Эффективные показатели характеризуют работу двигателя в целом, т.к. кроме тепловых потерь рабочего цикла учитывают потери на преодоление различных механических сопротивлений и на совершение процессов впуска и выпуска.
К эффективным показателям относятся: эффективная мощность , среднее эффективное давление ,эффективный КПД двигателя , эффективный удельный расход топлива .
Потери на преодоление различных сопротивлений оценивают величиной мощности механических потерь или среднего давления механических потерь .
Среднего давление механических потерь :
, (36)
где а, Ь - коэффициенты, значения которых устанавливаются экспериментально.
Принимаем для бензинового двигателя с впрыском:
;
.
Средняя скорость поршня:
, (37)
где S - ход поршня, мм;
п - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, .
Тогда :
.
Величина S принимаем равной величине хода поршня двигателя, выбранного в качестве прототипа.
Среднее эффективное давление:
|
|
. (38)
Механический КПД:
. (39)
Эффективный КПД двигателя:
. (40)
Эффективный удельный расход жидкого топлива:
. (41)
Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя
При заданных значениях эффективной мощности () и коэффициента короткоходности (S/D) определим основные конструктивные параметры двигателя (диаметр цилиндра и ход поршня).
Литраж двигателя:
. (42)
где Т - тактность двигателя.
Рабочий объем одного цилиндра:
. (43)
где i - число цилиндров двигателя.
Диаметр цилиндра:
. (44)
Ход поршня:
. (45)
Полученные значения D и S округляем до ближайших целых чисел:
.
По окончательно принятым значениям D и S определим основные параметры двигателя:
литраж двигателя:
; (46)
эффективная мощность:
; (47)
эффективный крутящий момент:
; (48)
часовой расход топлива:
; (49)
средняя скорость поршня:
. (50)