Проблема бедности в России и ее показатели

Теоретически бедность представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Возраст среднестатистического бедного в России - 47 лет, в то время как среднестатистического богатого - 33 года, представителя среднего слоя - 42 года. Отличаются бедные и по демографическому составу своих домохозяйств. Здесь выше, чем у населения в целом, доля многодетных, неполных, других проблемных типов семей, в частности, многопоколенных семей с пенсионерами, инвалидами и детьми одновременно. Только 37,8% бедных семей не имеют в своем составе какого-нибудь экономически неактивного взрослого члена семьи (будь то пенсионер или безработный), в то время как для среднестатистической российской семьи такой показатель составляет 47,2%, а для состоятельной - 80,1%... [internet]

Уровень бедности в стране является важным показателем социального положения, который затрагивает не только восприятие его общественным мнением, но и формирование государственной политики. Поскольку уровень бедности является мерилом благосостояния общества, то реальность, в которой каждый шестой россиянин, согласно официальной статистике, относится к категории бедных, вызывает серьезное беспокойство.
       И в богатых странах, и в странах со средним уровнем доходов задача сокращения бедности входит в число приоритетных, а ее решение служит индикатором успеха соответствующего курса стратегического развития. В странах Евросоюза планы по сокращению этого явления формируются в рамках открытого и прозрачного процесса, осуществляющегося в каждом государстве – члене ЕС в ходе реализации планов социальной интеграции. Некоторые из государств-членов вырабатывают конкретные планы мероприятий по снижению бедности: например, в Великобритании с начала 1990-х гг. действует программа искоренения бедности среди    детей.
   Во многих странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития также проводятся активные мероприятия по сокращению бедности, причем само явление считается ключевой социальной проблемой, а уменьшение ее масштабов – целевой программой мобилизации усилий для борьбы с ней. Соединенные Штаты со времен президента Рузвельта проводят политику в области снижения уровня бедности и осуществляют регулярный мониторинг ее выполнения. У Австралии значительный опыт в сфере реализации на государственном уровне широкого круга программ по снижению уровня бедности. Сокращение бедности и активное управление социальными рисками, с которыми сопряжены мероприятия по динамическому развитию, являются неотъемлемой частью ключевых политических обязательств правительства КНР. Подобные программы реализуются в странах со средним уровнем доходов, таких как Мексика, Бразилия, Чили, Таиланд, Малайзия, и предусматривают как мониторинг уровня бедности на общенациональном уровне, так и разработку масштабных социальных проектов по искоренению крайних форм обнищания.[12, 65-68]
        Анализ данных панельного обследования показывает, что половина российских семей в 1994–2003 гг. периодически оказывалась за чертой бедности, а 7% находились в состоянии хронической бедности. Переломным моментом стал 1998 г., когда в связи с финансовым кризисом бедность в России быстро распространилась и достигла беспрецедентных масштабов: к началу 1999 г. свыше 70 млн человек жили меньше чем на 4 долл. в день с учетом паритета покупательной способности. Высокие темпы экономического восстановления 1999–2002 гг. сохранились и сейчас. В результате в период с 1998 по 2006 г. ВВП России увеличился на 57%, а реальные доходы населения – на 65%. Безработица сократилась с 14% в конце 1998 г. до 8% в конце 2003 г., отражая рост занятости на примерно 10 млн человек (почти на 15% согласно данным обследования экономической активности населения) между 1998 и 2003 г. [17]
     

Показатели бедности:
1) Сейчас она концентрируется среди сельского населения (более детальные обследования свидетельствуют об абсолютном преобладании сельской бедности);
2) Она все больше охватывает население с недостаточным уровнем образования;
3) Работа по-прежнему не гарантирует защиты от бедности;
4) семьи с детьми сталкиваются с повышенным риском, а многодетные семьи являются типичными представителями крайне бедных слоев населения.
Разрыв между городом и деревней продолжает увеличиваться. Бедность в сельской местности выражена более резко, чем в городе. По данным официальной статистики, в 2004 г. в деревнях с численностью населения меньше 200 человек риск бедности был втрое выше, чем в мегаполисах, население которых превышало 3 млн жителей. В 2005 г. в сельских районах (27% общей численности населения) уже проживало свыше 51% всего населения, относящегося к категории крайне    бедных.[7,56]
  Число безработных в России в апреле 2008 года выросло на 4,2% по сравнению с апрелем 2007 года и составило 5 млн человек, или 6,6% экономически активного населения. Такие данные содержатся в оперативном докладе РФ.
  Согласно представленному докладу, в январе-апреле 2008 года безработица снизилась на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
    В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных за отчетный период были зарегистрированы 1,5 млн человек, в том числе 1,2 млн человек получают пособие по безработице.

В первом квартале 2007 года число граждан России с доходами ниже прожиточного минимума (3,7 тыс. руб.) снизилось до 16,3% от всего населения. Общий рост уровня жизни приводит к тому, что наблюдается некоторое выравнивание разрыва в уровне бедности между регионами. А вот разрыв между богатыми и бедными не снижается.

      Согласно исследованию Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), уровень бедности в России постепенно снижается. Но региональные различия и дифференциация по доходам все еще крайне велики. В целом по России численность населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 18,9% в первом квартале 2006 года до 16,3% в первом квартале 2007 года. Количество граждан России с доходами ниже прожиточного минимума снизится к 2010 году до 10,7%.   [17]
  Прожиточный минимум в 2007 году составил 3713 руб. Меньше всего бедных (живущих меньше чем на эти деньги) в Ханты-Мансийском АО — 7,9%, Ямало-Ненецком АО — 8,6%, Санкт-Петербурге — 10,2%. Вопреки распространенному мнению о высоких московских заработках столица занимает шестое место: доходы ниже прожиточного минимума у 13,2% москвичей.[7, 55-58]

                

  §2.7 Система социальной защиты населения.

Социальная политика государства — это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Основными составляющими системы социальной защиты являются:

1. защита от безработицы;

2. обеспечение пособий для нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных;

3. оплата труда и пособия, обеспечивающие нормальный образ жизни;

4. минимальное обеспечение жильем, услугами культуры, здравоохранения, образования и др..

Социальная защита населения проявляется в разных формах таких как соцстрах, государственный трансферты, индексация и др. Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи нуждающимся, не связанные с их участием в хозяйственной деятельности. Механизм индексации доходов связан с увеличением номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Этот механизм может применяться только в бюджетной сфере. Социальное страхование это вид социальной защиты, направленный на обеспечение соцгарантий по защите граждан от социальных и профессиональных рисков. К государственному социальному страхованию относятся пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование (ОМС), выплата пособий по государственной социальному страхованию в случае безработицы, потери трудоспособности и т.п.[8, 55-57]

В настоящее время основную работу по соцзащите населения выполняют следующие органы:

1. Государственные органы социальной защиты населения;

2. Специализированные общественные и профессиональные организации;

3. Негосударственные коммерческие структуры;

4. Фонды благотворительности и милосердия;

5. Религиозные организации;

6. Профессиональные организации педагогов, юристов, социальных работников;

7. Политические партии и общественные движения.

Для достижения этих целей требуется восстановить роль доходов от основной деятельности, как основного источника доходов населения; обеспечить справедливое распределение доходов путем увеличения налоговой нагрузки у лиц с высокими доходами и снижением нагрузки у лиц с низкими доходами; стимулировать финансирование социальных программ не только из бюджетных средств; создать систему адресной социальной помощи с учетом материального положения семьи и заявительного принципа назначения пособий; повысить роль социального страхования, чтобы гарантировать гражданам доступность медицинской помощи; социального обслуживания, образования и культуры.

В области оплату труда правительством РФ предполагается обеспечить рост реальной заработной платы в соответствии с квалификацией и результатом труда работника. Реформирование оплаты труда должно осуществляться экономическими методами, через налоговую систему. Также должны быть использованы механизм социального партнерства между предпринимателями и наемными работниками. Во внебюджетной сфере необходимо создать систему гарантии минимального заработка, усилить государственное регулирование оплаты труда руководителей государственных, казенных, муниципальных предприятий, предприятий со смешанной формой собственности, а также ужесточить ответственность за нарушение трудового законодательства. В бюджетной сфере необходимо проводить повышение ставок заработной платы, при этом учитывать рост уровня оплаты труда во внебюджетном секторе экономики. [14, 376-379]

   Ситуация на рынке труда за годы экономических реформ существенно изменилась: выросла безработица, поменялась структура занятости по отраслям и секторам экономики. Существует сложное положение на предмет занятости женщин и молодежи. Для преодоления негативных явления в сфере занятости необходимо: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, более полное использование имеющихся рабочих мест плюс создание новых; разработка генеральной схемы развития рабочих мест; разработка специальных программ для стабилизации занятости в регионах и отраслях; развитие новых гибких форм занятости; полный пересмотр системы выплаты пособий; новые пути поиска работы безработным; создание социальных программ, направленных на расширение занятости отдельных социальных групп (молодежи, инвалидов и др.).[3, 69-71]














Заключение

          Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

    Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

По данным курсовой работы, можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.

   На основании этого можно сделать  ряд выводов:

   Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается.

   Во-вторых, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

   В-последних, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. 

   Важнейшим приоритетом правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование и здравоохранение. Начиная с 2000 года, каждый год в рамках федерального бюджета повышается объём средств, выделяемых на эти сферы. В связи с этим в образовании одной из важнейших мер станет повышение эффективности использования средств, выделяемых на образование из бюджетов всех уровней.

   В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности,, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В 2007 году политика Правительства в этой сфере была направлена на рост реальных доходов, поддержку малоимущих семей – многократно индексировались заработная плата бюджетников и пенсии пенсионеров.

   В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.

 

 

                                          Список литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: