Динамический фактор автомобиля

 

Динамический фактор автомобиля представляет собой совокупность динамических характеристик, номограммы нагрузок автомобиля и графика контроля буксования его колес. Динамический фактор автомобиля дает представление о динамических свойствах автомобиля при заданных дорожных условиях и нагрузке автомобиля.

Динамическая характеристика - это зависимость динамического фактора автомобиля с полной нагрузкой от скорости его движения Di = f(Va). Графики динамического фактора строят для тех же условий движения, что и графики тягового баланса, т.е. для каждой передачи i. Динамическим фактором D автомобиля называется отношение разности силы тяги и силы сопротивления воздуха к весу автомобиля:

 

 

 

На графике динамической характеристики показываем также зависимость суммарного коэффициента сопротивления дороги y = f(Va), который в случае разгона автомобиля на ровной, горизонтальной поверхности дороги численно равен коэффициенту сопротивления качению:

 

y = f + tga, где a - угол подъема дороги.

 

Суммарный коэффициент сопротивления дороги в нашем случае равен коэффициенту сопротивления качения.

Полученные при расчетах динамического фактора автомобиля данные заносим в таблицу 6.


Таблица 6. Значения параметров динамического фактора автомобиля на 1,2,3,4-ой передачах

пер-чи

nе, об/мин

500

800

1100

1400

1700

2000

2300

2600

2900

3200

3500

3800

1

Vа, км/ч

2,256

3,609

4,962

6,316

7,669

9,023

10,376

11,729

13,083

14,436

15,790

17,143

Fw, H

1,036

2,653

5,015

8,123

11,978

16,578

21,925

28,017

34,856

42,440

50,771

59,847

Di

0,252

0,264

0,273

0,277

0,278

0,275

0,267

0,256

0,241

0,222

0,199

0,172

2

Va, км/ч

4,781

7,650

10,519

13,388

16,257

19,126

21,994

24,863

27,732

30,601

33,470

36,339

Fw, H

4,656

11,919

22,534

36,501

53,820

74,491

98,514

125,89

156,61

190,69

228,12

268,91

Di

0,119

0,125

0,128

0,130

0,130

0,129

0,125

0,119

0,112

0,103

0,091

0,078

3

Va, км/ч

8,640

13,824

19,008

24,192

29,376

34,560

39,744

44,928

50,112

55,296

60,480

65,664

Fw, H

15,202

38,918

73,579

119,18

175,73

243,23

321,68

411,07

511,40

622,68

744,91

878,08

Di

0,066

0,069

0,070

0,071

0,070

0,069

0,066

0,062

0,056

0,050

0,042

0,034

4

Va, км/ч

14,774

23,639

32,504

41,369

50,233

59,098

67,963

76,827

85,692

94,557

103,42

112,28

Fw, Н

44,453

113,8

215,15

348,51

513,87

711,2

940,6

1202

1495,4

1820,8

2178,2

2567,6

Di

0,039

0,041

0,041

0,040

0,038

0,034

0,030

0,025

0,019

0,012

0,003

-0,006

 

Таблица 7. Значение коэффициентов суммарного сопротивления движению автомобиля

Va, км/ч

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

ψ1

0,018

0,018

0,018

0,019

0,019

0,020

0,021

0,022

0,024

0,025

0,027

0,029

0,031

0,033

ψ2

0,030

0,030

0,031

0,031

0,032

0,034

0,035

0,037

0,040

0,042

0,045

0,048

0,052

0,055


С изменением веса автомобиля динамический фактор изменяется, чтобы не пересчитывать при каждом изменении нагрузки автомобиля величину динамического фактора, динамическую характеристику дополняют номограммой нагрузок. Для этого мы должны на графике добавить еще одну шкалу D0 динамического фактора для автомобиля в снаряженном состоянии.

Масштаб для шкалы Do определяем по формуле:

 

 

 

аа - масштаб шкалы динамического фактора для автомобиля с полной нагрузкой;

mo- собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии, с учетом массы водителя (масса водителя 70 кг.).

 

аа = 0,01

mo = 3350+70 = 3420 кг.

mа = 7850 кг.

a0=0,01∙(3420/7850) = 0,0043

 

Равнозначные деления шкал Do и Da соединяем прямыми линиями. График контроля буксования представляет собой зависимость динамического фактора по сцеплению колес автомобиля с дорогой от массы автомобиля. Он позволяет определить предельную возможность движения автомобиля при гарантии отсутствия буксования его колес.

Сначала по формулам, приведенным ниже, определяют предельные значения динамического фактора по сцеплению для автомобиля с полной нагрузкой - Da сц и в снаряженном состоянии - Dо сц для реальных коэффициентов сцепления колес автомобиля с дорогой - jх, в диапазоне от jх = 0,1 ¸ 0,8

 

 ,

 ,

 

mсц =5815 [кг] - масса, приходящаяся на заднюю ось при полной нагрузке;

mа =7850 [кг];

mо сц = 2015 [кг] - масса, приходящаяся на заднюю ось в снаряженном состояния;

mо =7850 [кг].

Рассчитываем значения динамического фактора по сцеплению для автомобиля с полной нагрузкой - Da сц и в снаряженном состоянии - Dо сц, полученные значения заносим в таблицу 8.

 

Таблица 8.

Коэффициент сцепления Da сц Dо сц
0,1 0,074 0,06
0,2 0,148 0,12
0,3 0,22 0,18
0,4 0,29 0,24
0,5 0,37 0,3
0,6 0,44 0,36
0,7 0,51 0,42
0,8 0,59 0,48

 

Затем предельные значения динамического фактора Da сц по сцеплению откладываем по оси Dа и полученные точки соединяем прямой штриховой линией. На каждой линии указываем величину коэффициента сцепления jх.

На графике динамической характеристики (Приложение) отмечаем значение максимальной скорости движения автомобиля Va max на дороге с асфальтобетонным покрытием для высшей передачи.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: