Реферат
«Место и роль
«Большой Восьмерки»
В мировой экономике»
Выполнила: студентка ИФМ,
Специальности Финансы и Кредит 2-3
Яцунова Анастасия
Проверил: к.э.н., доцент
Флегонов Кирилл Александрович
Москва – 2010
Содержание
1. | Введение | 1 | ||
2. | «Большая Восьмерка» | |||
I | Роль и место «Большой Восьмерки» | 2 | ||
II | Значимость G8 | 4 | ||
III | Критика «Группы Восьми» | 5 | ||
IV | Новые тенденции и планы реформирования «Восьмерки» | 6 | ||
V | Спад эффективности «Большой Восьмерки» | 8 | ||
3. | Россия и «Большая Восьмерка» | |||
I | Россия в «Большой Восьмерке» | 11 | ||
II | Россия хочет играть новую роль в мировой экономике | 13 | ||
4. | Заключение | 15 | ||
5. | Приложение «Основные саммиты «Большой Восьмерки» | 16 | ||
6. | Список литературы | 20 | ||
Введение
Большая Восьмерка (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.
|
|
У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире.
«Большая Восьмерка»
Роль и история большой восьмерки
Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.
1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;
2) первое расширение ЕС в 1972 году и его последствия для экономики Запада;
3) первый международный нефтяной кризис октября 1973 года, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;
4) начавшаяся в 1974 году как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.
|
|
Нынешняя "Восьмерка" появилась на свет в 1975 году, когда по инициативе президента Франции Жискар д′Эстена и канцлера Германии Шмидта в парижском пригороде Рамбуйе прошел Экономический Саммит, на котором представители США, Франции, Германии, Великобритании и Японии впервые обсудили вопросы глобальной экономики. Однако подлинным местом рождения коалиции также может считаться библиотека Белого Дома. В ней в начале 1970-х годов проходили неформальные дискуссии министров финансов этих стран. Необходимость во встречах финансистов была вызвана глобальным экономическим кризисом, который начался в 1973 году, после введения эмбарго на поставку нефти в США и Западную Европу арабскими странами-экспортерами. "Библиотечная группа" (полуофициальное название сложившейся структуры) пришла к выводу о необходимости проведения подобных обсуждений на самом высшем уровне. Во второй половине 1970-х годов к "Большой Пятерке" присоединились Италия (1975), Европейская Комиссия - ныне Европейский Союз (1977) и Канада (1978), в результате чего "Пятерка" превратилась в "Семерку".
Подобные встречи представляли собой обсуждение наиболее важных и болезненных экономических вопросов в неформальной обстановке. В 1980-е годы эти встречи стали более регулярными, в них старались принимать участие первые лица государств, что сделало саммиты более официозными и формальными. Впрочем, по традиции, если первый и третий дни саммита проходят в официальной атмосфере, то второй день позволяет лидерам государств общаться тет-а-тет, без соблюдения церемоний, вне досягаемости прессы.
Постепенно к дискуссиям на экономические темы прибавились и обсуждения политических вопросов. На протяжении последних лет традиционно обсуждались вопросы помощи "бедным" странам и регионам (прежде всего, Африке - это единственный регион мира, который стал жить беднее за последние десятилетия), проблемы международной безопасности, мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта. Кроме того, в последнее десятилетие внимание стало уделяться энергетической безопасности и проблеме глобального изменения климата.
В 1997 году на саммите в Денвере Россия стала членом этой организации, которая превратилась в "Восьмерку". Ныне считается, что идея пригласить Россию в элитный клуб демократических государств мира исходила от президента США Билла Клинтона. Приглашение России решало две главные задачи: во-первых, это был своеобразный "аванс", показывающий, что «Большая Семерка» считает Россию подлинной демократией и мощным международным игроком, во-вторых, это была своеобразная компенсация России за расширение блока НАТО.
Ежегодно саммит проводится на территории другой страны. Порядок приема саммитов различными странами определен временем присоединения к "Восьмерке" государства-участника: ныне он выглядит следующим образом: Франция, США, Великобритания, Германия, Япония, Италия, Канада, Россия. Следующие саммиты будут происходить в Канаде (2010), Франции (2011) и США (2012).
Лидер государства, принимающего "Восьмерку" в этот год, является президентом данной структуры - его полномочия вступают в силу 1 января. Страна, принимающая саммит (обычно продолжается 3 дня), предварительно организует серию встреч более низкого уровня, в частности, среди министров государств-участников.
Значимость G8.
Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.
|
|
Критика «Группы восьми».
Деятельность "Восьмерки" (а также ее предшественников) традиционно подвергается критике. Основной набор аргументов выглядит следующим образом: эта структура обращает внимание исключительно на интересы стран-участниц, и что ее решения в иных сферах мало- или вообще неэффективны. Подвергается сомнению и принцип комплектования этой структуры: к примеру, в "Восьмерку" входит Россия, но не входит Индия. В этой связи указывается, что население Индии больше российского почти в 8 раз, объем валового внутреннего продукта также превосходит российский ($650 млрд. против $615 млрд. в 2005 году), а индийская демократия появилась намного раньше, чем российская (в 1947-м, а не в 1991 году). Существует также группа экспертов, которые считают, что "Большая Восьмерка" стала политическим анахронизмом. В любом случае, совокупная экономическая мощь стран-участниц "Восьмерки" постепенно уменьшается - за счет бурного развития новых экономических сверхдержав.
Обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме «Большой восьмерки», требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики «Восьмерки» со стороны антиглобалистов. На саммите «Большой восьмерки» в Генуе в 2001 году из-за самых массовых выступлений антиглобалистов была существенно затруднена работа форума, а в результате столкновений с полицией погиб один из демонстрантов. В июне 2002 года во время саммита G8 в Канаде в Мали прошел «антисаммит Большой восьмерки» – собрание активистов антиглобалистского движения из Африки, Европы, Америки, обсуждавшее перспективы экономического восстановления наиболее отсталых стран Африки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту «Восьмерки» в Эвиане прошел форум антиглобалистов, в котором участвовали 3000 человек. Его повестка дня полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане, а цель состояла в демонстрации необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.
|
|
Публичная критика «восьмерки» со стороны самой широкой общественности на рубеже веков дополняется критикой деятельности «восьмерки» изнутри. Так, группа ведущих независимых экспертов из стран «восьмерки», которая готовит ежегодные доклады к встречам в верхах лидеров стран-членов, в своих рекомендациях к саммиту в Эвиане (2003) отмечала спад эффективности в работе «восьмерки». По их мнению, наблюдающийся в последнее время отказ от самокритики и критического анализа собственной политики членов «восьмерки» привел к тому, что этот форум стал пробуксовывать, утратив способность к принятию необходимых изменений в экономической политике своих членов. Это выливается в активной пропаганде реформ в странах, не являющихся членами клуба, что влечет за собой естественное недовольство остальных членов международного сообщества и угрожает кризисом легитимности самой «восьмерки».
Новые тенденции и планы реформирования «восьмерки».
Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1997 году. Для того чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.
Так, в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.
Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.
В 1997 году Тони Блэр осуществил то, что озвучил еще Джон Мэйджор. Он использовал саммит в Бирмингеме для отработки новой модели встреч лидеров «восьмерки». Это был первый саммит, где лидеры встречались наедине, в загородной резиденции премьера, без длинной свиты своих министров, что позволило вести более непринужденный и неформальный диалог. Его характеризовали упрощенная подготовка, более простая повестка дня, короткие и более понятные итоговые документы. Такой формат встреч был в дальнейшем использован в Колоне (1999) и на Окинаве (2000).
Одновременно обновляется и список обсуждаемых тем – новые вызовы 21 века заставляют «восьмерку» заговорить о киберпреступности, терроризме, проблеме возобновляемых источников энергии.