В статье 8 упомянутого Федерального закона «О федеральной службе безопасности» (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ) определены основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, которые, как уже было указано выше, также составляют компетенцию данных органов.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
· контрразведывательная деятельность;
· борьба с преступностью и террористической деятельностью;
· разведывательная деятельность;
· пограничная деятельность;
· обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений в соответствии с Федеральным законом.
Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
|
|
Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
г) необходимость обеспечения собственной безопасности.
Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. Также указывается, что в процессе контрразведывательной деятельности органы федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. При этом отмечается, что порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
|
|
Для получения такого решения, органы федеральной службы безопасности по требованию суда обязаны представить служебные документы, касающиеся оснований для осуществления контрразведывательной деятельности (за исключением оперативно-служебных документов, содержащих сведения о лицах, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности).
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Также в соответствии с законодательством Российской Федерации органы федеральной службы безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 13 главы III Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов государственной охраны.(в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ)
4. Таможенных органов Российской Федерации.
5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
6. Федеральной службы исполнения наказаний.(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.(введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Перечень мероприятий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные вышеуказанным Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Кроме того, законодатель предоставляет право оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
|
|
Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".
Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.
Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В статье 11.1. Федерального закона «О федеральной службе безопасности», определяется, что направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
|
|
Далее рассмотрим еще одно направление деятельности органов ФСБ - обеспечение информационной безопасности. Согласно Федеральному закону «О федеральной службе безопасности», обеспечение информационной безопасности – это деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.
Завершая рассмотрение вопросов, связанных с понятием компетенции органов Федеральной службы безопасности, следует отметить, что все полномочия и круг вопросов, решаемых органами федеральной службы безопасности, определяются законодателем на основании задач и функций, которые призваны реализовывать данные органы. Исходя из этого, в следующей главе мы и рассмотрим эти задачи и функции.