Система управления библиотечным делом

4.1 Планирование работы библиотек. Стратегическое проекти­рование деятельности библиотеки

Виды планирования, виды планов.

4.2  Методическое обеспечение деятельности библиотеки

Содержание понятий «методическое руководство», «методическая работа», «методическое обеспечение». Библиотеки – методические центры.

4.3 Организационная структура управления библиотекой и биб­лиотечным делом

Общегосударственный уровень, ведомственно-отраслевой, тер­риториальный (региональный), местный (муниципальный).

Органы профессионального и общественного управления в библиотечном деле. Библиотечные ассоциации, общества, объединения (международные, зарубежные, всероссийские, региональные): в том числе Международная федерация библиотечных ассоциаций (ИФЛА), Библиотечная ассамблея Евразии (БАЕ), Американская библиотечная ассоциация, Российская библиотечная ассоциация (РБА); библиотечные общества регионов (например, Алтайское, Новосибирское, Петербургское, Тверское библиотечные общества). Технологические библиотечные объединения, библиотечные консорциумы (АРБИКОН, ЭБНИТ, др.).

Литература

4.1

Галимова Е. Я. Основы организационного проектирования библиотеки. – М.: ФАИР, 2007. – 288 с.

Паршукова Г. Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки: Конспект лекций для библ. специалистов / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2002. – 74 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl. nsc.ru/fulltexts/uchebniki/Strategiya/index.htm (дата обращения 17.11.2010).

Стратегическое планирование в библиотеке: теория и практика
(по зарубежным источникам): науч.-реф. сб. / Рос. гос. б-ка; сост., науч. ред. Л. И. Куштанина. – М., 1999. – 144 с.

4.2

Авраева Ю. Б. Сага о методистах,или «О бедном методисте замолвите слово…» (Мысли вслух о наболевшем) // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 5.–С. 32–37. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://www.gpntb.ru /win/ntb/ntb2002/5/f5_05.htm (дата обращения 17.11.2010).

Авраева Ю. Б., Очинова Э. С. Библиотеки-методические центры: инициаторы профессионального развития: науч.-практ. пособие. – М.: Литера, 2009. – 94 с. – (Соврем. б-ка; вып. 51).

Авраева Ю. Б., Очирова Э. С. Методист библиотеки: формула успеха: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 96 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 100).

Балкова И. В. От методического совета до методического мониторинга // Библиография. – 2001. – № 3. – С. 101–103.

Ванеев А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 140 с. – (Соврем. б-ка; вып. 10).

Дергилёва Т. В. Научно-методическая деятельность центральных библиотек: организация и приоритетные направления: учеб.-метод. пособие / науч. ред. Л. А. Кожевникова; Гос. публич.-науч. техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск, – 2007. – 84 с.

Дергилёва Т. В. Научно-методическое обеспечение деятельности централизованных библиотечных систем (на примере ЦБС СО РАН) // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 8. – С. 17–26.

Дергилёва Т. В. Современное состояние и перспективы научно-ме­тодического обеспечения централизованной библиотечной системы СО РАН // Пятые Макушинские чтения: тез. докл. науч. конф. – Новосибирск, 2000. – С. 287–290.

Дергилёва Т. В. Структура научно-методического обеспечения деятельности централизованных библиотечных систем (на примере ЦБС СО РАН) // Шестые Макушинские чтения: тез. докл. науч. конф., 22–23 мая 2003 г., Новосибирск. – Новосибирск, 2003. – С. 334–337.

Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И. К вопросу о приоритетах в деятельности методических служб // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 1. – С. 94–100. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb /ntb2001/ntb1_2001/f01_13.html (дата обращения 07.12.2010).

Манилова Т. Л. Методическая деятельность как часть управления территориальной библиотечной системой // Труды / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М., 1991. – Т. 25. – С. 212–225.

Модельный библиотечный кодекс для государств – участников СНГ (части первая – третья). – М.: РГБ, 2001. – 50 с.

Организационно-методическая документация библиотек ЦБС СО РАН / сост. Т. В. Дергилёва. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. – 107 c. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/ful­ltexts/IZDGPNTB/OMD_CBS.pdf (дата обращения 07.12.2010).

Тюкова Т. Н. Роль методического объединения вузовских библиотек Новосибирска в решении проблемы непрерывного образования библиотечных работников // Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен. – Новосибирск, 2001. – С. 112–118.

Юрьева Т. Ю. Методическое обеспечение библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 8. – С. 9–19. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/8/f08_02.html (дата обращения 07.12.2010).

4.3

Бойкова О. Ф. Правовое регулирование деятельности муниципальных библиотек: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 287 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 91).

Государственная политика в области библиотечного дела: новый этап развития: сб. док. / Рос. библ. ассоц.; сост.: В. Р. Фирсов. – СПб., 2008. – 216 с.

Зайцев В. Н. Библиотечная сфера в период преобразований: 1985–2005 гг. Факты, события, люди: размышления руководителя. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 200 с.

Законодательная база – основа развития библиотек: справ.-информ. пособие / Департамент культуры Новосиб. обл., Новосиб. гос. обл. науч. б-ка; сост.: Н. М. Афиногенова, Л. А. Бойко. – Новосибирск: НГОНБ, 2009. – Вып. 1. – 349 с.

Карташов Н. С. Региональная библиотечная политика – важный элемент современной системы управления // Библиотековедение. – 2002. – № 6. – С. 31–39.

Мамаева С. А. Основные тенденции организационного развития РБА // Информационный бюллетень РБА. – СПб., 2008. – № 49. – C. 92–99. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru/publ/ib49/rba49.pdf (дата обращения 01.12.2010).

Мамаева С. А. Российская библиотечная ассоциация: единство в действии / Рос. библ. ассоц.; науч. ред. В. Р. Фирсов. – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2010. – 308 с.

Мамаева С. А. Российская библиотечная ассоциация: механизмы интеграции // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 10. – C. 3–9.

Манилова Т. Л. О Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 49. – С. 7–9. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru /publ/ib49/rba49.pdf(дата обращения 01.12.2010).

Пашин А. И. Управление библиотечным делом: системный подход: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 165 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 95).

Сукиасян Э. Р. Управление персоналом в библиотеке: российские реалии // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 4. – С. 41–45. – То же [Электронныйресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/4/f04_08.html (дата обращения 07.12.2010).

Суслова И. М., Дубенок Т. Е. Организационное развитие систем управления современной библиотекой: учеб. пособие. – СПб.: Профессия, 2008. – 190 с. – (Библиотека).

Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие / сост.: С. А. Аверь­янов [и др.]. – СПб.: Профессия, 2005. – 302 с. – (Библиотека).

Управление современной библиотекой: настол. кн. менеджера / Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино. – М.: ОГИ, 1999. – 128 с.

Фирсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек / Рос. нац. б-ка. – СПб., 2000. – 256 с.

5  Библиотечная профессия

5.1 Профессиональная подготовка и непрерывное образование. Требования к кадрам

История библиотечного образования в России и за рубежом. Отечественные выдающиеся деятели в области библиотечного образования – Л. Б. Хавкина (1871–1949), Г. К. Дерман (1882–1954).

Профессиональная подготовка библиотечных специалистов в средних специальных, высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного профессионального образования, аспирантурах, докторантурах. Их взаимосвязь и преемственность. Обоснование различных направлений профессионализации и специализации. Организация системы непрерывного образования в библиотеках с учетом степени профессионализма.

Федеральный государственный образовательный стандарт
по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

Оценка качества квалификации. Требования, предъявляемые к библиотечным кадрам. Программы развития персонала.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

5.2  Особенности библиотечного труда

Статус, престиж профессии, удовлетворенность трудом, особенности деятельности библиотекаря в современном обществе. Социальная и профессиональная позиция библиотекаря. Кодекс профессиональной этики.

Специальность, квалификация. Квалификационные характеристики и должностные инструкции библиотечных работников.

Социально-психологические аспекты руководства персоналом библиотеки. Психологический климат в библиотеке. Стресс в библиотеке.

Управленческий труд руководителя.



Литература

5.1

Артемьева Е. Б. Высшие библиотечные курсыГосударственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук // Библиотекарь: выбор профессии. Мастер-класс проф. Ю. Н. Столярова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – С. 34–40.

Артемьева Е. Б. Образовательные ресурсы Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российс­кой академии наук // Библиотека как центр сохранения, развития и продвижения культурных ценностей: материалы межрегион. науч.-практ. конф., Новосибирск, 9–12 нояб. 2009 г. – Новосибирск, 2010. – С. 131–133.

Артемьева Е. Б. Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 3. – С. 17–32.

Артемьева Е. Б. Сетевые ресурсы по библиотечно-информационной деятельности и возможность их использования в учебном процессе вузов и учреждений дополнительного профессионального образования // Информационно-коммуникационные технологии в системе культурно-цивилизованных преобразований: материалы всерос. науч. конф. (Челябинск, 21 окт. 2010 г.). – Челябинск, 2010. – С. 238–244.

Артемьева Е. Б. Электронные ресурсы для обучения библиотечных специалистов, генерируемые ГПНТБ СО РАН // Организация комплектования и научной обработки в библиотеке вуза: проблемы и пути решения: материалы межрегион. науч.-практ. сeминара, 30–31 окт. 2008 г. – Новосибирск, 2008. – С. 12–15.

Артемьева Е. Б., Полякова А. Л. Библиотечное образовательное пространство Сибирского федерального округа // Кадровый потенциал библиотек. – Новосибирск, 2006. – С. 65–76.

Библиотечная профессия и кадры за рубежом: указ. лит. на рус. и иностр. яз., 1998–2008 гг. / Рос. гос. б-ка для молодежи; сост.: Н. А. Макарова, Т. С. Макаренко. – М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2009. – 209 с.

Бородина С. Д. Проблемно-ориентированный мониторинг кадров и образовательных услуг в библиотечно-информационной сфере // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 12. – С. 11–18. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002/12/f12_02.htm (дата обращения 07.12.2010).

Бородина В. А. Стратегия и тактика библиотечно-информационного образования: психологический аспект // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Седьмая междунар. конф. Крым-2000. – Судак, 2000. – Т. 2. – C. 34–38.

Бородина С. Д. Региональный компонент подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Казань, 2000. – 18 с.

Вохрышева Е. В., Стрельников В. Н. Компетентностный подход в биб­лиотечно-информационном образовании // Методология библиографии. – Самара, 2005. – C. 127–143.

Гендина Н. И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-ин­формационных специалистов // Подготовка и переподготовка специалис­тов библиотечно-информационной сферы. – М., 2005. – C. 3–11.

Гендина Н. И. Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентноспособности выпускников // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 2. – C. 25–30.

Гендина Н. И. Концепция непрерывного образования и проблемы становления отечественной системы библиотечных образовательных стандартов // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов: тез. докл. – М., 2000. – C. 45–46.

Гендина Н. И. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 4. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/4/f04_04.html (дата обращения 07.12.2010).

Головко С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 137 с.

Грекова Л. В. Формирование концептуальной модели компетентностно-ориентированной системы дополнительного профес­сионального библиотечного образования: автореферат дис.... канд. пед. наук. – Краснодар, 2009. – 22 с.

Гулина Е. Ю. Библиотечная профессия как ключевой фактор подготовки библиотечно-информационных специалистов: гендерный аспект: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Самара, 2009. – 24 с.

Деревянко Е. В. Навигаторы знания: будущее библиотечной и информационной профессии // Библиотековедение. – 2000. – № 2. – C. 8–11.

Елепов Б. С., Соболева Е. Б., Артемьева Е. Б. Формирование модели системы непрерывного библиотечного образования в федеральных округах // Управление и кадры: материалы Всерос. совещ. – М., 2002. – С. 278–284.

Жданова Т. А. Роль высших библиотечных курсов в подготовке специалистов для библиотек // Библиотека в системе непрерывного профессионального образования. – Новосибирск, 2000. – C. 31–39.

Калегина О. А. Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2007. – 48 c.

Киселёва Т. Г. Новые образовательные технологии в вузах культуры и искусств сегодня и завтра // Библиотековедение. – 2004. – № 5. – C. 14–22.

Коряковцева Н. А. Библиотеки и образование: учеб.-метод. пособие / Н. А. Коряковцева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 127 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 107).

Кузнецова Т. Вызовы нового времени и кадровая ситуация: возможные пути решения // Независимый библ. адвокат. – 2007. – № 4. – C. 21–26.

Кузнецова Т. Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование и кадровая политика // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Седьмая междунар. конф. Крым-2000. – Судак, 2000. – Т. 1. – C. 362–364.

Кузнецова Т. Я. Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 2. – C. 18–24.

Кузнецова Т. Я., Сукиасян Э. Р. Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров на федеральном уровне // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 7. С. 29–34. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2001/7/f07_03.htm (дата обращения 07.12.2010).

Ляшенко Т. В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании: автореферат дис.... д-ра пед. наук. – СПб., 2010. – 47 с.

Мазурицкий А. М. Современные проблемы подготовки библиотечно-библиграфических кадров в вузах культуры // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 4. – C. 16–19. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/4/f04_03.html(дата обращения 07.12.2010).

Олефир С. В. Библиотека в информационно-образовательном пространстве школы: учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации. – Челябинск, 2009. – 319 с.

Паршукова Г. Б. Библиотечные дисциплины: подготовка кадров: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 160 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 111).

Паршукова Г. Б. Информационно-коммуникационные технологии в непрерывном библиотечном образовании // Вузовская наука – библиотечной практике. – Кемерово, 2007. – C. 237–246.

Паршукова Г. Б. Компетенции современного библиотекаря в контексте европейских квалификационных рамок // Библ. дело. – 2008. – № 20. – C. 22–25.

Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен: материалы I Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию (19–21 окт. 1999 г., Новосибирск) / отв. ред. Д. М. Цукерблат. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2001. – 196 c. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/IZDGPNTB/Руко­водитель%20библиотеки.pdf(дата обращения 07.12.2010).

Сальникова Л. И. Современные образовательные технологии в подготовке библиотечно-информационных кадров в МГУКИ // Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: междунар. симп. (2007 г.). – М., 2007. – Т. 2. – C. 54–61.

Соков П. С. Высшее библиотечно-информационное образование в России: история и современные тенденции развития / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2008. – 170 с.

Стрелкова И. Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде: науч.-практ. пособие. – Минск: Новое знание, 2008. – 221 с. – (Профессионалам библ. дела).

Стрельников В. Н. Дистанционные образовательные технологии в учебном процессе вуза культуры и искусств // Методология и практика современного библиотечно-информационного образования. – Самара, 2007. – C. 85–90.

Сукиасян Э. Р. Гипотетическая модель структуры библиотечного образования // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 11. – C. 23–31.

Сукиасян Э. Р. Компетентностный подход: еще одна возможность уйти в сторону от реальных задач библиотечного образования // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – C. 107–115.

Сукиасян Э. Р. Повышение квалификации в библиотеке: рекомендации рук. // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 7. – C. 63–71.

Сукиасян Э. Р. Система непрерывного образования: структура, функции составных частей // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Седьмая междунар. конф. Крым-2000. – Судак, 2000. – Т. 1. – C. 382–386.

Сукиасян Э. Р. Система непрерывного образования: структура, функции составных частей // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 2. – C. 103–111. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb /ntb2001/ntb2_2001/f02_17.html. (дата обращения 07.12.2010).

5.2

Авраева Ю. Б. Профессиональная компетентность – показатель развития библиотечных кадров // Библиография. – 2008. – № 6. – C. 20–25.

Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 103 с. – (Соврем. б-ка; вып. 3).

Алтухова Г. А. Основы библиотечного имиджа. – М.: Литера, 2008. – 224 с. – (Соврем. б-ка; вып. 33).

Алтухова Г. А. Речевая культура библиотекаря: учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2001. – 96 с. – (Соврем. б-ка; вып. 13).

Артемьева Е. Б., Проволоцкая Н. Ф., Соколова И. Г. Стресс в библиотеке // Ресурсы научных библиотек: оптимизация использования. – Новосибирск, 2004. – С. 124–141.

Библиотечная этика в странах мира: [сб. кодексов] / Рос. библ. ассоц. Секция по библ. политике и законодательству; сост.: В. Р. Фирсов, И. А. Трушина. – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2002. – 156 с.

Библиотечный коллектив: формирование и управление: учеб. пособие / С.-Петерб. гос. акад. культуры; сост.: А. Н. Ванеев [и др.]. – СПб., 1996. – 58 с.

Бобровников В. Н. Библиотечная профессия как социокультурный феномен: мифы и реалии. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www. library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=258 (дата обращения 07.12.2010).

Ванеев А. Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение. – СПб.: Профессия, 2001. – 120 с. – (Библ. практикум).

Высоцкая Е. К. Кадровые ресурсы муниципальных библиотек: состояние и проблемы оптимизации // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 9. C. 40–44. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru /win/ntb/ntb2001/9/f09_04.htm(дата обращения 07.12.2010).

Головко С. И. Социально-культурные функции библиотечной профессии // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С.32–38. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://www.lib­rary.ru/1/kb/articles/artic­le.php? a_uid=138(дата обращения 07.12.2010).

Губина Л. В., Потехина Н. Ф., Шуминова И. О. Деловое общение в библиотечном коллективе: практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 86 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 113).

Дрешер Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность: методология и методика. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 239 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 108.).

Дрешер Ю. Н. Кадровый менеджмент: учеб.-метод. пособие. – Казань: Медицина, 1999. – 162 с.

Езова С. А. Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – C. 100–107.

Коллегаева С. Д., Илларионова Н. Ф. Изучение профессиональной компетентности как инструмент совершенствования работы с библиотечными кадрами // Библиотечное дело – XXI век. – М., 2006. – № 2. – C. 178–182.

Кузнецова Т. Я. Профессиональная этика современного библиотекаря: социально-коммуникативные аспекты формирования // Информ. бюл. РБА. – 2010. – № 56. – C. 127–128. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru/publ/ib56/rba56.pdf (дата обращения: 15.11.2010).

Леонов В. П. Библиограф: профессия «переживает» парадигму// Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития. – Киев, 2005. – Вып. 3. – С. 261–267. – То же [Электронный ресурс] – URL: http://www.nbuv.gov.ua/artic­les/2005/05lvpppp.html (дата обращения: 15.11.2010).

Леонов В. П. Библиотечная профессия в контексте двух культур: между Гутенбергом и Интернетом. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=59(дата обращения: 15.11.2010).

Минкина В. А. Библиотечная конфликтология: прилашение к продолжению дискуссии // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 10. – С. 39–48. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2001 /10/f10_04.htm (дата обращения: 15.11.2010).

Психологический климат в коллективе библиотеки: практ. пособие / Рос. гос. б-ка; сост.: Е. В. Губина [и др.]. – М., 1998. – 152 с.

Райкова Г. А.   Профессиональное чтение современного библиотекаря (по итогам исследования) // Библиотековедение. – 2004. – № 5. – С. 63–70. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/artic­les/ar­ticle.php?a_uid=152 (дата обращения: 15.12.2010).

Сукиасян Э. Р. Библиотечная конфликтология. За и против // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 11. – C. 17–24. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/11/f11_03.html (дата обращения 07.12.2010).

Сукиасян Э. Р. «Конвертированный» диплом библиотекаря: миф или реальность // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 4. – С. 107–116. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru /win/ntb/ntb2001/4/f04_14.htm (дата обращения 07.12.2010).

Сукиасян Э. Р. Некоторые особенности работы с кадрами в библиотеке Конгресса США // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 8. – C. 50–60. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000 /8/f08_06.html (дата обращения 07.12.2010).

Сукиасян Э. Портрет библиотекаря в привычном интерьере // Библиотека. – 2008. – № 3. – C. 18–19.

Сукиасян Э. Этика в вашей повседневности // Библиотека. – 2007. – № 8. – C. 41–43.

Суслова И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Профиздат, 2001. – 135 с. – (Соврем. б-ка; вып. 6).

Трушина И. А. О разработке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря» // Информ. бюл. РБА. – СПб., 2010. – № 56. – С. 121–126. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru/publ/ib56/rba56.pdf(дата обращения: 15.11.2010).

Трушина И. А. Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас: опыт разных стран / Рос. библ. ассоц. – М.: ФАИР, 2008. – 270 с. – (Спец. издат. проект для б-к).

Чачко А. С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации. – Киев: Наук. думка, 1984. – 192 с.

Фонотов Г. П. Таков он, библиотекарь: попул. беседа в форме диалога для библиотекарей и не только... – М.: Либерея, 1997. – 175 с.

Шульга О. Р. Повышение квалификации библиотечных кадров научно-технической сферы // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 6. – С. 63–67. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002 /6/f6_07.htm (дата обращения 07.12.2010).

6  Библиотековедение как наука.
Библиотековедение в системе наук

6.1 Генезис, становление и развитие библиотековедения. Сущность, функции и структура современного библиотековедения; объект, предмет

Становление библиотековедения как научной дисциплины. Появление понятия «библиотековедение». М. Шреттингер (1772–1851), его «Руководство по библиотековедению»; А. Грезель (1849–1917).

Развитие библиотековедения в России. Видные библиотековеды и их вклад в теорию библиотечного дела: В. И. Собольщиков (1813–1872), Н. А. Рубакин (1862–1946), К. И. Рубинский (1860–1930), Л. Б. Хавкина (1871–1949), Н. К. Крупская (1869–1939), А. А. Покровский (1879–1942), Ю. В. Григорьев (1899–1973). Современные библиотековеды.

Терминологическая система библиотековедения, проблемы ее развития.

Философия как методологическая основа библиотековедения. Общие и частные законы библиотековедения и библиотечного дела. Практика как критерий истинности библиотековедческого знания.

Определение объекта и предмета библиотековедения на основе информационного, когнитивного, культурологического подходов.

Объект, предмет структура библиотековедения как научной и учебной дисциплины.

Статус библиотековедения как прикладной науки организационно-деятельностного типа. Научные дискуссии о повышении статуса библиотековедения как фундаментальной науки. Дифференциация и интеграция библиотековедческого знания. Разделы библиотековедения, возникающие на стыке библиотековедения с другими дисциплинами. Специальное библиотековедение, сравнительное библиотековедение.

Закономерности развития библиотековедения: многомерность объекта, трансформация предмета, множественность методов ис­сле­дования, углубление методологических основ.

6.2  Библиотековедение в системе наук

Место библиотековедения в системе наук. Связи библиоте­коведения с другими науками.Взаимодействие на уровне феноме­нологических (эмпирических) обобщений, теоретических схем, методологий. Философия как фундамент построения теории библиотековедения.

Взаимосвязь библиотековедения с науками социально-гумани­тарного цикла. Использование результатов исследований психологии, социологии, педагогики в развитии частных теорий библиотекове­де­ния. Особенности взаимосвязей с историей, право­ведением, экономикой.

Характер взаимосвязей библиотековедения с науками техни­ческого и естественно-научного циклов.

Взаимосвязи библиотековедения с науками документально-коммуникативного цикла: книговедением, библиографоведением, информатикой, архивоведением и др.

Взгляды на библиотековедение как составную часть книговедения, документоведения, информатики, педагогики, теории культуры и других дисциплин.


Литература

6.1

Бобылева Н. В. Библиотековедение: социокультурный подход / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; под науч. ред. Э. К. Беспаловой. – М., 2002. – 313 с.

Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в России в начале XX века: учеб. пособие / С.-Петерб. гос. акад. культуры. – СПб., 1999. – 70 с. – [Электронный ресурс]. – URL:http://www.twirpx. com/file/228862/(дата обращения 17.11.2010).

Ванеев А. Н. Библиотековедение в России во второй половине XIX века: учеб. пособие / С.-Петерб. гос. акад. культуры. – СПб., 1999. – 70 с.

Ванеев А. Н. Библиотековедение в России в конце ХХ века // Библиотековедение. – 2000. – № 2. – C. 26–32.

Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Шк. б-ка, 2005. – 159 с. – (Проф. б-ка шк. библиотекаря. Сер. 1; вып. 1). – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://library-21.narod.ru/people.html (дата обращения 01.11.2010).

Классики библиотечного дела России. Библиотечное дело[Элект­ронный ресурс]. – URL:http://libpers.narod.ru/index.html(дата обращения 01.11.2010).

Михеева Г. В. «Лица необщим выраженьем...»: ист.-биогр. ст. [о деятелях библ. и кн. дела] / Рос. нац. б-ка. – СПб.: РНБ, 2010. – 382 с.

6.2

Артемьева Е. Б., Кожевникова Л. А., Дергилёва Т. В. Диагностика и моделирование деятельности региональных библиотечных систем // Библиосфера. – 2010. – № 3. – С. 42–47.

Варганова Г. В. Библиотековедческие и информационные исследования в США. – СПб.: Профессия, 2001. – 191 с. – (Библ. практикум).

Карташов Н. С. Региональное библиотековедение: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 222 с.

Карташов Н. С. Сравнительное библиотековедение: учеб. для библ.-информ. фак. вузов культуры и искусств / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 335 с. – (Соврем. б-ка; вып. 5).

Ключенко Т. И. Математика в библиотечной профессии: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 159 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 117).

Крейденко В. С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособие. – М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. – 351 с. – (Проф. б-ка шк. библиотекаря. Сер. 1; вып. 1).

Кожевникова Л. А. Методологические подходы к исследованию библиотечного пространства // Вестн. Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2009. – № 2. – С. 23–31.

Кожевникова Л. А. Методология регионального библиотековедения: проблемы и перспективы // Библиосфера. – 2009. – № 3. – С. 7–9.

Кожевникова Л. А. Методология региональных библиотековедческих исследований // Региональное книговедение: Сибирь и Дальний Восток. – Новосибирск, 2008. – С. 293–305.

Кожевникова Л. А. Научный потенциал универсальных публичных библиотек территории: проблемы и методика исследования // Вестн. Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2008. – № 2. – С. 181–183.

Кожевникова Л. А. Региональное библиотековедение: вопросы методологии научной дисциплины // Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство: материалы междунар. форума библиотечных идей. – Казань, 2008. – С. 231–237.

Кожевникова Л. А. Региональное библиотековедение: 100 вопросов и ответов по экономике и методике: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск, 2008. – 152 с.

Краевский В. В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитар. ун-тов. – СПб., 2001.– 145 с. – (Избр. лекции ун-та / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов; вып. 17).

Лаврик О. Л. Организация научного исследования в библиотеке: (конспект лекции). – Новосибирск, 1999. – 23 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn04.pdf (дата обращения 17.11.2010).

Мелентьева Ю. П.   Объект современного библиотековедения // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 26–31. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=136 (дата обращения 17.11.2010).

Российскоебиблиотековедение XX век: направления развития, проб­лемы и итоги: опыт моногр. исслед. / сост. Ю. П. Мелентьева. – М.: Фаир-Пресс: Пашков Дом, 2003. – 432 с. – Из содерж: Ч. II. Актуальные проблемы библиотековедения XX века. Гл. 2. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении. – С. 159–177.

Столяров Ю. Н. Библиотековедение: избр. 1960–2000 гг. – М.: Пашков дом, 2001. – 554 с.

Раздел 2  

Общее библиографоведение

1 Основы теории библиографической информации
как исходного понятия общей теории библиографии; формы существования библиографической информации, ее основные общественные функции

Библиографическая информация как научное понятие и специфическое средство разрешения противоречий в системе документальных коммуникаций.

Термин «библиография», его исторически сложившаяся многозначность. Теория библиографоведения: книговедческий и документографический подходы. Генезис понятий основных функций библиографической инфор­мации. Сущностно-функциональная и ло­гическая структура библио­графи­ческой информации, ее качество. Формы существования библио­графической информации (библиографическое сообщение, библио­гра­фическая запись, библиографические сведения, библиографическое пособие). Характеристика основных видов библиографических пособий: библиографическая картотека, библиографическая справка, указатель, список, обзор, биобиблиографический словарь и т. д.

Основные общественные функции библиографической информации. Документальные и библиографические информационные потребности, их соотношение. Документальные потребности как основа соответствий между документами и потребителями.

Литература

К курсу в целом

Коршунов О. П. Библиографоведение. Общий курс: учеб. для библ. фак. ин-тов культуры, ун-тов и пед. вузов. – М.: Кн. палата, 1990. – 232 с.

Моргенштерн И. Г. Библиографоведение. Общий курс: путеводитель по курсу для информ.-библ. фак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Челябинск, 2001. – 47 с.

Моргенштерн И. Г. Общее библиографоведение: учеб пособие для студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятель­ность» / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2005. – 208 c. – (Библиотека).

Общеебиблиографоведение федерального компонента цикла ОПД (ДС) ГОС ВПО второго поколения по специальности 052700 «Биб­лиотечно-информационная деятельность»: метод. пособие / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Новосиб. гос. пед. ун-т; сост. Е. Б. Соболева. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. – 47 с.

Свирюкова В. Г. Библиография: учеб. пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2008. – 69 с.

Словарьтерминов по библиотековедению, библиографоведению и ин­форматике: учеб. пособие для студентов / Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара: СГАКИ, 2003. – 140 с.

Справочникбиблиографа / редкол.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 592 с.

Справочник библиографа / Е. Н. Буринская [и др.]. – 3-е изд., перераб и доп. – СПб.: Профессия, 2006. – 559 с.

Фокеев В. А. Отечественное библиографоведение: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 183 с. – (Библиотекарь и время; вып 36).

Учебно - методический комплекс «Высшие библиотечные курсы». Разделы «Общее библиографоведение» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/wnvbk/v_index.html (дата обращения 16.03.2011).

К вопросу 1

Бахтурина Т. А. Одноуровневое библиографическое описание // Библиотека. – 2004. – № 6. – С. 37–40.

Бахтурина Т. А. Проблемы стандартизации библиографического описания электронных ресурсов // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 7. – С. 16–21.

Беспалова Э. К. Библиографическая продукция как объект изучения // Совет. библиогр. – 1982. – № 2. – С. 8–12.

ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления // Библиография. – 2004. – № 4. – С. 41–64. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl. nsc.ru/win/nelbib/help/std7_1_2003.pdf(Дата обращения 16.03.2011).

Зупарова Л. Б., Зайцева Т. А., Сазонова Л. И. Библиотечная обработка документов: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Либерея, 2003. – 208 с.

Калинина Г. П. Новый государственный стандарт на библиографическое описание // Библиотека. – 2004. – № 2. – С. 46–49.

2  Библиографическая деятельность – центральная
категория библиографоведения. Закономерности
ее развития и функционирования, принципы;
компонентная и видовая структуры

Понятие о библиографической деятельности. Структура библио­графической деятельности: система основных библиографических понятий и терминов. Видовая структура библиографии. Систематизация библиографии в зависимости от объекта, метода, целевого и читательского назначения, а также по другим возможным признакам. Основные виды библиографии по социальной функции: государственная библиография, научно-вспомогатель­ная библиография, рекомендательная библиография, библиография второй степени (библиография библиографии); характеристика и основные особенности разновидностей библиографии, выделяемых по другим признакам: универсальная, специальная, отраслевая и тематическая библиография; биобиблиография; региональная, краеведческая библиография; ретроспективная, текущая и прос­пективная (перспективная) библиография и т. д. Проблемы компьютеризации библиографической деятельности.

Общие вопросы организации и методики библиографирования (основные этапы и процессы составления библиографических пособий).




Литература

Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Рос. нац. б-ка. – СПб.: РНБ, 2006. – 387 с.

Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник. – СПб.: Профессия, 2004. – 304 с. – (Библиотека).

Мамонтова А. В., Щерба Н. Н. Краеведческая библиография: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Кн. палата, 1989. – 215 с.

Моргенштерн И. Г. Автоматизация библиографических процессов // Биб­лиография. – 1999. – № 3. – С. 3–9.

Моргенштерн И. Г. Актуально и в эпоху компьютеризации. О проб­леме классификации пособий // Библиография. – 2002. – № 3. – С. 22–23.

Свирюкова В. Г. Организация и методика справочно-библиографи-ческого обслуживания: конспект лекций / отв. ред. Е. Б. Артемьева; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. – 64 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: