Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса

В условиях кризиса отечественным компаниям, предпри­ятиям-производителям и частным предпринима­телям все свои действия - совершение сделок, закупок, достав­ки сырья и продовольствия, продаж, расходов на оплату заработной платы и аренды, затрат на энергопотребление и коммунальные услуги, дру­гие издержки - нужно продумывать очень тща­тельно с целью получения наибольшей выгоды и наибольшей экономии средств, т.к. в случае про­должения и усугубления кризиса только финан­совые средства смогут спасти бизнес от банкрот­ства . Такой подход позволит создать небольшой стабилизационный фонд для бизнеса и выработать собственную стратегию, позволя­ющую не только пережить сложный период, но и извлечь из этого выгоду (приложение 3). Неважно, какая компания: предприятие-производитель или крупная корпорация, органи­зация, штат сотрудников которой составляет не­сколько тысяч человек, небольшой магазин или собственная маленькая мастерская, где кроме хозяина других работников нет. Чтобы пережить кризис, следует начать экономить, это самое главное условие, т.к. неизвестно, сколько оста­нется клиентов завтра, сможет ли предприятие закупать сырье или продукцию по той цене, кото­рая существует сегодня, доставлять товары, вы­плачивать заработную плату в том же объеме, что и раньше, а не увольнять сотрудников и всег­да оставаться конкурентоспособным.

                  

 

 

                                                                                       

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Для реализации поставленной цели в работе были выполнены следующие задачи:

· Раскрыты теоретические аспекты управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики. 

· Проведён анализ проблем и перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики на примере российского опыта.

· На базе анализа опыта российских предприятий выявить проблемы в управлении инновационным развитием экономики страны и разработать предложения по развитию инновационной деятельности российских предприятий.

В результате проведенного ис­следования перспектив развития деятельности сов­ременных предприятий в условиях инновационной экономики можно сделать следующие выводы:

1. В условиях преодоления экономического кризиса приоритетным направлением развития современных предприятий должна стать инно­вационная деятельность. Для обеспечения послекризисного развития отечественным предприятиям необходимо в первую очередь развивать техноло­гические и продуктовые инновации, что требует «возрождения» и модернизации отечественной промышленности и создания промышленно-инновационных кластеров.

2. Инновационная деятельность требует пар­тнерства государства, науки и бизнеса в создании инновационной инфраструктуры поддержки пред­принимательства, реализации программ коммер­циализации, трансфера, организации стартапов и других инновационных компаний. В современных условиях для реализации этих мероприятий необ­ходимо не просто осуществлять финансирование научных исследований и разработок, но и фор­мировать интеграционные структуры, развивать формы взаимодействия различных участников инновационного процесса.

3. Реализация инновационного процесса пре­дусматривает максимально эффективное участие каждого субъекта на определенных этапах жизнен­ного цикла, что предполагает объединение усилий всех участников для обеспечения максимальной результативности. Необходимой основой такого участия является взаимосвязь и последовательность осуществления этапов инновационного цикла. В самом осуществлении инновационной деятельности заложен механизм стимулирования инновационной активности экономических субъектов.

4. Современные предприятия изыскивают ре­сурсы и возможности для инновационного разви­тия, которое предполагает не только организацию процесса инноваций, но и формирование ресурсной базы и системы взаимодействия с другими экономическими субъектами. Опыт зарубежных стран показывает, что взаимное сотрудничество малых, средних и крупных предприятий приносит ощутимый результат в области инноваций, вы­ражающийся в синергетическом эффекте за счет эмерджентности и взаимозависимости участников инновационного процесса.

5. Определение перспектив развития деятель­ности современных предприятий должно быть со­гласовано с направлениями развития государствен­ной инновационной политики, что предполагает эффективное использование имеющихся заделов в наукоемких областях с учетом приоритетов реше­ния социальных вопросов в условиях преодоления экономического кризиса.

6. В условиях кризиса российским предприятиям особенно актуально сконцентрироваться на внедрении инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство. Все свои действия - совершение сделок, закупок, достав­ки сырья и продовольствия, продаж, расходов на оплату заработной платы и аренды, затрат на энергопотребление и коммунальные услуги, дру­гие издержки - нужно продумывать очень тща­тельно с целью получения наибольшей выгоды и наибольшей экономии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волконский В.А., Кузовкин Т.Н., Современная многоуровневая экономика и экономическая теория. — М.: ИЭС, 2006.

2. Данилов А.И.,Общественное воспроизводство: комбинационный экономический эффект. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

3. Жуков В.И.,Российские преобразования: социология, экономика, политика. - М.: РНЦ ИСПИ РАН, 2003.

4. Игошин И.В.,Инвестиции. — М.: Юнити,-2006.

5. Кулакова О.Г., Управление внедрением систем менеджмента качества на промышленных предприятиях: мотивационный подход: Дис.... канд. экон. наук. - Волгоград, 2001.

6. Менеджмент на транспорте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений (Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С.Усков и др.); под общ. ред Н.Н. Громова, В.А. Персианова. -3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия»,2007.-528с.

7. Ларионов И.К.,Экономическая теория, путь в XXI век. — М.: Наука, 2007.

8. Прохоров А.П.,  Русская модель управления. — М.: Эксмо, 2006.

9. Россия в цифрах. 2008. Краткий статистичес­кий сборник / Росстат. М. 2008.

10. Стратегический менеджмент: планирование, контроллинг, учет рисков, Под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2008.

11. Седых А.М., Мы стремимся опережать время // Металлоснабжение и сбыт (спец­выпуск). - М.: МС, 2007.

12. Формирование национальной финансовой стратегии России, Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2004.

13. Уильямсон О.И., Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. — СПб.: Лениздат,CEU Press. 1996.

14. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2006: Стат. сборник/Госкомстат Чувашской Республики. — Чебоксары, 2006.

15. Ярёменко Ю.В., Теория и методология исследования многоуровневой экономи­ки. - М.: Наука, 1997.

16. Валентей С.К., Контринновационная среда российской экономики // Вопросы экономики. — 2005. — № 10.

17. Вереникин А.О., Волошин Д.И., Теория многоуровневой экономики в контексте современной экономической мысли // Проблемы прогнозирования. — 2004. — № 1.

18. Гладышев А.М., Зарубежный отит инноваци­онных преобразований (на примере крупных корпораций и национальных систем) // На­циональные интересы: приоритеты и безопас­ность. 2009. №11. С. 67-73.

19. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.III., Основные при­оритеты инновационного развития предпри­ятий на примере технологических инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безо­пасность. 2009. №6. С. 44-52.

20. Ефремов В.С., Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 2.

21. Кузнецов И.А., Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 5, 2009, с.78-84.

22. Кабанов В.Н., Государственное управление переходом регионов Росси к инновационно активному обществу. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 5, 2009, с.85-88.

23. Кувалин Д.Б., Российские предприятия в середине 2007 г.: взгляды на ка­чество экономической политики и возможности для развития // Материалы сайта www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/kuv17.

24. Королев В.А., Королева К.И., Формирование стра­тегических альянсов в российской промыш­ленности // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 6, С. 16-24.

25. Лямзии О.Л., Титова В.А., О подходах к ин­теграции базовых участников национального инновационного процесса // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №5. С. 19-27.

26. Литвинцева Г.П., Кризис инвестиций как результат несоответствия структурно-технологических характеристик экономики ее институциональному устройству // Проб­лемы прогнозирования. — 2003. — № 6.

27. Марков М.М., Усиление структурной деформации российской экономики как основная угроза экономической безопасности России // Вестник ИНЖЕКОНа. — Серия экономика. — 2007. — № 3.

28. Мауэр С.В., Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса. Журнал «Менеджмент инноваций», № 1,2009, с.38-44

29. Мауэр С.В., Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса. Журнал «Менеджмент инноваций», № 2,2009, с.124-130

30. Никулина О.В., Перспективы развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики. Журнал «Финансы и кредит», № 37,2009, с.37-44

31. Павлов К.К., Андреева И.Г., Взаимосвязь устой­чивости и эффективности функционирования субъектов бизнеса // Национальные интере­сы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10, с.18-31.

32. Поварич И.П., Акулов А.О., Трансформация инновационной модели менеджмента в условиях высокой структурно-технологической неоднородности экономики. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 2, 2009, с.3-8

33. Селищева Т.А., Информационная парадигма экономического роста // Вестник ИНЖЕКОНа. - Серия экономика. - 2007. - № 4.

34. Фияксель Э.А., Инновационный потенциал российской промышленности и механизмы его роста // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 13, с. 2-6

35. Шеховцева Л.С., Интегральная оценка стратегической конкурентоспособности российских регионов // Вестник ИНЖЕКОНа. — Серия экономика. — 2007. — № 4.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

Рис. 1. Принцип приоритетности финансирования инновационно-инвестиционных проектов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Методика сопоставления эффективности хозяйственной дея­тельности (бенчмаркинга)

ЭТАП ПЕРВЫЙ. Выделение ключевых областей хозяйственной деятельности.Ключевыми называются такие области деятельности компании, преобразования в которых способны существенно улучшить эф­фективность функционирования организации в целом. Основная цель данного этапа состоит в том, чтобы выявить эти области и расставить их по порядку значимости в соответствии со следую­щими критериями:

- области, которые являются основными источниками затрат;

- виды деятельности, от которых зависит успех в конкурент­ной борьбе;

- области деятельности, которые обладают наибольшим по­тенциалом для повышения эффективности;

- ресурсы, необходимые для проведения преобразований в данной области деятельности.

ЭТАП ВТОРОЙ. Выбор показателей (индикаторов) эффективности хозяйствен­ной деятельности. Эти показатели можно условно разбить на две группы: оперативные и стратегические. Оперативные показатели включают в себя переменные издержки (стоимость сырья, расхо­ды на заработную плату, уровень компенсационных выплат и т.п.) и маркетинговые индикаторы (длина товарной линии, набор ха­рактеристик продукта, качество, уровень обслуживания и др.). Стратегические показатели являются интегральными индикатора­ми эффективности рыночной деятельности (финансовые показа­тели, доля рынка, рост объемов продаж, соответствие стратегии компании положению дел в отрасли и др.).

ЭТАП ТРЕТИЙ. Выбор компаний, характеризующихся наибольшей эффективно­стью в той или иной области. Обычно такие компании входят в одну из четырех возможных категорий:

· прямые конкуренты;

· конкуренты, действующие на других сегментах рынка;

· потенциальные конкуренты;

· компании из других отраслей.

После того как составлен список компаний, необходимо чет­ко определиться, какие из них и по каким показателям можно использовать для сопоставления. При этом следует:

· ограничить число компаний до 3 - 4;

· выбирать разнообразные по видам деятельности компании;

· отдавать предпочтение компаниям с самыми наилучшими

показателями;

обращать особое внимание на компании с уникальными стра­тегиями.

ЭТАП ЧЕТВЁРТЫЙ. Сбор информации о компаниях, используемых в процессе сопос­тавления. Информацию можно получить из трех основных источ­ников: публичные источники информации, обмен информацией, интервью (опрос клиентов, поставщиков, дистрибьюторов, отраслевых экспертов и других лиц, каким-либо образом свя­занных с исследуемыми компаниями).

В целом, существует достаточное количество источников для получения необходимой информации. Основная задача — правильный выбор этих источников и оценка достоверности получаемой информации.

ЭТАП ПЯТЫЙ. Сбор информации о самой компании. Наибольшую трудность здесь составляет не сам собственно сбор информации, а формы ее представления, которые обычно сильно различаются (разные формы бухгалтерской отчетности, различные описания организаци­онных структур и т.п.).

ЭТАП ШЕСТОЙ. Разработка программы действий. Действия должны быть на­правлены на то, чтобы достичь уровня устойчивости и эффектив­ности конкурентов. По существу, речь идет о включении в маркетинговые  планы действий, инициированных использованием  методов бенчмаркинга.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методы управления предприятием во время кризиса: инновационные технологии и процессы

направления методы

                      Основные направления и методы экономии

  Энергопотребление Лучше всего эксплуатировать энергосберегающие, компактные люминесцентные лампы, которые расходуют значительно меньше электроэнергии, чем лампы накаливания.
  Отопление Комплексное применение тепло-изоляционных материалов для наружных ограждающих конструкций (в первую очередь фасадов и кровель). Использование радиаторов отопления с автоматическим регулированием температуры и др.
  Оплата Интернета и услуг связи Запрещение пользования развлекательными Интернет-ресурсами или посещения сайтов в личных целях
  Плата за переработку отходов Можно попробовать договориться о вывозе отходов организации на особые предприятия, перерабатывающие более серьёзные отходы, чем пластик и бумага. Причём, такие компании, обычно покупают отходы. Такой подход может сократить расходы на оплату вывоза мусора на 30-40% и привести к получению дополнительной прибыли от его продажи.

Методы экономии и повышения производительности труда персонала 

  Удобство рабочего места Чтобы добиться высокой скорости обращения к коллеге, офисные рабочие места лучше всего организовать в едином зале с небольшими перегородками. Места руководителей следует расположить в начале зала или в смежной комнате, имеющей окна, находящейся немного выше. Таким образом менеджер всегда будет знать, чем в данный момент занимаются его подчинённые, а сотрудник сможет всегда видеть начальника, что на психологическом уровне не позволит отклониться от работы и приведёт к увеличению производительности труда в несколько раз.
  Самочувствие и здоровье сотрудника Наиболее оптимальным в решении данной проблемы является подписание отдельных договоров с клиниками относительно лечения, диагностирования и прохождения дополнительного специализированного медосмотра, а также со спортивными, развлекательными или другими оздоровительными центрами. Поддержка ощущения востребованности и заботы у подчинённых также является очень важным условием для повышения производительности труда
  Финансовое, психологическое, коллективное стимулирование сотрудника Чем сплочённей команда, тем сильнее предприятие. Если создать дружный коллектив, то помимо социального пакета предоставить дополнительные гарантии, и раздумий об уходе их фирмы будет меньше.

Методы повышения продаж

     
  Изменение цены товара Понижение цен на товары, которые пользуются наименьшим спросом и повышение цен на популярные товары. Розничным магазинам рекомендуется понижать цены на товары повседневного потребления, а на товары второстепенного значения (икра, водка) повысить цены
  Изменение качества товара Важны узнаваемость, бренд и авторитет торговой марки. Не всегда дорогое сырье способно повысить качество товара
  Замена сырья для изделий Использовать более дешёвое сырье. Замена в любом случае должна повышать конкурентоспособность товара
  Повышение конкурентоспособности товара Если предприятие не способно выпускать конкурентоспособный и имеющий спрос товар, оно должно переориентироваться на выпуск другого товара, схожего по содержанию, или на изменение формы, цвета, содержания и т.д.

                                             Изменение способа оплаты за товар

  Электронные методы платежей и взаимообменов Это позволяет проводить достаточные суммы денег в очень короткий срок с наименьшими издержками
  Открытие счетов в банках напрямую через Интернет Скорость взаиморасчётов, оборот и прибыльность увеличиваются
  Возможность реализации товаров и услуг в кредит через Банк по безналичному расчёту и бартер В данном случае производитель не несёт риска потери финансовой прибыли. Реализация товара с помощью бартерной оплаты является наиболее актуальной во время кризиса.

      Способы доставки сырья, продовольствия или товаров

  Подписать договор со специализированной организацией перевозчиков Это заметно сократит расходы
  Экономически выгодно иметь собственный парк грузоперево-зочной техники в целях экономии её приобретают в лизинг, в кредит или берут в аренду Это сократить расходы

Слияние компаний

  Может стать единственным способом спасения бизнеса Грамотное планирование может стать золотым сечением в слиянии нескольких компаний. У компании могут появиться совершенно новые цели, как финансово-экономические, так и социальные

Проведение акций и рекламных компаний

  Реклама на Интернет-сайтах Она стоит дешевле, чем теле и радиореклама, а ежедневное количество посетителей отдельных сайтов иной раз превосходит аудиторию телевизионных или радиоканалов
  Создание на сайте компании Интернет-магазина Будет работать круглосуточно и постоянно продвигать товар или услугу
  Проведение рекламных акций Всегда являлось условием привлечения новых клиентов, узнаваемости товара или торговой марки. Постоянное уведомление потребителей о проводимых акциях с регистрацией пользователей в разы увеличит реализацию и узнаваемость продукции. Такая экономия средства важна для кризисного периода
  Агенты по продаже товара или создание собственной сети агентской продажи С помощью собственной сети агентской продажи реализовывают не только свой товар

Займы в банках

    Тем самым фирма, получившая заём, не понесёт издержек с выплаты процентов по кредиту, а сэкономит на льготном кредите и сможет перевести полученные средства на повышение оборота компании, производство, повышение производительности или обучение сотрудников предприятия, выход на новые рынки сбыта или перепродажи товаров и услуг.,

Поиск партнёров и подписание дополнительных контрактов

  Без них нельзя будет рассчитывать на дальнейший рост Проводятся экономические форумы и презентации. На них отечественные и зарубежные представители рассказывают о возможностях сотрудничества, с ними подписываются контракты и договоры Рекомендуется посещать иностранные выставки, семинары, выставки руководителей и менеджеров иностранных компаний

 

Примечание: составлено автором по данным источника 28,29


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: