История и периоды развития

 

Начало формирования советской современной теневой экономики связывают с серединой 60-х - началом 70-х гг. Этот этап считается пиком взлета и подъема командно-административной экономики. Именно с этим этапом связывают начало функционирования теневой экономики, а точнее за счет использования собственности, принадлежащей государству, поскольку первоначальное накопление капитала теневой экономики основано именно на разворовывании государственной собственности. Расцвет командно-административной системы характеризовался абсолютной централизацией системы управления экономикой, полным распределением экономических благ между населением, что исключало возможность приписывания государственной собственности частным лицам.

Получить сырье, материалы и помещения для организации теневого производства можно было только от государственных структур, так как абсолютно все средства производства являлись правительственными. Без их содействия организация производства была невозможной. Существует теория, что способом получения данных средств производства был подкуп государственных служащих и чиновников. Но для подкупа необходимо наличие свободных денежных средств, чего не могло обеспечить накопление при наемном труде в период командно-административной экономики.

Таким образом, теневая экономика могла возникнуть в период расцвета командно-административной системы только при наличии источника средств производства, то есть сырья, материалов, оборудования. В отличие от США, где для начала предпринимательской деятельности необходимым условием является наличие первоначального капитала, в Советском Союзе даже наличие свободных денежных, что уже маловероятно, не означало возможность закупки необходимых материалов и начала производства.

Невозможность накопления стартового капитала одним лицом или группой лиц по договоренности в этот период невозможен в связи с:

1. низкой заработной платой,

2. отрицательным отношением населения к индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательству (этому способствовала политическая установка руководящей партии и соответствующая пропаганда)

3. разница между спросом и предложением, что вызывало не накопление денег, а их полный обмен на товары.

Но даже если у группы лиц будет необходимая сумма свободных наличных средств, то использованию их для подкупа помешал бы социально-психологический фактор. В его основе лежит преданность и личная покорность, которые командно-административная система навязывала и внедряла в общество. Неподчинение этим положениям грозило отторжением от системы, а также от всего перечня благ, льгот, имущественных и материальных ценностей, которыми система наделяла человека, занимавшего определенную должность. Именно стремление сохранить должность, занимаемую позицию в иерархии системы гарантировало следование каждым отдельным звеном своей линии поведения надежнее всяких законов и запретов. Последствия нарушения были лучшим сдерживающим фактором против подкупа и вступления чиновника в теневые отношения.

Поэтому можно сделать вывод, что теневая экономика непросто зародилась внутри командно-административной системы, а была создана ей с определенными целями. К концу 60х годов процесс создания материально-технической базы для индустриального производства был полностью завершен, и командно-административная система столкнулась с первыми признаками падения энтузиазма работников, так как производились в основном средства производства, и население не могло в полной мере удовлетворять свои потребности. Основной задачей пропаганды тогда стало внедрение идеи, что советские люди будут жить лучше при коммунизме. Под этой установкой была определенная база - экономика была развита индустриально, а имевшаяся товарная база кратно превышало свободные денежные средства населения. Поэтому показателем роста народного благосостояния партийным руководством считался рост объемов производства и заработной платы. Увеличение заработной платы обеспечивалось стабильно, то ос объемом производства ситуация была другой. Во-первых, отсутствие логичной пропорции между ростом заработной платы и производительностью труда подорвали экономический характер стимулирования к труду. Неликвидированные несоразмерности между производством собственно средств производства и предметов потребления могли привести к реальному улучшению благосостояния людей и привели к новым изменениям: денежная масса стала превышать товарную (в отличие от начала 60х, когда ситуация была обратной), и этот разрыв постоянно увеличивался. Именно в этот период стала формироваться свободная денежная масса на руках у населения, которая в дальнейшем послужила средством приобретения продукции теневой экономики.

Для командно-административной экономики выход из сложившейся ситуации был только в экстенсивном развитии. Это привело к сбоям в координации между управленческими и производственными структурами, а в дальнейшем создало дефицит, но уже не только предметов потребления, но и средств производства. Изначально дефицит был искусственный, так как производимая продукция распределялась по регионам не по потребностям, а по установке сверху. Как результат - переизбыток сырья и продукции и одном регионе и недостаток в другом. Поскольку недостаток ресурсов и товаров можно было восполнять только на внутреннем рынке, появляется система бартера, охватывающая большую часть страны. Именно она дает возможность накопления материалов и сырья для теневого производства.

Началом этой деятельности послужило также одобрение руководством завышения результатов работы предприятий и сельскохозяйственного сектора. Например, для выполнения принятых повышенных планов по сбору урожая, с одобрения районного руководства, засевалась большая территория. В отчетах же указывалась меньшая посевная площадь. Эти возможности могла также быть использованы для начала теневой деятельности.

Первоначально теневые отношения обеспечивали реализацию политической установки на рост народного благосостояния, корректируя просчеты работы государственных структур. В этом заключается основная особенность теневой экономики нашей страны.

Для сравнения, теневая экономика США развивалась в первую очередь для удовлетворения незаконный потребностей населения (азартные игры, спекуляция спиртным во времена сухого закона). В России же теневая экономика удовлетворяла в первую очередь основные потребности человека в сферах пищевого производства, предметов потребления, а теневой характер система приобретала из-за необходимости утаивания источников сырья, материалов, а также создания видимости развивающегося государства. Это было необходимо командно-административной системе для создания видимости благополучной державы.

Также нередки случаи, когда теневые сделки проводились через командно-административную систему. Например, основная часть уголовных дел в 70е была возбуждена по фактам реализации теневой продукции через систему розничной торговли государства. В первую очередь это связано с психологией поколения и недоверием большинства к "левой" продукции. Помимо того, реализовать продукцию при условии полного контроля системы над экономикой практически невозможно вне системы. Поэтому в большинстве случаев товары поставлялись на государственные базы и рынки по подложным документам.

Таким образом, возникновение теневой экономики в нашей стране основывалось на монополизации основных отраслей производства, централизованном распределении материалов, сырья и оборудования. Главную роль сыграли представители управленческого государственного аппарата различных звеньев, выступавшие в роли распределителей и управляющих системой теневой экономики.

Таким образом, в специфике создания теневой экономики России можно выделить ряд основных особенностей.

Первая особенность - взаимосвязь теневой и государственной экономики, неразрывное их существование. Эта связь не нарушается и при смене государственного строя. Наоборот, эти изменения дают еще больше возможностей для роста объемов и масштабов теневой экономики.

Вторая особенность - упрощенный процесс кооперирования и сращивания двух противоположных сфер, так как для производства продукции теневой экономики используются средства государственных структур.

Третья особенность - наличие государственной спекуляции и государственного рэкета. Это связано с завышением цен на товары импортного производства для продажи населению и в то же время бесплатному их распределению среди представителей правящей элиты. Коррупция выражается в постоянной необходимости подкупа должностных лиц для получения официально необходимых документов или оказания услуг.

Четвертая особенность - наличие полулегальной деятельности в сфере финансовых отношений, но в рамках закона. Например, из-за различий в законодательствах России и Беларуси российские коммерческие банки и местные органы власти устремлялись в банковскую систему Беларуси, где не было ограничений на размер паевого участия государственных органов при коммерческих банков. В результате появляется возможность повысить уставные капиталы.

Таким образом, из истории развития теневой экономики Советского союза и в дальнейшем России можно увидеть, что это зона хозяйственной деятельности, возникшая как регулятор недостатков централизованного планирования из-за недоразвитости правовых норм и общей отсталости командно-административной системы от темпов жизни и требований населения.

Каждое из определений раскрывает один из аспектов этого сложного социально-экономического явления, каким выступает теневая экономика. Однако каждое из них характеризует реальную угрозу экономической безопасности личности, общества и государства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: