Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории.
Широкое применение для построения экономических моделей эта концепция получила лишь в 70-с гг. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика»
Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.
Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменениям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются.
|
|
Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты дискретной стабилизационной политики. Например, в целях стимулирования производства и увеличения занятости
центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную ставку. В результате увеличение совокупных расходов, стимулируемое политикой дешевых денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.
Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, влияющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить длительное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъектами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.
|
|
Не отрицая необходимости участия государства в экономических процессах, сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной любую экономическую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Поэтому для обеспечения общего равновесия первоначально необходимо изменить способ политического мышления.
Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие решений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми могли бы принимать решения и правительства, и экономические агенты. Это обеспечит предсказуемость действий правительства и
правильную оценку информации производителями и потребителями в рыночном хозяйстве.
Среди подобных правил, например, предлагается принять закон, в соответствии с которым принимаемые правительством решения в области денежной и фискальной политики должны вступать в действие только через два года после их принятия. Это позволило бы предотвратить принятие конъюнктурных, неожиданных для экономических агентов решений, диктуемых в том числе политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы.
Отдавая себе отчет в непоследовательности макроэкономической политики, экономические агенты перестают доверять заявлениям правительства и ЦБ, и экономика, в конечном счете, может оказаться малоуправляемой. Так, например, согласно кривой Филлипса, взаимосвязь между инфляцией и безработицей зависит от инфляционных ожиданий. Для уменьшения инфляционных ожиданий руководство ЦБзаявляет, что главной целью проводимой им денежной политики является снижение темпов роста цен. Однако после того, как ожидания уже сложились, у ЦБпоявляется стимул к отказу от прежних намерений ради борьбы с безработицей. Если маневры ЦБ не ограничены рамками «твердого курса», то экономические агенты не поверят его заявлениям о решительной антиинфляционной политике и не будут осуществлять инвестиций. В итоге экономический рост окажется «заблокированным» этим недоверием. Эта взаимосвязь между уровнем доверия, инвестиций и экономического роста в различных группах стран представлена на(приложении Б).
Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.
Вместо решения сиюминутных проблем правительства должны сосредоточить внимание на долгосрочной экономической политике, структурных условиях общего экономического равновесия.
Заключение
Идея макроэкономического моделирования и регулирования возникла тогда, когда стало понятно, что рыночный механизм сам не в состоянии преодолеть нарастающие диспропорции, восстанавливать утраченное экономическое равновесие.
Приверженцы классической макроэкономической модели считают, что рыночная экономика функционирует в интересах всего общества. Для обоснования целесообразности или не целесообразности использования этой модели в России используем такие показатели:
· Естественная цена товара, услуги или ресурса - цена, которая обеспечивает покрытие затрат на производство и получение средней иметь, они не могут заплатить природную цену. Они являются носителями латентного спроса и не оказывают содействие появлению товара на рынке.
|
|
В России реально 85% покупателей можно отнести к категории латентных. Соответственно мы можем сделать вывод: население России не может оказывать содействие появлению товаров на рынке, таким образом тормозя развитие экономики и производства в частности.
Обобщая все вышесказанное сделаем вывод, что использование классической макроэкономической модели не возможно в наше время в наших условиях.
Также, в качестве заключения рассмотрим подробно некоторые недостатки одного из основных макроэкономических показателей - ВНП. В любой стране с рыночной экономикой самый популярный экономический показатель - это ВНП, потому что от состояния и динамики ВНП, его составляющих, его структуры зависит благосостояние каждого конкретного человека, жизненный статус десятков миллионов людей. Снижается ВНП - жди безработицы, падения уровня жизни и других неприятностей. Когда вырастает стоимость валового продукта, это означает, что будет получено больше доходов. Таким образом, существует очевидная связь между размером ВНП также является
общей мерой количества товаров и услуг, которые мы сможем купить, индивидуально и коллективно. Поэтому, в общем, все довольны, когда ВНП поднимается, и недовольны, когда он падает.
Некоторые возможные "твердые курсы" бюджетно-налоговой политики правительства:
а) государственный бюджет, балансируемый ежегодно;
б) государственный бюджет, балансируемый в более долгом периоде:
— на циклической основе;
— на функциональной основе.
Курс правительства на ежегодно балансируемый государственный бюджет:
а) снижает степень "встроенной" стабильности экономики;
б) вызывает частые колебания налоговых ставок, которые снижают инвестиционную активность;
в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего поколения
|
|
в пользу будущего.
Данные в (приложении В) свидетельствуют о сложностях практической реализации курса на ежегодно сбалансированный бюджет.
Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства стран балансируются в более долгосрочной перспективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики,ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количественных соотношений, могут выступать следующие:
— снижение общего объема государственного долга;
— стабилизация соотношения долг/ВВП;
— выравнивание темпов роста государственных расходов
и темпов роста ВВП;
— равенство или превышение чистого объема инвестиций над
чистым объемом государственного долга.
Указанные целевые ориентиры сдерживают "аппетиты" расходующих государственных ведомств, которые вынуждены соотносить свои требования новых бюджетных ресурсов с этими ограничениями, без которых динамика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудноуправляемой. Некоторые возможные "твердые курсы" кредитно-денежной политики Центрального Банка:
1) поддержание стабильного темпа изменения денежной массы;
2) стабилизация рыночной ставки процента;
3) стабилизация номинального ВВП;
4) стабилизация номинального валютного курса.
При стабилизации темпа изменения денежной массы ЦБ устанавливает на каждый год определенный уровень ее прироста и с помощью операций на открытом рынке, дисконтной политики или изменения нормы резервирования поддерживает стабильное денежное предложение.
Рассмотрев проблемы выбора активной или пассивной экономической политики, а также необходимости придерживаться гибкого или твёрдо следующего определенным правилам курса. В пользу каждого из возможных решений поставленных проблем было приведено множество аргументов. Ясно одно: в макроэкономической политике ни на один вопрос нельзя дать однозначного ответа. В конечном итоге, лишь взвесив все политические и экономические аргументы, можно решить вопрос о роли правительства в стабилизации экономики.
Хорошо это или плохо, но главная роль в формировании экономической политики принадлежит экономистам. Эта роль очень трудна, поскольку экономика - сложная система. Но и отказаться от нее нельзя. При разработке экономической политики экономисты не могут стоять в стороне, ожидая, когда экономические модели станут более совершенными. Кто-то должен консультировать политических деятелей сегодня, и эта трудная задача выпадает на долю экономистов.[10]
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Валовый Национальный продукт (ВНП) | главный показатель при составлении национальных счетов, определяется как совокупная рыночная стоимость всего объекта производства товаров и услуг в экономике за один год и является денежным показателем |
2 | Закон Сэя | макроэкономический принцип (не нашедший подтверждения), согласно которому производство товаров и услуг (предложение) создаёт равный совокупный спрос на них |
3 | Инвестиции | затраты на производство, накопление средств производства и увеличение материальных запасов |
4 | Монетаризм | теория, исходящая из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов |
5 | Монетарная политика | комплекс взаимосвязанных предприятий, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения |
6 | Мультипликатор Кейнса | характеристика соотношения между приростами национального дохода и инвестиций |
7 | Совокупный спрос | показатель спроса на макроуровне, используемый для определения и объяснения уровня цен и реального чистого национального продукта, общего объёма товаров и услуг, на который может быть спрос при данных ценах |
8 | Совокупное предложение | показатель предложения на макроуровне, отражает общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен |
9 | Теория рациональных ожиданий (ТРО) | изменение экономического мышления рыночных агентов, владельцев факторов производства и денег; признание конкуренции всех основных видов рынков, влияющих на основе спроса и предложения на цены и ставки зарплаты; опирается на теорию рынков, её микроэкономические принципы |
10 | Фискальная политика | государственное регулирование совокупного спроса путём планируемых изменений государственных расходов и налогов |
11 | Экономический рост | увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый период времени на душу населения |