Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.
Тестирование проводили в отдельном помещении и в отсутствии посторонних.
Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех.
Исследование проводилось на выборке из 10 студентов, в возрасте 19 -20 лет.
Анкетирование проводилось в ВУЗе. Каждому испытуемому был выдан листочек для записей, вопросы задавались либо автором работы вслух, либо испытуемые выполняли самостоятельно. После заполнения анкеты, листочки собрала автор работы. Ответы были подсчитаны и проанализированы, результаты отображены в диаграммах и прокомментированы.
Для подверждения гипотезы исследования и для реализации цели исследования, использован 16 факторынй опросник Кеттелла.
Вид методики:
по качеству: стандартизованные;
по назначению: общедиагностические;
по материалу, которым оперирует испытуемый: бланковые;
по количеству обследуемых: как индивидуальные, так и групповые;
по форме ответа: письменные;
по степени однородности задач: гомогенные;
по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами (закрытые опросники);
по области охвата психического: тесты личности.
Теоретическое основание методики: Используется факторный анализ. Критическим моментом факторного анализа является стартовая точка, те поверхностные переменные, с которых все начинается, и Кеттелл делал существенный акцент на важности адекватного представления всей личностной сферы, в начале исследования. Кеттелл начал свое исследование в области оценки поведения с составленного Олпортом и Одбертом (Allport & Odbert, 1936) перечня из примерно 4500 наименований черт, взятых из полного словаря. Они были сведены примерно 200 на основе группировки близких и синонимичных слов и исключения редких и метафорических понятий. Оставшиеся наименования черт подверглись интеркорреляции и затем на основе эмпирических процедур кластеризации редуцированы к итоговому перечню из тридцати пяти поверхностных черт. Оценка этих тридцати пяти черт составила основу для осуществления изначального факторного анализа 1-данных.
Факторы личности, диагностируемые 16 PF, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют бытовые и технические названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов.
Первичные факторы теста
1. Фактор А: «замкнутость - общительность»
2. Фактор В: интеллект
3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»
4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»
5. Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»
6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
7. Фактор Н: «робость - смелость»
8. Фактор I: «жесткость – чувствительность»
9. Фактор L: «доверчивость - подозрительность»
10. Фактор М: «практичность - мечтательность»
11. Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»
12. Фактор О: «спокойствие - тревожность»
13. Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»
14. Фактор Q2: «конформизм - нонконформизм»
15. Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»
16. Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»
17. Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»
Вторичные факторы теста
1. F1. Тревога
2. F2. Экстраверсия - интроверсия
3. F3. Чувствительность
4. F4. Конформность
Некоторые названия факторов, по сути, описательны, другие отражают гипотетические представления Кеттела относительно истоков и природы этих факторов.
Область применения методики: Тест направлен на диагностику таких существенных характеристик личности, как:
Степень эмоциональной вовлеченности
Способность к логическому анализу
Эффективность интеграции поведения
Доминантность или зависимость
Свобода действий или скованность
Степень интериоризации социальной нормы
Уровень энергетического потенциала
Уровень реалистичности и практичности
Степень аффективной ригидности
Способность подчинять свое поведение системе правил
Уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней
Потребность в переживаниях и склонность к риску
Зависимость от поддержки группы или самодостаточность
Способность к самоконтролю
Степень напряженности неудовлетворенных потребностей
Область распространения методики: Наибольшую популярность опросник получил как базовая методика найма персонала и оценки профессионально важных качеств личности. Тест предназначен для исследования личностных особенностей лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Стандартизация стимульного материала методики:
1. Обследуемому предлагают заполнить в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос который в наибольшей степени соответствует взглядам испытуемого, и его мнению о себе..
2. Методика включает в себя 187 суждений
3. Эти суждения поделены на 16 групп — шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Каждая из шкал оценивает отдельную черту личности в стандартных баллах.
4. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации:
Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а. пропустить вперед большинство машин;
в. не знаю;
с. обогнать все идущие впереди машины.
5. На основании качественного и количественного анализа содержания личностных факторов выделются следующие блоки факторов:
ü Интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1.
ü Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4.
ü Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, Q2, N, L.
(описание методики опросник представлено в приложении №1)