Этапы педагогической практики

1  Установочный этап (4 ч)

Включает теоретическую подготовку, установочную конференцию, организационный семинар.

Теоретические занятия, необходимые для прохождения практики, проводятся на базе университета. На них преподаватели вместе со студентами обсуждают содержание конкретных заданий и способы их выполнения.

Установочная конференция проходит в первый день практики. Студенты знакомятся с руководителями практики, программой, формами отчетности. Целью организационного семинара, который проводится сразу после установочной конференции, является распределение студентов по площадкам практики, определение режима работы.

2  Вводный этап (30 ч)

Студент-практикант знакомится с библиотекой или образовательным учреждением, их миссией, задачами, функциями, структурой. Совместно с руководителем от базы практики студент разрабатывает план индивидуальной работы на весь период и определяет виды деятельности по основным направлениям работы (в дневнике привести план).

3  Рабочий этап (32 ч)

Рабочий этап практики предполагает разработку и проведение занятий по основам информационной культуры по шестичасовой программе для различных групп пользователей. Занятия разрабатываются на основе тематического плана.

Тематический план

3.1 Знакомство с библиотекой – базой практики (2 ч)

Особенности фондов, условия и порядок записи читателей, режимы работы, правила пользования абонементами и читальными залами.

Структура, основные количественные показатели работы, пре­доставляемые услуги, особенности обслуживания в каждом структурном подразделении.

Каталожная карточка как паспорт документа. Библиографическое описание документов (с индивидуальными одним, двумя и тремя авторами, с коллективным автором, под заглавием). Шифр документа.

Система каталогов. Алфавитный каталог: структура, особенности расстановки карточек, система разделителей, алгоритм поиска по каталогу. Систематический каталог: организация и структура, система разделителей, расстановка карточек, алгоритм поиска. Алфавитно-предметный указатель как ключ к СК.

Систематическая картотека статей, специальные картотеки: структура, содержание, расстановка карточек, алгоритмы поиска информации.

Электронный каталог библиотеки: структура, содержание, алгоритмы поиска. Заполнение «требования» на документ по каталогам.

Web-сайт библиотеки в Интернете.

3.2  Библиографическая деятельность (2 ч)

Заполнение «требования» на издание. Работа дежурных библиографов. Справочно-информационный фонд: виды справочных и энциклопедических изданий, особенности поиска информации, библиографические указатели, летописи, научно-информаци­онные издания.

3.3  Практические занятия (2 ч)

Выполнение пользователями заданий (билеты составлены в биб­лиотеке) по поиску информации в каталогах и картотеках и заполнение «требований». Проверка заданий и работа над ошибками.

4  Контрольно-оценочный этап (6 ч)

В ходе контрольно-оценочного этапа студент подводит итоги проделанной работы. Анализирует и сравнивает свою работу с уча­щимися в группе. Выявляет совместно с руководителем достоинства и недостатки своей работы.

После окончания практики студент в течение недели готовит выступление на заключительной конференции, получает письменный отзыв руководителя практики.

Завершает практику конференция. Студенты готовят творческий отчет. Руководитель практики подводит итоги.

Практика оценивается на основании характеристики-отзыва от библиотеки и решения руководителя практики от кафедры.

Таблица 3

Фрагмент плана отчетности

Задание Виды деятельности Отчетность
Провести тематическое выступле­ние перед группой Разработать содержание выступ­ления. Проанализировать резуль­таты Привести в дневнике зачетный конспект выступления; план подготовки; план реализации результатов деятельности; отзыв руководителя
Обобщить полученные на практике результаты   Изложить выводы о возможностях развития библиотеки

Примерные вопросы для обсуждения на конференции

1. Какие особенности данного учреждения вам удалось выявить?

2. Какие особенности в библиотечных процессах вам удалось обнаружить?

3. Какие теоретические знания вам удалось использовать в прак­тической деятельности?

4. Какие технологии в библиотечной деятельности вы используете?

5. Какие коммуникативные умения вы приобрели?

6. Ваши замечания и предложения.

Список рекомендованной литературы

Справочная литература

Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. – 1299 с.

Справочник библиографа / Е. Н. Буринская [и др.]. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2006. – 591 с. – (Библиотека).

Справочник библиотекаря / А. Н. Ванеев [и др.]; науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2007. – 496 с. – (Библиотека).

Библиотечный фонд

Зупарова Л. Б., Зайцева Т. А., Сазонова Л. И. Библиотечная обработка документа: учеб.-метод. пособие / под науч. ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Либерея, 2003. – 208 с.

Менеджмент сохранения библиотечных фондов: материалы образоват. программы, проекты / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма, Межрегион. центр библ. сотрудничества. – М.: МЦБС, 2008. – 339 с.

Петрова Т. А. Библиотечный фонд: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 192 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 58).

Соболенко Н. П. Учет документного фонда библиотеки: учеб. пособие / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ЧГАКИ, 2006. – 131 с.

Соляник А. А. Документоснабжение библиотечных фондов: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 128 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 66).

Столяров Ю. Н. Защита библиотечного фонда: учеб. пособие для вузов. – М.: ГРАНД: Фаир-пресс, 2006. – 501 с. – (Спец. издат. проект для б-к).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: