Глобализация в цифрах

Сущность глобализации легче уяснить, проанализировав некоторые выводы и цифры из статистических исследований.

В течение последних десятилетий количество транснациональных и многонациональных компаний бурно росло. По данных ЮНКТАД, их число в 14 богатейших странах мира более чем утроилось за последние четверть века, т. е.  с 7 тыс. в 1970 году выросло до 24 тыс. в 1995 году. А всего в мире в 1998 году насчитывалось около 38 тыс. транснациональных компаний (ТНК). Ими осуществляется по всей планете поставок и продаж почти на 6 трлн. долл., что равно сумме ВВП США.

При такой степени насыщенности мировых рынков крайне обостряется конкуренция на них. Чтобы стать конкурентоспособной необходимо расширить сферы деятельности на весь мир. Целью глобальной компании является направление всех ресурсов фирмы против её конкурентов. Для глобальной компании недостаточен перевод производственных мощностей туда, где можно воспользоваться самыми быстрыми умами и самыми дешевыми руками, а необходим слом внутренних барьеров, препятствующих движению людей и идей. Процесс глобализации в настоящее время сопровождается и таким явлением, как «многокультурность», что характеризует сегодняшнюю практику большинства глобальных фирм.

«Многокультурность» в понимании глобальных фирм выражается в использовании в каждой из своих дочерний компаний менеджеров из принимающей её страны, а также привлечении в свои штаты лучших профессионалов любой национальности.

Глобализация приобретает различный смысл в зависимости от того, идет ли речь об отдельной компании, отрасли, стране или обо всем мировом производстве. Для отдельной компании глобализация определяется той степенью, с которой компания расширила поступления свои доходов и распределила свои активы в различных странах, а также тем, как она вовлечена в экспорт капитала, товаров и ноу-хау через зависимые от неё структуры.

Toyota является хорошим примером высокоглобализированной компании, у которой на начало 1996 года одна треть общего объема производства компании осуществлялась в дочерних компаниях, полностью или частично принадлежавших головной компании. В 1998 году производство автомобилей компанией было налажено в 25 странах мира, находящихся в Азии, Европе и Америке. Более того, Toyota экспортировала 39% своего отечественного производства из Японии на зарубежные рынки и была вовлечена в значительные внутрифирменные поставки, осуществлявшиеся между её дочерними структурами. Например, внутри её региональной сети на юго-востоке Азии Toyota экспортировала дизельные двигатели из Таиланда, трансмиссии из Филиппин, рулевые механизмы из Малайзии и бензиновые двигатели из Индонезии. [9; стр. 11]

Главными показателями глобализации компании являются международное рассредоточение поступлений от продаж и основных активов, внутрифирменная торговля полуфабрикатами, заготовками и готовой продукцией и внутрифирменные потоки технологий.

Глобализация на уровне отдельной отрасли определяется тем, в какой мере конкурентоспособность компании внутри отрасли в данной стране взаимосвязана с её конкурентоспособностью в другой стране. Чем более глобализирована отрасль промышленности, тем больше преимуществ получает компания от внедренной технологии, производственного процесса фабричной марки. Глобализированные отрасли промышленности имеют тенденцию доминировать на каждом рынке одним и тем же набором глобальных компаний, которые координируют свои стратегические действия во всех странах своей активности. Так, отрасль промышленности, производящая спортивную обувь, на всех рынках представлена доминирующими компаниями Nike, Reebok, Adidas. Главными показателями глобализации отрасли промышленности являются соотношение объемов встречной торговли внутри отрасли с объемом мирового производства, соотношение встречных инвестиций со всем инвестированным в эту отрасль капиталом, а также пропорции доходов, полученных конкурирующими компаниями отрасли во всех главных регионах мира.

Глобализация фармацевтической отрасли промышленности характеризуется очень быстрым ростом встречных инвестиций и замедленным возрастанием объемов встречной торговли.

Глобализация на мировом уровне определяется растущей экономической взаимосвязью между странами, что отражается в постоянно увеличивающихся встречных потоках товаров, услуг, капитала и ноу-хау.

 Бесспорным свидетельством этого являются следующие тенденции:

За период с 1989 по 1996 гг. встречная торговля товарами и услугами росла со среднегодовым темпом в 6,2% - почти в 2 раза быстрее. Чем среднегодовой темп роста (3,2%) всемирного ВВП за тот же период времени;

С 1989 по 1994 гг. прямые иностранные инвестиции выросли с 4,8 до 9,6% по отношению к всемирному ВВП

В 1970 г. соотношение объемов встречной торговли облигациями и акциями к ВВП было ниже 5% в США, Германии, Японии. В 1996 году, то есть через четверть века, соответствующие данные для этих стран выражались в 152,197 и 83% соответственно.

Таблица 1

Характеристики более глобализированных и менее глобализированных развивающихся экономик (средние показатели по количеству населения)

Социально-экономические характеристики Более глобализированные страны (24)

Менее глобализированные страны (49)

Население,1997 (в миллиардах) 2,9

1,1

ВВП на душу населения, 1980 $1 488

$1 947

ВВП на душу населения, 1997 $2 485

$2133

Инфляция, 1980, % 16

17

Инфляция, 1997, % 6 9  
Индекс верховенства закона, 1997 (средний мировой уровень = 0) -0,04 -0,48  
Средняя продолжительность начального образования, 1980, лет 2,4 2,5  
Средняя продолжительность начального образования, 1997, лет 3,8 3,1  
Средняя продолжительность среднего образования, 1980, лет 0,8 0,7  
Средняя продолжительность среднего образования, 1997, лет 1,3 1,3  
Средняя продолжительность высшего образования, 1980, лет 0,08 0,09  
Средняя продолжительность высшего образования, 1997, лет   0,018 0,22    

Источник: [2; стр. 45]

Как видно из таблицы 1, в 1980 году глобализированные страны не входили в число развивающихся стран с высоким доходом. В то же время, примерно на одном уровне была ситуация с получением образования в обеих группах. С 1980 года более глобализированные страны добились значительных успехов в образовании. По данным 1997, менее глобализированные отстают в этом отношении. Этот фактор имеет большое значение, так как является дополнительным фактором в повышении производительности, он также ведет к снижению неравенства и увеличивает продолжительность жизни. Примечательно, что обе группы снизили инфляцию к 1997 году. К тому же, ситуация относительно прав собственности и верховенства права в 1997 году была лучше в более глобализированных странах. Все эти показатели добавляют причин для глобализации Украины.

В период с 1980 по 1990 год, более глобализированные страны, такие как Аргентина, Венгрия, Индия, Китая, Малайзия, Мексика, Таиланд и Филиппины, проводили реформы в сферах либерализации инвестиций, стабилизации и регулирования права собственности.

Рис.1.1. Снижение средних тарифов на импорт, середина 1980-х - конец 1990-х годов. [2; стр. 46],

Таким образом, значительно снизили тарифы на импорт, на 34 пункта, по сравнению с 11 пунктами у менее глобализированные стран (рис. 1.1).

По мере проведения реформ и интеграции в мировой рынок в более глобализированных развивающихся странах начался стремительный экономический рост, постепенно увеличивающийся с 2,9 % в 1970-х до 5% в 1990-х (рис.1.2.).

Рис. 1.2. Темпы роста ВВП на душу населения: более глобализированные развивающиеся страны, в процентах. [2; стр. 47],


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: