Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.
Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и некоторые другие. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300км). В некоторых случаях даже при наличии параллельной железной дороги организация автобусного движения оказывается рациональной на маршрутах большой протяженности и при несколько более высокой стоимости проезда благодаря большой частоте движения и доставке пассажиров непосредственно в населенные пункты.
Наряду с отмеченными преимуществами, автомобильный транспорт имеет некоторые более низкие технико-экономические показатели по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Одним из его недостатков является низкий уровень производительности труда работников, что является следствием малой грузоподъемности единицы подвижного состава автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным и водным. Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в себестоимости перевозок составляют расходы на заработную плату водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих. На автомобильном транспорте выше затраты на топливо из-за высоких мощностей двигателей и высокой стоимости автомобильного топлива. Как следствие, на автомобильном транспорте складывается более высокий уровень себестоимости перевозок по сравнению с железнодорожным.
Автомобили, число которых неуклонно растет, оказывают вредное, а подчас губительное воздействие на окружающую среду. Ежегодно во всем мире автомобили выделяют в воздух миллионы тонн различных веществ, в той или иной мере токсичных, уносят в результате аварий сотни тысяч человеческих жизней, делают миллионы людей калеками.
Таковы факторы, без учета которых невозможно дать сколько-нибудь достоверный прогноз развития автомобильного парка на ближайшие двадцать лет. Каким же он видится?
Мировой автомобильный парк принято оценивать тремя показателями: общим числом автомобилей, числом легковых автомобилей, а также грузовых вместе с автобусами. Наиболее широко распространены легковые автомобили. За тридцать лет — с 1950 по 1980гг. — их количество выросло от 48,1 до 330 млн. Однако при продолжающемся абсолютном росте все более заметно снижение его темпов: за 1950— 1960гг. этот показатель составил 99,2 %, а за 1970—1980гг. — 82,5 %.
По мнению специалистов, в России уровень насыщения легковыми автомобилями, соответствующий общественным потребностям, должен в перспективе составить 100—120 автомобилей на 1 тыс. жителей (на конец 2008г. этот показатель составил 84,4 автомобиля на 1 тыс. жителей). Приоритет, как и прежде, отдается развитию общественного транспорта.
Что касается Мирового парка легковых автомобилей, то можно ожидать дальнейшего снижения темпов его прироста (в 1990—2004 гг. они предположительно составят примерно 30 %). Но и при такой динамике общее количество автомобилей к концу века достигнет 600—680 млн. При этом уже сегодня очевидно, что в нем будут преобладать экономичные модели.
Что касается автобусов (в мире используется их около 1,5 млн.), произойдет, по-видимому, дальнейшее (до 200—300 чел.) увеличение вместимости тех, которые предназначаются для городских маршрутов.
Как и легковой, мировой парк грузовых автомобилей и автобусов обнаруживает тенденцию к снижению темпов роста. Ожидается, что с 41 % в предыдущие 30 лет темпы роста снизятся к 2010 г. до 28,6— 22,2 %. Абсолютное же количество этих автомобилей будет тем не менее увеличиваться; считают, что в 2010 г. оно достигнет 100 млн. против 70 млн в 1980 г.
Таковы ближайшие перспективы развития мирового автомобильного транспорта. Эти тенденции характерны и для России.
Основными задачами государственного регулирования автотранспортной отрасли являются (8,19):
- совершенствование автотранспортной инфраструктуры и дорожной сети, устранение диспропорции и узких мест в их развитии;
- модернизация и обновление парка автотранспортных средств, с учетом соответствия требованиям международных стандартов;
- развитие эффективных транспортно-логистических технологий и перевозочных систем, обеспечивающих снижение автотранспортных издержек в обслуживаемых секторах экономики;
- комплексная информатизация автотранспорта на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем;
- повышение инвестиционной привлекательности автотранспортного бизнеса;
- поддержка отечественных перевозчиков при осуществлении социально-значимых автотранспортных услуг и на международном транспортном рынке;
- совершенствование законодательно-правовой и нормативной базы;
- установление рациональной сферы использования автомобильного транспорта и повышение уровня его взаимодействия с другими видами транспорта с учетом обеспечения безопасности населения и устойчивого развития всей транспортной системы.
Важной задачей развития автомобильного транспорта в период до 2010 года является дальнейшее расширение рынка автотранспортных услуг, повышение качества их выполнения при сокращении автотранспортных издержек.
Расширение рынка автотранспортных услуг предполагает развитие пассажирских и грузовых перевозок, увеличение объемов и номенклатуры транспортно-дорожных услуг.
В области пассажирских автотранспортных услуг необходимо предусмотреть приоритетное развитие общественного автобусного транспорта в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении, а также в сельской местности.
Для городских и пригородных маршрутов должен быть разработан и реализован комплекс мер по сокращению категорий населения, пользующихся правом бесплатного (льготного) проезда на общественном автобусном транспорте, введению адресной компенсации затрат при установлении льготного проезда пассажиров и более эффективному осуществлению системы контроля.
Актуальной задачей является развитие нормативной правовой базы государственного регулирования междугородных перевозок пассажиров автобусами, предусматривающей регламентацию взаимоотношений перевозчиков с автовокзалами и автостанциями, а также условий конкуренции перевозчиков между собой и с железнодорожным транспортом.
Должна быть создана система гарантированного финансирования предприятий общественного транспорта для модернизации, обновления и увеличения парка автобусов, развития дорожно-сервисной инфраструктуры для пассажиров.
Для дальнейшего развития международных перевозок пассажиров следует ускорить ратификацию Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (СНГ, 1997г.) и Соглашения об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках (СНГ, 1999г.), а также подготовить комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности и доли российских перевозчиков на международном рынке пассажирских услуг до уровня равновыгодного паритета.
Дальнейшее развитие туристического бизнеса в нашей стране с использованием автобусов и легкового автотранспорта может быть обеспечено за счет решения комплекса мер, включая:
- открытие новых туристических маршрутов внутри страны;
- совершенствование и дальнейшее развитие инфраструктуры для автотуризма (расширение сети гостиниц, мотелей и кемпингов, станций технического обслуживания и ремонта автомобилей, автозаправочных станций, охраняемых стоянок, пунктов питания и оказания медицинской помощи и др.);
- повышение качества обслуживания отечественных и зарубежных туристов до уровня европейских норм и стандартов по всему комплексу услуг;
- совершенствование информационного обеспечения автотуризма (развитие средств связи, бизнес-рекламы и др.).