Организация и методы исследования

 

Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.

Тестирование проводили в отдельном помещении и в отсутствии посторонних.

Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех.

Исследование проводилось на выборке из 10 студентов, в возрасте 19 -20 лет.

Анкетирование проводилось в ВУЗе. Каждому испытуемому был выдан листочек для записей, вопросы задавались либо автором работы вслух, либо испытуемые выполняли самостоятельно. После заполнения анкеты, листочки собрала автор работы. Ответы были подсчитаны и проанализированы, результаты отображены в диаграммах и прокомментированы.

Для подверждения гипотезы исследования и для реализации цели исследования, использован 16 факторынй опросник Кеттелла.

Вид методики:

по качеству: стандартизованные;

по назначению: общедиагностические;

по материалу, которым оперирует испытуемый: бланковые;

по количеству обследуемых: как индивидуальные, так и групповые;

по форме ответа: письменные;

по степени однородности задач: гомогенные;

по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами (закрытые опросники);

по области охвата психического: тесты личности.

Теоретическое основание методики: Используется факторный анализ. Критическим моментом факторного анализа является стартовая точка, те поверхностные переменные, с которых все начинается, и Кеттелл делал существенный акцент на важности адекватного представления всей личностной сферы, в начале исследования. Кеттелл начал свое исследование в области оценки поведения с составленного Олпортом и Одбертом (Allport & Odbert, 1936) перечня из примерно 4500 наименований черт, взятых из полного словаря. Они были сведены примерно 200 на основе группировки близких и синонимичных слов и исключения редких и метафорических понятий. Оставшиеся наименования черт подверглись интеркорреляции и затем на основе эмпирических процедур кластеризации редуцированы к итоговому перечню из тридцати пяти поверхностных черт. Оценка этих тридцати пяти черт составила основу для осуществления изначального факторного анализа 1-данных.

Факторы личности, диагностируемые 16 PF, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют бытовые и технические названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов.

Первичные факторы теста

1. Фактор А: «замкнутость - общительность»

2. Фактор В: интеллект

3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»

4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»

5. Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»

6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

7. Фактор Н: «робость - смелость»

8. Фактор I: «жесткость – чувствительность»

9. Фактор L: «доверчивость - подозрительность»

10. Фактор М: «практичность - мечтательность»

11. Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»

12. Фактор О: «спокойствие - тревожность»

13. Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»

14. Фактор Q2: «конформизм - нонконформизм»

15. Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

16. Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»

17. Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»

Вторичные факторы теста

1. F1. Тревога

2. F2. Экстраверсия - интроверсия

3. F3. Чувствительность

4. F4. Конформность

Некоторые названия факторов, по сути, описательны, другие отражают гипотетические представления Кеттела относительно истоков и природы этих факторов.

Область применения методики: Тест направлен на диагностику таких существенных характеристик личности, как:

Степень эмоциональной вовлеченности

Способность к логическому анализу

Эффективность интеграции поведения

Доминантность или зависимость

Свобода действий или скованность

Степень интериоризации социальной нормы

Уровень энергетического потенциала

Уровень реалистичности и практичности

Степень аффективной ригидности

Способность подчинять свое поведение системе правил

Уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней

Потребность в переживаниях и склонность к риску

Зависимость от поддержки группы или самодостаточность

Способность к самоконтролю

Степень напряженности неудовлетворенных потребностей

Область распространения методики: Наибольшую популярность опросник получил как базовая методика найма персонала и оценки профессионально важных качеств личности. Тест предназначен для исследования личностных особенностей лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Стандартизация стимульного материала методики:

1. Обследуемому предлагают заполнить в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос который в наибольшей степени соответствует взглядам испытуемого, и его мнению о себе..

2. Методика включает в себя 187 суждений

3. Эти суждения поделены на 16 групп — шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Каждая из шкал оценивает отдельную черту личности в стандартных баллах.

4. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации:

Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а. пропустить вперед большинство машин;

в. не знаю;

с. обогнать все идущие впереди машины.

5. На основании качественного и количественного анализа содержания личностных факторов выделются следующие блоки факторов:

ü Интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1.

ü Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4.

ü Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, Q2, N, L.

(описание методики опросник представлено в приложении №1)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: