | 8: | 20: | 27 | |
10.09 | 23.11 | «Прогрвсс-38»; 2282 кг | 74: | 18: | 33 |
26.11 | 27.04.1989 | «Союз ТМ-7» | 151: | 11: | 8 |
27.04.89 | Волков А.А. (ЭО-4)/ТМ-7 | 151: | 11: | 8 | |
27.04.89 | Крикалев С.К. (ЭО-4)/ТМ-7 | 151: | 11: | 8 | |
21.12.1988 | [Кретми Ж.Л.-Франция](ЭП-5)/ТМ-6 | 24: | 18: | 7 | |
25.12 | 07.02.1989 | «Прогресс-39» 2242 кг | 44: | 9: | 37 |
10.02 | 05.03 | «Прогресс-40»; 1993 кг | 22: | 7: | 34 |
16.03 | 25.04 | «Прогресс-41»; 2238 кг | 39: | 18: | 17 |
23.08 | 01.12 | «Прогресс М»; 2682 кг | 100: | 8: | 11 |
06.09 | 19.02.1990 | «Союз ТМ-8» | 166: | 6; | 58 |
19.02.90 | Викторенко А.С. (ЭО-5)/ТМ-8 | 166: | 6: | 58 | |
19.02.90 | Серебров А.А. (ЭО-5)/ТМ-8 | 166: | 6: | 58 | |
26.11 | «_» | Модуль «Квант»; 1596 кг | * * * | ||
20.12 | 09.02.1990 | "Прогресс М-2»; 2726 кг | 51: | 4: | 25 |
1990 |
11.02 | 09.08 | «Союз ТМ-9» | 179: | 1: | 19 |
09.08 | Соловьев А.Я. (ЭО-6)/ТМ-9 | 179: | 1: | 19 | |
09.08 | Баландин А.Н. (ЭО-6)/ТМ-9 | 179: | 1: | 19 | |
01.03 | 28.04 | «Прогресс М-З»; 2643 кг | 58: | 1: | 42 |
0605 | 27.05 | «Прогресс-42»; 2409 кг | 21: | 15: | 43 |
31.05 | «_» | Модуль «Кристалл»; 1965 кг | * * * | ||
01.08 | 10.12 | "Союз ТМ-10" | 130: | 20: | 36 |
10.12 | Манаков Г.М. (ЭО-7)/ТМ-10 | 130: | 20: | 36 | |
10.12 | Стрекалов Г.М. (ЭО-7)/ТМ-10 | 130: | 20: | 36 | |
15.08 | 20.09 | «Прогресс М-4»; 2689 кг | 36: | 7: | 41 |
27.09 | 28.11 | «Прогресс М-5»; 2594 кг | 62: | 1: | 27 |
02.12 | 26.05.1991 | «СОЮЗ ТМ-11» | 175: | 1: | 52 |
26.05.91 | Афанасьев В.М. (ЭО-8)/ТМ-11 | 175: | 1: | 52 | |
26.05.91 | Манаров М.Х. (ЭО-8)/ТМ-11 | 175: | 1: | 52 | |
10.12.1990 | [Акияма Т. - Япония) (ЭП-6)ТМ-10 | 7: | 21: | 55 |
1991
14.01 | 15.03 | «Прогресс М-6"; 2546 кг | 60: | 3: | 17 |
19.03 | 07.05 | "Прогресс М-7»; 2542 кг | 49: | 4: | 2 |
18.05 | 10.10.1991 | «Союз ТМ-12» | 144: | 15: | 22 |
10.10.91 | Арцебарский А.П. (ЭО-9)/ТМ-12 | 144: | 15: | 22 | |
25.03.92 | Крикалев С.К.(ЭО-9,ЭО-10)/ТМ-13 | 311: | 20: | 1 | |
2605.91 | Шармен X. - Великобр.(ЭП-7)/ТМ-11 | 7: | 21: | 15 | |
30.05 | 16.08 | «Прогресс М-8»; 2693 кг | 76: | 22: | 30 |
Даты операций | Космические аппараты. | Продолжит. полета | |||
старт | посадка | («Позывные») | сут | час | мин |
21.08 | 30.09 | «Прогресс М-9»;2730кг(в СГК 59кг) кг) | 40: | 9: | 24 |
02.10 | 25.03.1992 | «Союз ТМ-13» | 175: | 2: | 51 |
25.03.92 | Волков А.А. (ЭО-10)/ТМ-1З | 175: | 2: | 51 | |
10.10.91 | Аубакиров Т.О. (ЭП-8)/ТМ-12 | 7: | 22: | 12 | |
10.10.91 | [Фибек Ф.-Австрия] (ЭП-8)/ТМ-12 | 7: | 22: | 12 | |
17.10 | 20.01.92 | "Прогресс М-10»; 2623, 5 кг | 95: | 12: | 1 |
1992
25.01 | 13.03 | «Прогресс М-11»; 2576 кг | 48: | 7: | 57 |
17.03 | 10.08 | «Союз ТМ-14» | 145: | 14: | 11 |
10.08 | Викторенко А.С. (ЭО-11)/ТМ-14 | 145: | 14: | 11 | |
10.08 | Калери А.Ю. (ЭО-11)/ТМ-14 | 145: | 14: | 11 | |
25.03 | [Фладе К.Д. - ФРГ) (Эп-9)/ТМ-13 | 7: | 21: | 57 | |
20.04 | 28.06 | «Прогресс М-12»; 2748,5 кг | 69: | 2: | 33 |
30.06 | 24.07 | «Прогресс М-13»; 2752 кг | 23: | 15: | 20 |
27.07 | 01.02.1993 | «Союз ТМ-15» | 188: | 21: | 39 |
01.02.93 | Соловьев А.Я. (ЭО-12)/ТМ-15 | 188: | 21: | 39 | |
01.02.93 | Авдеев С.В. (ЭО-12)/ТМ-15 | 188: | 21: | 39 | |
10.08.1992 | (Тонини М.-Франция](ЭП-10)/ТМ-14 | 13: | 18: | 56 | |
16.08 | 22.10 | «Прогресс М-14»; 2532 кг | 67: | 00: | 50 |
27.10 | 07.02.1993 | «Прогресс М-15»; 2558 кг | 102: | 13: | 23 |
1993
21.01 | 22.07 | «Союз ТМ-16» | 179: 00: | 44 |
22.07 | Манаков Г.М. (ЭО-13)/ТМ-16 | 179: 00: | 44 | |
22.07 | Полещук А.Ф. (ЭО-13)/ТМ-16 | 179: 00: | 44 | |
21.02 | 27.03 | «Прогресс М-16»; 2598 кг | 33: 16: | 53 |
31.03 | 03.03.1994 | «Прогресс М-17»; 2603,5 кг | 337: | |
22.05 | 04.07 | «Прогресс М-18»;2192кг(в СГК25кг) | 43: 10: | 23 |
01.07 | 14.01.1994 | «Союз ТМ-17" | 196: 17: | 46 |
14.01.94 | Циблиев В.В. (ЭО-14)/ТМ-17 | 196: 17: | 46 | |
14.01.94 | Серебров А.А. (ЭО-14)/ТМ -17 | 196: 17: | 46 | |
22.07.93 | [Эньере Ж.П-Франция](ЭП-11)ТМ-16 | 20: 16: | 09 | |
11.08 | 13.10 | «Прогресс М-19»;2248,5кг(в СГК 57кг) кг) | 63: 1: | 58 |
12.10 | 21.11 | «Прогресс М-20»;2209,5 кг(в СГК60кг) | 40: 11: | 30 |
1994 |
| |||
08.01 | 09.07 | «Союз ТМ-18» | 182: 00: | 27 |
09.07 | Афанасьев В.М. (ЭО-15)/ТМ-18 | 182: 00: | 27 | |
09.07 | Усачев Ю.В. (Э0-15)/ТМ-18 | 182: 00: | 27 | |
22.03.95 | Поляков В.В.(ЭО-15,ЭО-16,ЭО-17)/ТМ-20 | 437: 17: | 58 | |
28.01 | 23.03 | «Прогресс М-21»; 2385 кг | 53: 3: | 48 |
22.03 | 23.05 | «Прогресс М-22»; 2363 кг | 61: 23: | 58 |
22.05 | 02.07 | «Прогресс М-23»; 2207кг(в СГК 56,5 кг) | 41: 10: | 38 |
Даты операций | Космические аппараты. | Продолжительность полета | |||
старт | посадка | «Позывные» | сут | час | мин |
01.07 | 04.11 | «Союз ТМ-19» | 125: | 22: | 53 |
04.11 | Маленченко Ю.И. (ЭО-16)/ТМ-19 | 125: | 22: | 53 | |
04.11 | Мусабаев Т.Д. (ЭО-16)/ТМ-19 | 125: | 22: | 53 | |
25.08 | 05.10 | «Прогресс М-24»; 2355 кг | 60: | 8: | 5 |
04.10 | 22.03.1995 | «Союз ТМ-20» | 169: | 5: | 21 |
22.03 | Викторенко А.С. (ЭО-17)/ТМ-20 | 169: | 5; | 21 | |
22.03 | Кондакова Е.В. (ЭО-17)/ТМ-20 | 169: | 5: | 21 | |
04.11 | [Мербольд У.-ЕКА-ФРГ](ЭП-12)/ТМ-19 | 31: | 12: | 36 | |
11.11 | 16.02.1995 | «Прогресс М-25»; 2380,4 кг | 97: | 9: | 30 |
1995
15.02 | 15.03 | «Прогресс M-26»; 2388,1 кг | 27: | 13: | 27 |
14.03 | 11.09 | «Союз TM-21» | 115: | 8: | 43 |
07.07 | Дежуров В.Н. (ЭО-18)/SТS-71 | 115: | 8: | 43 | |
07.07 | Стрекалов Г.М. (ЭО-18)/SТS-71 | 115; | 8: | 43 | |
07.07 | (Тагард Н.И.-США](ЭО-18)/STS-71 | 115: | 8: | 43 | |
09.04 | 23.05 | «Прогресс М-27»; 2390 кг | 43 | 7: | 54 |
20.05 | «_» | Модуль «Спектр», 6650 кг | * * * | ||
27.06 | 07.07 | «Атлантис»; STS-71 | 9: | 19: | 22 |
07.07 | [Гибсон Р.Л.-США](ЭП-13)/STS-71 | 9: | 19: | 22 | |
07.07 | [Прекорт Ч.ДЖ.-США](ЭП 13)/STS-71 | 9: | 19: | 22 | |
07.07 | [Бейкер Э.Ш.-США](ЭП-13)/STS-71 | 9: | 19: | 22 | |
07.07 | [Харбо Г.Дж.-США](ЭП13)/SТS-71 | 9: | 19: | 22 | |
07.07 | [Даyбар Б.Дж.-США](ЭП-13)/STS-71 | 9: | 19: | 22 | |
11.09 | Соловьев А.Я. (ЭO-19)/ТМ-21 | 75: | 11: | 20 | |
11.09 | Бударин Н.М.(ЭО-19)/«Союз ТМ-21» | 75: | 11: | 20 | |
20.07 | 04.09 | «Прогресс М-28»; 2379,5 кг | 46: | 6: | 30 |
03.09 | 29.02.1996 | «Союз ТМ-22» | 179: | 01: | 42 |
22.02.96 | Гидзенко Ю.П. (ЭО-20)/ТМ-22 | 179: | 01: | 42 | |
29.02.96 | Авдеев С.В. (ЭО-20)/ТМ-22 | 179: | 01: | 42 | |
29.02.96 | (Райтер Т.-ЕКА -ФРГ](ЭО-20)/ТМ-22 | 179: | 01: | 42 | |
08.10. | 19.12 | «Прогресс М-29", 2382,4 кг | 71: | 21: | 24 |
21.11 | 20.11 | «Атлантис»; STS-74 | 8: | 4: | 31 |
20.11 | [Камерон К.Д.-США](ЭП-14)/STS-74 | 8: | 4: | 31 | |
20.11 | [Халселл Дж.Д.-США](ЭП-14)/ STS-74 | 8: | 4: | 31 | |
20.11 | [Росс Дж.Л. -США](ЭП-14)/ STS-74 | 8: | 4: | 31 | |
20.11 | [МакАртур B.C. - США](ЭП-14)/ STS-74 | 8: | 4: | 31 | |
20.11 | [Хадфилд К. - Канада](ЭП-14)/ STS-74 | 8: | 4: | 31 | |
18.12 | 22.02.1996 | «Прогресс М-3О», 2325 кг | 66: | 00: | 26 |
Даты операций | Космические аппараты. | Продолжит. полета | |||
старт | посадка | («Позывные») | сут | час | мин |
1996
21.02 | 02.09 | «Союз TM-23» | 193: | 19: | 08 |
02.09 | Онуфриенко Ю.И. (ЭО-21)/ТМ-23 | 193: | 19: | 08 | |
02.09 | Усачёв Ю.В. (ЭО-21)/ТМ-23 | 193: | 19: | 08 | |
22.03 | 31.03 | «Атлантис»; STS-76 | 9: | 5: | 17 |
31.03 | [Чилтон К.Р.-США](ЭО-15)/STS-76 | 9: | 5: | 17 | |
31.03 | (Сирфосс Р.А.-США](ЭП-15)/STS-76 | 9: | 5: | 17 | |
31.03 | [Сига P.M. - США] (ЭП-15)/STS-76 | 9: | 5: | 17 | |
31.03 | [Клиффорд P.M. -США](ЭО-15)/STS-76 | 9: | 5: | 17 | |
31.03 | [Гудвин Л.М.-США](ЭП-15)/STS-76 | 9: | 5: | 17 | |
26.09 | [Люсид Ш.У.-США](ЭО-21,30-22)/STS-79 | 188: | 4: | 00 | |
23.04 | * - * | Модуль «Природа» | * * * | ||
05.05 | 01.08 | «Прогресс М-31"; 2410,2 кг | 88: | 12: | 29 |
31.07 | 21.11 | «Прогресс М-Э2": 2407,8 кг | 112: | 3: | 33 |
17.08 | 02.03.1997 | «Союз ТМ-24» | |||
02.03.97 | Корзун В.Г. (ЭО-22)/ТМ-24 | ||||
02.03.97 | Калари А.Ю. (ЭО-22)/ТМ-24 | ||||
02.09 | [Андре-Двз К.-Франция](ЭП-16)/TM-23 | 15: | 18: | 24 | |
16.09 | 26.09 | «Атлантис»; STS-79 | 9: | 5: | 17 |
26.09 | (Ридди У.Ф. - США](ЭО-17)/STS-79 | 9: | 5: | 17 | |
26.09 | [Уилкутт Т.У. - США](ЭО-17)/STS-79 | 9: | 5: | 17 | |
26.09 | [Эпт З.Дж. - США] (ЭП-17)/STS-79 | 9: | 5: | 17 | |
26.09 | [Эйкерс Т.Д.-США](ЭП-17)/STS-79 | 9; | 5: | 17 | |
26.09 | [Уолз К.Э. - США] (ЭП-17)/STS-79 | 9: | 5: | 17 | |
22.01.97 | [Блаха Дж.Э. - США](Э0-22)/STS-81 | 128: | 5: | 28 | |
20.11 | «Прогресс М-ЗЗ»; 2462 кг |
| |||
1997 |
| ||||
12.01 | .01 | «Атлантис»; STS-81 | 10: | 4: | 55 |
[Байкер М.А. - США](ЭО-18)/STS-81 | 10: | 4: | 55 | ||
[Джетт Б. - США](ЭП-18)/STS-81 | 10: | 4: | 55 | ||
[Уайэофф П.Дж. - США](ЭП-18)/STS-81 | 10: | 4: | 55 | ||
[Грунсфелд Дж.-США](ЭП-18)/STS-81 | 10: | 4: | 55 | ||
[Айвинс М.С.-США](ЭП-18)/STS-81 | 10: | 4: | 55 | ||
[Линенджер Д.М.-США](ЭО-22,30-23)/STS-84 | |||||
10.02 | «Союз ТМ-2» | ||||
Циблиев В.В. (ЭО-23)/ТМ-25 | |||||
Лазуткин А.И. (ЭО-23)/ТМ-25 | |||||
02.03 | [Рейнхольд Э.-ФРГ](ЭП-19)/ТМ-24 | 19: | 16: | 35 | |
06.04 | «Прогресс М-34» |
|