Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Структуру налоговой системы РФ см.(приложение № 1).
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
|
|
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд.рублей, что на 28,4% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд.рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8% см. табл. 1[12].
Таблица 1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам
млрд. рублей
| Январь-август 2009г. | В % к январю-августу 2008г. | ||||||
консолиди- рованный бюджет | в том числе | консолиди- рованный бюджет | в том числе | |||||
феде- ральный бюджет | консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | феде- ральный бюджет | консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||||
Всего | 4052,7 | 1572,5 | 2480,1 | 71,6 | 59,4 | 82,4 | ||
из них: налог на прибыль организаций | 833,6 | 134,2 | 699,4 | 45,6 | 24,6 | 54,5 | ||
налог на доходы физических лиц | 1052,7 | - | 1052,7 | 99,4 | - | 99,4 | ||
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 773,4 | 773,4 | - | 94,3 | 94,3 | - | ||
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 212,5 | 52,0 | 160,5 | 103,4 | 64,4 | 128,7 | ||
налоги на имущество | 408,2 | - | 408,2 | 116,1 | - | 116,1 | ||
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 630,1 | 586,3 | 43,8 | 50,8 | 50,2 | 60,3 | ||
из них налог на добычу полезных ископаемых | 613,6 | 571,2 | 42,4 | 50,4 | 49,8 | 59,4 | ||
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 1,6 | 0,7 | 0,8 | 55,3 | 127,4 | 36,8 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1% см рис 2[13].
Рисунок 2. Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в бюджет РФ
В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд.рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд.рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд.рублей (2,9%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. составило 833,6 млрд.рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 54,4%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-августе 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,6 процентного пункта и составила 94,1%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,1 процентного пункта и составила 4,9%. В августе 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3 млрд.рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 41,9% см. табл. 2[14].
Таблица 2
Поступление налога на прибыль организаций
| Январь-август 2009г. | Справочно январь-август 2008г. | ||||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||||
млрд. рублей | в % к итогу | феде- ральный бюджет | консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации | млрд. рублей | в % к итогу | феде- ральный бюджет | консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |
Всего | 833,6 | 100 | 134,2 | 699,4 | 1827,0 | 100 | 544,5 | 1282,5 |
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам | 784,3 | 94,1 | 85,6 | 698,7 | 1766,9 | 96,7 | 487,9 | 1279,0 |
с доходов, полученных в виде дивидендов | 40,5 | 4,9 | 40,5 | - | 50,3 | 2,8 | 50,3 | - |
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 7,9 | 0,9 | 7,9 | - | 5,5 | 0,3 | 5,5 | - |
В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1052,7 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,6% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступление налога на доходы физических лиц составило 120,9 млрд.рублей, что на 37,1% меньше, чем в предыдущем месяце см. табл.3[15].
|
|
Таблица 3
Поступление налога на доходы физических лиц
| Январь-август 2009г. | Справочно январь-август 2008г. | ||
млрд. рублей | в % к итогу | млрд. рублей | в % к итогу | |
Всего | 1052,7 | 100 | 1059,1 | 100 |
из них: с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций | 27,7 | 2,6 | 23,9 | 2,3 |
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций | 0,2 | 0,0 | 0,1 | 0,0 |
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации | 1014,0 | 96,3 | 1023,2 | 96,6 |
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации | 9,0 | 0,9 | 9,3 | 0,9 |
с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств | 1,8 | 0,2 | 2,6 | 0,2 |
В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 212,5 млрд.рублей, что на 3,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (84,9%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года соответственно на 4,1 и 0,7 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,5 и 1,1 процентного пункта. В августе 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 4,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем см. табл. 4[16].
|
|
Таблица 4
Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории Российской Федерации
| Январь-август 2009г. | Справочно январь-август 2008г. | ||||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||||
млрд. рублей | в % к итогу | феде- ральный бюджет | консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации | млрд. рублей | в % к итогу | феде- ральный бюджет | консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |
Всего | 212,5 | 100 | 52,0 | 160,5 | 205,4 | 100 | 80,7 | 124,7 |
из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) | 2,9 | 1,3 | 1,5 | 1,4 | 4,1 | 2,0 | 2,1 | 2,0 |
табачную продукцию | 50,2 | 23,6 | 50,2 | - | 40,0 | 19,5 | 40,0 | - |
автомобильный бензин | 71,2 | 33,5 | - | 71,2 | 67,5 | 32,8 | 27,0 | 40,5 |
легковые автомобили и мотоциклы | 1,3 | 0,6 | 1,3 | - | 2,1 | 1,0 | 2,1 | - |
дизельное топливо | 20,6 | 9,7 | - | 20,6 | 22,1 | 10,8 | 8,8 | 13,3 |
моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 0,8 | 0,4 | - | 0,8 | 1,0 | 0,5 | 0,4 | 0,6 |
вина | 2,8 | 1,3 | - | 2,8 | 3,0 | 1,5 | - | 3,0 |
пиво | 20,1 | 9,5 | - | 20,1 | 19,3 | 9,4 | - | 19,3 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) | 38,5 | 18,1 | - | 38,5 | 42,3 | 20,6 | - | 42,3 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) | 0,8 | 0,4 | - | 0,8 | 0,8 | 0,4 | - | 0,8 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) | 1,9 | 0,9 | - | 1,9 | 2,2 | 1,1 | - | 2,2 |
В январе-августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 613,6 млрд.рублей, снизившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 49,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,7 процентного пункта. Доля налога на добычу газа горючего природного увеличилась на 2,7 процентного пункта, составив 7,9%. В августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 99,8 млрд.рублей, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим месяцем см. табл. 5[17].
Таблица 5
Поступление налога на добычу полезных ископаемых млрд.рублей
| Январь-август 2009г. | Справочно январь-август 2008г. | ||||
консолиди- рованный бюджет | в том числе | консолиди- рованный бюджет | в том числе | |||
феде- ральный бюджет | консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации | феде- ральный бюджет | консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего | 613,6 | 571,2 | 42,4 | 1217,9 | 1146,4 | 71,5 |
из него: нефть | 538,3 | 511,3 | 26,9 | 1125,9 | 1069,6 | 56,3 |
газ горючий природный | 48,5 | 48,5 | - | 63,0 | 63,0 | - |
газовый конденсат | 4,1 | 3,9 | 0,2 | 6,0 | 5,7 | 0,3 |
прочие полезные ископаемые | 22,7 | 7,3 | 15,3 | 23,0 | 8,1 | 14,9 |
В январе-августе 2009г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 1377,0 млрд.рублей (с учетом погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды) и возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,6%.
В августе 2009г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 158,9 млрд. рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 16,1% см. табл. 6[18].
Таблица 6
Поступление единого социального налога и страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование
| Январь-август 2009г. | Справочно январь-август 2008г. | ||
млрд. рублей | удельный вес в общей сумме поступлений, % | млрд. рублей | удельный вес в общей сумме поступлений, % | |
Всего | 1377,0 | 100 | 1355,0 | 100 |
из них: единый социальный налог | 540,8 | 39,3 | 534,7 | 39,5 |
в том числе зачисляемый в: федеральный бюджет | 337,6 | 24,5 | 329,5 | 24,3 |
Фонд социального страхования Российской Федерации | 38,8 | 2,8 | 44,6 | 3,3 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 59,8 | 4,3 | 58,1 | 4,3 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 104,6 | 7,6 | 102,5 | 7,6 |
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование | 835,3 | 60,7 | 818,9 | 60,4 |
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2009г. составила 644,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций - на 9,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых - на 16,1%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2009г. составила 426,0 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 4,5% см. рис. 3[19].
1) По методологии соответствующих лет, без единого социального налога.
Рисунок 3. Динамика задолженности по налоговым платежам
Таблица 7
Структура задолженности по налоговым платежам и сборам
в консолидированный бюджет Российской Федерации1)
на 1 сентября 2009 года
| Задолженность | Из нее | ||||
млрд. рублей | в % к итогу | недоимка | урегулированная задолженность | |||
млрд. рублей | в % к итогу | млрд. рублей | в % к итогу | |||
Всего | 644,1 | 100 | 291,7 | 100 | 344,1 | 100 |
в том числе: по федеральным налогам и сборам | 531,6 | 82,5 | 215,4 | 73,8 | 310,1 | 90,1 |
в том числе: налог на прибыль организаций | 117,7 | 18,3 | 43,3 | 14,9 | 73,4 | 21,3 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые из Республики Беларусь | 290,4 | 45,1 | 115,4 | 39,6 | 171,8 | 49,9 |
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 289,0 | 44,9 | 114,5 | 39,3 | 171,3 | 49,8 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 25,3 | 3,9 | 4,5 | 1,6 | 20,7 | 6,0 |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 18,6 | 2,9 | 1,9 | 0,6 | 16,7 | 4,9 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории Российской Федерации и ввозимым из Республики Беларусь | 29,6 | 4,6 | 11,6 | 4,0 | 17,1 | 5,0 |
из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) | 5,9 | 0,9 | 0,8 | 0,3 | 5,0 | 1,5 |
табачную продукцию | 0,7 | 0,1 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
автомобильный бензин | 1,8 | 0,3 | 1,1 | 0,4 | 0,7 | 0,2 |
легковые автомобили и мотоциклы | 0,7 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 0,2 |
дизельное топливо | 1,8 | 0,3 | 1,7 | 0,6 | 0,0 | 0,0 |
пиво | 0,4 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) | 9,0 | 1,4 | 2,1 | 0,7 | 6,7 | 2,0 |
остальные федеральные налоги и сборы | 68,6 | 10,7 | 40,5 | 13,9 | 27,1 | 7,9 |
по региональным налогам и сборам | 70,5 | 11,0 | 50,6 | 17,4 | 18,4 | 5,3 |
по местным налогам и сборам | 28,2 | 4,4 | 16,6 | 5,7 | 11,0 | 3,2 |
по налогам со специальным налоговым режимом | 13,8 | 2,1 | 9,1 | 3,1 | 4,6 | 1,3 |
1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и по уплате пеней и налоговых санкций. |
Недоимка по налоговым платежам на 1 сентября 2009г. составила 291,7 млрд.рублей (45,3% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 30,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость на 35,1%, налогу на прибыль организаций - на 26,1%, акцизам в целом - на 23,8%, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 17,3% см табл. 7[20].
Урегулированная задолженность на 1 сентября 2009г. составила 344,1 млрд.рублей, из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 141,2 млрд.рублей, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 104,0 млрд.рублей.
Таблица 8
Структура задолженности по единому социальному налогу1
на 1 сентября 2009 года
| Задолженность | Из нее | ||||
млрд. рублей | в % к итогу | недоимка | урегулированная задолженность | |||
млрд. рублей | в % к итогу | млрд. рублей | в % к итогу | |||
Всего | 81,8 | 100 | 33,0 | 100 | 47,3 | 100 |
в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет | 65,2 | 79,7 | 25,3 | 76,7 | 38,6 | 81,7 |
Фонд социального страхования Российской Федерации | 3,3 | 4,1 | 1,9 | 5,7 | 1,4 | 3,0 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 3,0 | 3,7 | 1,6 | 4,9 | 1,4 | 2,9 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 10,3 | 12,5 | 4,2 | 12,7 | 5,8 | 12,3 |
1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций. |
Задолженность по единому социальному налогу на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 14,9% см. табл.8.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2009г. составила 41,1 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 1,3%.
Таблица 9
Структура задолженности по взносами на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды1)
на 1 сентября 2009 года
| Задолженность | Из нее | ||||
млрд. рублей | в % к итогу | недоимка | урегулированная задолженность | |||
млрд. рублей | в % к итогу | млрд. рублей | в % к итогу | |||
Всего | 127,9 | 100 | 68,6 | 100 | 36,5 | 100 |
в том числе: задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды | 28,8 | 22,5 | 7,6 | 11,1 | 20,1 | 55,2 |
в том числе: Пенсионный фонд Российской Федерации | 24,7 | 19,3 | 6,6 | 9,6 | 17,2 | 47,2 |
Фонд социального страхования Российской Федерации | 1,6 | 1,3 | 0,4 | 0,6 | 1,1 | 3,1 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,2 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 2,3 | 1,8 | 0,6 | 0,8 | 1,7 | 4,6 |
задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации | 99,2 | 77,5 | 60,9 | 88,9 | 16,4 | 44,8 |
1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций. |
Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 48,7% см. табл. 9[21].
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2009г. составила 114,0 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2009г. на 0,9%.