Оптимизационные модели

Решение транспортной задачи

Транспортная задача является частным случаем общей задачи линейного программирования. В линейном программировании функция цели и система ограничений заданна линейно.

Транспортная задача может быть решена основным методом линейного программирования – симплекс метода, но для неё разработаны более удобные и эффективные методы, в частности метод потенциала. Алгоритм транспортной задачи был впервые применён для рационализации перевозов груза, поэтому получил название транспортная задача.

Постановка задачи

Имеется m отправителей и n потребителей однородного груза. Запасы грухов у отправителей – ai, потребность в грузе у получателей – bj. Известна стоимость Сij перевозки единицы от каждого отправителя до каждого получателя. Требуется определить оптимальную схему перевозки груза от отправителей к получателям так, чиобы суммарные транспортные расходы были min. Обычно условие задачи записывается в виде таблицы:

 

  В1 В2 Вn Запасы ai
А1  С11 X11 С12 X12 С1n X1n a1
А2 С21 X21 С22 X22 С2n X2n a2
Аm Сm1 Xm1 Сm2 Xm2 Сmn Xmn am
Потребность bj b1 b2 bn S ai = S bj

 

xij – количество груза, перевозимого от ai отправителя к bj  потребителю.

При решении транспортной задачи должны выполняться 4 условия:

1. Все запасы грузов должны быть вывезены, т.е.   i=1…m

2. Все потребности в грузе должны быть удовлетворены, т.е.  j=1…n.

3. Суммарные транспортные затарты должны быть min, т.е.

F=C11∙X11+ C12∙X12+…+ Cmn∙Xmn ® min

или

Существуют следующие методы решения задач:

1 Метод приближением условно оптимальными планами.

2 Метод потенциалов.

3 Метод рент.

4 Метод Филкерсона и т.д.

 

Расстановка поставок методом двойного предпочтения

 

1 итерация

  В1 В2 В3 B4   Uj
А1  5    4   2 45  2 45 90 0
А2 3 80 6   3    1 15 95 -1
А3 1 10  2 90 3    7   100 -3
Фикт. 0    0 -3 0 135 0   135 -2
  90 90 180 60    
Vi 4 5 2 2    

Fmin=90+90+240+15+10+180=625


2 итерация

  В1 В2 В3 B4   Uj
А1  5    4   2 90  2   90 0
А2 3 35 6   3 -1  1 60 95 2
А3 1 55  2 45 3    7   100 0
Фикт. 0    0 45 0 90 0   135 -2
  90 90 180 60    
Vi 1 2 2 -1    

Fmin=180+105+60+55+90=490

Конечная таблица

  В1 В2 В3 B4   Uj
А1  5    4   2 90  2   90 0
А2 3   6   3 35  1 60 95 1
А3 1 90  2 10 3    7   100 0
Фикт. 0    0 80 0 55 0   135 -2
  90 90 180 60    
Vi 1 2 2 0    

Fmin=180+105+60+90+20=455

3.2. Расчёт сетевого графика

Сетевая модель называется сетевым графиком, на котором в определённом порядке показаны все операции по созданию объекта. Векторы или нити на графике – это выполняемые работы. Узлы – это события, т.е. момент начала или окончания ряда работ. Сетевой график в отличие от линейного даёт не только перечень работ, но и взаимосвязь между ними. На основе расчёта графика контролируется ход работ, основное внимание уделяется критическим работам, для остальных рассчитывается резерв времени. В основу построения сети закладывают три понятия: работа, событие, путь.

Основные расчётные параметры – ранние и поздние сроки начала и окончания работы, и резервы времени.

Рассмотрим фрагмент графика.

k
j
t
h
tjk
thi
tij
 

 

 

i-j- данная работа

t-j- время данной работы

h-i- предшествующая работа

j-k- последующая работа

tkp- время критического пути

tijPH- раннее начало данной работы

tijPO- раннее окончание данной работы

tijПН- позднее начало работы

tijНО- позднее окончание данной работы

Rij- общий или полный резерв, времени работы

Rij- частный резерв времени работы

 

Раннее начало исходных работ полагается равное нулю. T1iРН= 0

Раннее окончание любой работы равно сумме её раннего начала и продолжительности.

tijPP= tijPH+ tij

Раннее начало любой работы равно max раннему окончанию предшествующих работ.

tijPH= maxh thPO

max ранее окончание завершающих работ равно критическому времени

maxj tjNPO= tкр.

Позднее окончание завершающих работ - равно критическому времени. Позднее окончание работ. Позднее начало любой работы равно разности её позднего окончания и продолжительности: tijПН = tijНО - tij

Позднее окончание любой работы равно min- му позднему началу последующих работ:

tijНО = mink tjkПН

Все параметры сетевого графика не отрицательны.

Для работ критического пути ранние поздние параметры совпадают.

Полный резерв времени показывает насколько можно увеличить продолжительность данной работы не увеличивая t- критическое.

tijпн- tijрн tijпо- tijро
Полный резерв равен разности ранних и поздних параметров.

Kij=
 

Частный или свободный резерв времени показывает, на сколько можно увеличить продолжительность данной работы, не изменяя раннего начало последующих работ.

Частный резерв равен разности раннего начала последующих работ и раннего окончания данной работы.

rij= tjkрн- tijро

riN= tкр- tjNро

rij  Rij

Все расчёты записываются в таблицу     - критический путь.

Код работы   Длит. работы Тр.н. Тр.о. Тп.н. Тп.о. Общ. резерв Частн. резерв
1-2 4 0 4 0 4 0 0
1-3 5 0 5 8 13 8 6
1-7 3 0 3 11 14 11 11
2-3 7 4 11 6 13 2 0
2-4 9 4 13 10 19 6 4
2-7 10 4 14 1 14 0 0
2-8 8 4 12 13 21 9 6
3-4 6 11 17 13 19 2 0
3-5 8 11 19 19 27 8 0
4-5 0 17 17 27 27 10 2
4-8 1 17 18 20 21 3 0
4-10 20 17 37 19 39 2 2
5-6 11 19 30 27 38 8 0
5-10 9 19 28 30 39 11 11
5-12 7 19 26 39 46 20 20
6-11 4 30 34 40 44 10 10
6-12 8 30 38 28 46 8 8
7-8 0 14 14 21 21 7 4
7-9 10 14 24 14 24 0 0
8-9 3 18 21 21 24 3 3
8-10 7 18 25 32 39 14 14
9-10 15 24 39 24 39 0 0
10-11 5 39 44 39 44 0 0
11-12 2 44 46 44 46 0 0

Решение  

1-2-7-9-10-11-12

Ткрит = 46





Заключение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: