Понятие аудита и классификации аудиторской деятельности

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Барнаульский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Аудит
Тема №1 Виды аудита, классификация этой деятельности
Фамилия студента Неколенко
Имя студента Евгений
Отчество студента Андреевич
№ контракта 15408070209105

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………….3

1 Понятие аудита и классификации аудиторской деятельности....................5

1.1 История становления и развития аудита…………………………………….5

1.2 Понятие аудиторской деятельности и ее классификация по современному        

    законодательству России……………………………………………………...9

2 Виды аудита и аудиторской деятельности ……………………………………13

2.1 Виды аудита……………………………………………………………………13

2.2 Сопутствующие виды аудиторских услуг…………………………………...17

Заключение ………………………………………………………………………….21

Глоссарий ……………………………………………………………………………23

Список использованных источников ……………………………………………25

Приложения …………………………………………………………………………27

 

Нарушена схема документа

Введение

 

Актуальность курсовой работы актуальность темы данной курсовой работы заключается в особом месте, занимаемом аудитом в области контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроль за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В мировой практике он уже много лет применяется во всех сферах хозяйственной деятельности. Аудит уже прочно вошел и в российскую практику. Подтверждающая функция аудита закреплена законодательным путем, ряд хозяйствующих субъектов обязаны ежегодно в составе отчетности предоставлять аудиторское заключение. Без квалифицированного аудиторского совета уже не мыслят свою работу наиболее прогрессивные предприниматели.

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий, усиливается роль и значение аудита. Основным становится не обеспечение контроля со стороны государства, а сбор полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, как для внутренних нужд его собственников, так и для внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, налоговых, финансовых и банковских органов). В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

 

Объектом исследования является аудиторская деятельность и ее классификация по современному законодательству России, виды аудита и сопутствующие им аудиторские услуги.

Предметом исследования является классификация и виды аудита в современном законодательстве России

Методологической основой исследования явилось использование видов и классификации аудита в современном законодательстве России и оценки данной курсовой работы.  

Цель: рассмотреть виды аудита и классификацию аудиторской деятельности

Задачи:

- определить понятие аудита;       

- раскрыть вопросы классификации аудита и аудиторской деятельности;

- охарактеризовать основные виды аудита и аудиторской деятельности.

Литературный обзор. В процессе исследования была использована информация, отраженная в нормативных источниках, научных и учебных изданиях по аудиту таких авторов, как В.Д. Андреев, А.Б. Борисова,, М.А. Булатова, Т.В. Федосовой и др.[? и др.]

Практическая значимость  состоит в том, что, изучив теоретические аспекты видов аудита и классификации этой деятельности, их можно применить на практике аудиторских фирм, также в методике аудиторской деятельности. Изучив виды аудита, можно будет разработать план проведения проверки для конкретной организации. Достижения любого коллектива, будь то крупное промышленное предприятие или субъект малого предпринимательства, во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений. Поэтому проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Основная часть

Понятие аудита и классификации аудиторской деятельности

 

  1.1 История становления и развития аудита

 

Понятие «аудит» (от лат. audire - слышать, т.е. понимать происходящий процесс, явление и уметь его оценивать) применительно к сфере экономики означает проверку финансовых отчетов.

Как пишет известный отечественный аудитор, автор большого числа публикаций С.М. Бычкова: «любая предпринимательская деятельность предусматривает две цели: получение максимальной прибыли и создание доверия к имени фирмы. Обе цели взаимодополняют друг друга, хотя на первый взгляд носят различный характер: первая - чисто коммерческий, вторая - морально-этический. В основе этих целей лежит одно непременное условие - существование жесткой системы контроля, который может быть эффективным в случае, если осуществляется органами, не зависимыми от проверяемой организации (предприятия). Такой контроль может осуществляться только аудиторскими фирмами»[1].

Ревизионная деятельность так же стара, как и сам бухгалтерский учет, она имела место в Вавилоне и Древнем Египте при оценке правильности сбора налогов, в средние века - в сфере торговли [15, С.9].

Возникновение аудита относится к периоду формирования бухгалтерского учета как отрасли специальных научных знаний. Свидетельства об этом мы находим в первом труде итальянского ученого Луки Пачоли, «Трактате о счетах и записях». Они встречаются позднее и в художественной литературе, что характеризует аудит уже как общественное явление[2].

При рассмотрении аудита с современных позиций его увязывают прежде всего с развитием акционерных обществ, когда собственность была отделена от власти и владельцы капитала стали нанимать для управления им специалистов (менеджеров, администраторов). Сами акционеры взяли на себя функции контроля за движением капитала. В этой части аудит стал спутником профессионального менеджера, а аудитор - независимым экспертом, который должен объективно оценить экономическую ситуацию на предприятии и обеспечить объективное отражение данных о состоянии хозяйствующих субъектов в их бухгалтерской отчетности. В целом можно сказать, что толчком к развитию аудита во всех странах стало развитие акционерных обществ. В этих условиях аудит принял на себя определенную социальную и общественную функцию, обеспечивая объективное суждение о достоверности отчетных данных, представляемых акционерными обществами, в целях снижения информационного риска их партнеров. Такое суждение об аудите наиболее распространено и полно определяет его сущность. Оно подтверждается самой историей аудита, поскольку законодательно аудит был закреплен после выхода законов, регламентирующих деятельность корпоративных структур.[3]

Считается, что профессиональный аудит зародился в Великобритании. В конце XIX века аудиторская деятельность была законодательно регламентирована в Англии и в отдельных штатах США, где система аудита основана специалистами, получившими образование и проходившими практическую подготовку в Великобритании. В Англии закон об обязательном аудите был принят в 1862 г., во Франции в 1867 г., в Германии в 1870 г. и его рассматривали как прямое продолжение Закона об акционерных обществах. Во Франции функции аудита были сразу возложены на две организации: объединение бухгалтеров-экспертов, которые создали Палату экспертов-бухгалтеров, и Объединение поверенных бухгалтеров и общество комиссаров, уполномоченных по счетам. Основное различие между ними состояло в том, что первых приглашали, а вторых назначали. Деятельность комиссаров по счетам строго регламентировалась правительственными органами, и именно на них был возложен контроль за использованием бюджетных средств.[4]

Особенный толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий потребовало ужесточения порядка и утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов. С середины 1930-х годов практически все развитые страны начали вводить обязательные требования к объему информации, которая должна содержаться в годовых отчетах, публиковаться, а достоверность отчетов - подтверждаться профессиональными аудиторами. В 1937 г. был принят закон об обязательном аудите в США, которые впоследствии стали законодателями в мировом аудите [8, С.8].

Можно констатировать, что возникновение и развитие аудита было вызвано разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрации, менеджеров), и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственников, акционеров, инвесторов, кредиторов и т.д.). Потребность в аудите создали следующие условия:

- возможная необъективность информации со стороны администрации в конфликтных ситуациях;

- зависимость последствий принятых решений от качества информации;

- необходимость специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, которых не имеют пользователи информации;

- отсутствие у пользователей информации времени и материалов для непосредственной оценки информации и ее качества.

Первые аудиторские фирмы появились в России в 1988-1990 гг., еще до того времени, когда аудит был законодательно закреплен как особый вид деятельности. Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах: как хозрасчетные организации, кооперативы и государственные общественные образования. Они оказывали платные аудиторские услуги по договору. В состав предоставляемых услуг входили документальные проверки, восстановление учета, проведение экспертиз, консультационные услуги, повышение эффективности использования ресурсов, улучшение финансового состояния, т.е. множество работ, связанных с ведением бухгалтерского учета, финансового анализа и бизнес-планирования производства. Характерной особенностью таких организаций было то, что они создавались при государственных структурах и к аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России.[5]

Первый регламент для ведения аудиторской деятельности был установлен указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соответствии с которым были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 г., когда был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В этот период был принят пакет постановлений Правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности. С 1996 г. комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ стала разрабатывать и утверждать российские Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые способствовали единообразию подходов к проведению аудита всеми российскими аудиторскими организациями и ориентировали их на повышение качества аудиторской проверки.[7, С.14]

В декабре 2008 г. был принят новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»[6], который в настоящее время является основным регламентирующим документом аудиторской деятельности. В нем существенно усилилась роль аудиторского сообщества в ее регулировании, а как центральная задача рассматривается повышение качества аудиторской деятельности в целях обеспечения общества всей необходимой информацией на должном качественном уровне. Именно социальная роль аудита сейчас очень активно подчеркивается, как в международных, так и в российских документах.

 

    1.2 Понятие аудиторской деятельности и ее классификация по

современному законодательству России.

 

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» вступает в силу поэтапно, но в основной части он вступил в действие с 1 января 2009 г. Чем же отличается новый Закон?

Во-первых, изменились понятия, как аудита, так и аудиторской деятельности.

Так, в статье 1 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг). Сам же аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Ранее объектом аудиторской деятельности были бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей (теперь аудиторская проверка отчетности индивидуальных предпринимателей не предусмотрена).

В соответствии со ст. 4 Закона «Об аудиторской деятельности» аудитором признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора (что требовалось и ранее) и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Названной статьей предусмотрены две категории аудиторов: аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией (трудовое законодательство предоставляет право заключать трудовые договоры с наемными работниками и индивидуальным предпринимателем), и индивидуальные аудиторы. Но и те, и другие признаются аудиторами с даты внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Частью 6 ст. 1 Закона предусмотрено, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных Законом.

В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» существенно расширен перечень аудиторских услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Соответственно изменилась и классификация аудиторских услуг.

Прежним Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» 2001 года был предусмотрен запрет для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. При этом под сопутствующими аудиту услугами понимались:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

- налоговое консультирование;

- управленческое консультирование;

- правовое консультирование;

- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение маркетинговых исследований и др.

При таком законодательном регулировании содержания сопутствующих аудиту услуг возникало несоответствие положений, закрепленных в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, Закону.

Действительно, Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» с 2006 г. регламентированы лишь три вида сопутствующих аудиту услуг: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации[7]. Как видим, данный перечень существенно отличается от того, который был закреплен в старом Законе. И хотя в последнем было указано, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать комплекс других услуг, связанных с аудиторской деятельностью, тем не менее существовал пробел в отношении регламентации на уровне стандартов самого порядка оказания услуг в области бухгалтерского учета, налогового консультирования и др.

В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» данное несоответствие устранено: в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно (см. Приложения А, Б):

- аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

- сопутствующие аудиту услуги. Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, под указанными услугами следует понимать услуги, перечисленные в Федеральных правилах (стандартах) № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; № 31 «Компиляция финансовой информации»; № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»[8];

- прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. В данную группу вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами: бухгалтерские услуги, налоговое, правовое консультирование и т.д. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.

Такова классификация аудиторской деятельности по законодательству РФ в настоящее время.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: