Алтарь Стефанески в Риме

Перейдем дальше. Джотто работал в Риме, где, как я сказала, он даже в одном документе назван ошибочно священником, и там он писал алтарь Стефанески. Форма традиционная, но здесь уже он пытается тоже разнообразить. Несмотря на золотой фон, вводит элементы пейзажа, разворачивает и ангелов, и фигуры в пространстве, делает такую интересную концепцию. Вот Христос опять же в таком троне, как мадонна Оньиссанти, когда боковые створки развернуты вперед. На двух боковых створках этого алтаря – два апостола: Петр, распятый вниз головой, и усекновение головы Павла. Ну, понятно, концепция для Рима, поэтому здесь апостолы первоверховные, дающие основания для церкви, и много-много святых.

Это двухсторонний алтарь, тут можно увидеть много интересных деталей, хотя форма его вполне традиционна. И готические алтари такие были, и раннеренессансные.

Но он вводит сюда фигуру заказчика, как раз этого Стефанески, который потом становится папой Целестином, и он преподносит что-то Христу.

Таких алтарей заказывали Джотто много, потому что он был человеком знаменитым, и каждый богатый храм, будь то в Неаполе или в Риме, хотел иметь алтарь его работы.

Джотто во Флоренции

Но вернемся снова во Флоренцию, потому что Флоренция тоже не забывала своего знаменитого земляка. Для церкви Санта-Кроче он тоже расписывает несколько капелл.

Это капелла Перуцци и капелла Барди. Заказчиком капеллы Перуцци был влиятельный банкир Донато ди Арнольдо Перуцци. Я говорила, что Ренессанс вообще вводит как бы новые понятия. Банкир – человек в XIV в. уже более уважаемый, чем даже в предыдущем XIII в., а в XV в. это вообще будут люди, которые делают культуру, потому что культура требует больших вложений, а именно у банкиров были деньги. Значит, ростовщичество тем самым реабилитируется.

И капелла семейства Барди, тоже банкиров – заказчиком здесь был Редольфо Барди и его братья, составляющие целый коммерческий дом.

В капелле Барди он пишет францисканцев, которые пришли на прием к папе, показывая свой устав, и тоже он пытается имитировать портик, более близкий к тому, что могли видеть современники, с такими рельефами, и такую театральную коробку, которая заменяет ему пространство. Повторяю, это еще не перспектива, которой будут заниматься особенно художники Кватроченто, но все-таки это попытка расширить пространство.

И снова мы видим тот же замечательный сюжет – стигматизация святого Франциска, еще один. У него много таких есть и в станковой живописи, и в монументальной. Тоже желание из иконных горок сделать почти реальные горки. Но все останавливается все-таки на этом «почти».

Одна маленькая деталь: как раз вот такой кувшин… Это неприметная деталь в сцене, по-моему, Рождества. Но я ее хочу выделить, чтобы показать, что художник-то очень тянется к трехмерному пространству. И в отдельных предметах ему это удается. И вот из таких маленьких деталей потом вырастает целый отдельный жанр натюрморта. Пока все жанры – пейзаж, портрет, натюрморт – вплавлены в полуиконную-полукартинную ткань произведения. Но уже здесь попытка вычленить отдельные предметы, вычленить отдельные жанры и, собственно говоря, высокий Ренессанс это потом довершит.

Вот еще один такой алтарь, полиптих Барончелли в Санта-Кроче, 1334 год. Это уже зрелый, даже престарелый Джотто.

Он и раньше пытался имитировать красоту ткани, например. Здесь вот тоже эти плащи, накидки на Марии и на Христе – он пытается показать красоту их ткани. Гораздо больше, может быть, это удавалось Симоне Мартини, но тем не менее Джотто тоже, особенно в позднем своем периоде, пытался и это завоевание ввести в живопись.

Мы видим трубящих ангелов, которые прямо с усилием дуют в эти трубы – это тоже попытка приблизить к реальности вот эти небесные персонажи, показать, что и для ангела извлечь звук из трубы тоже требует усилия, а не как у многих средневековых и раннеренессансных ангелов, где легкое прикосновение губ или перстов к арфе.

Вот место внутри храма Санта-Кроче, где находится этот алтарь.

После возвращения из Рима он работал в Милане, в других городах, а после возвращения во Флоренцию Джотто поручают очень ответственный заказ. Его, во-первых, делают главным архитектором Флоренции. А до этого, кстати, король Роберто Неаполитанский присваивает ему титул придворного художника. Но, конечно, в Неаполе он надолго не задержался, хотя и был увенчал такой особой честью. Он вернулся в свою Флоренцию. И здесь он строит кампанилу, т.е. колокольню, для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Еще нет знаменитого купола Брунеллески, начато строительство собора, и вот он как архитектор проектирует вместе с Никколо Пизано, который здесь же делает и рельефы, знаменитую очень высокую колокольню.

И, собственно говоря, его жизнь подходит к концу, это уже 1334 год, а умирает он 8 января 1337 года в возрасте около 80 лет. Похоронен он в этом же соборе Санта-Мария-дель-Фьоре с почестями, как один из знаменитых уроженцев Флоренции. Двое его сыновей, Франческо и Донато, как я говорила, унаследуют его мастерскую, но они не унаследовали дарование своего отца и большой славы не приобрели, хотя какие-то заказы у них были.

Джотто и Данте

В качестве послесловия хочется сказать о связи Джотто и Данте, потому что часто и современники и потомки называли два этих имени вместе. Известно, что именно Джотто изобразил Данте, сделал практически его первый портрет, в Палаццо Барджелло. Когда мы говорили о Данте, мы вспоминали этот портрет, а здесь вспомним его уже со стороны Джотто. Эту легенду о том, что Данте и Джотто дружили, поддерживает Вазари, потому что ему важно, опять же в концепции его видения Ренессанса, Возрождения эти две фигуры не только рядом поставить идеологически, но и соединить.

Вазари пишет так: «В конце концов, так как память о Джотто осталась не только в произведениях, вышедших из рук его, но и в тех, что вышли из рук писателей того времени, и так как он обрел истинный способ живописи, утерянный за многие до него годы, то согласно общественному постановлению и благодаря хлопотам и особой милости великолепного Лоренцо де Медичи Старшего, в знак преклонения перед доблестями сего мужа в Санта Мариа дель Фьоре было установлено его изображение, изваянное из мрамора превосходным скульптором Бенедетто да Майано с нижеприведенными стихами, сочиненными божественным мужем мессером Анджело Полициано, дабы всякий достигший превосходства в любой деятельности имел надежду на то, что и его вспомянут, как по заслугам вспомянули Джотто за великие его достоинства».

И дальше он приводит вот этот стих Полициано:

Я – это тот, кем угасшая живопись снова воскресла.
Чья столь же тонкой рука, сколько и легкой была,
В чем недостаток искусства, того не дала и природа,
Больше никто не писал, лучше – никто не умел.
Башне ль дивишься великой, звенящей священною медью?
Циркулем верным моим к звездам она взнесена.
Джотто – прозвание мне. Чье творение выразит это?
Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам.

Понятно, такие выспренные выражения – я уже говорила, что Вазари пишет жизнь Джотто скорее как житие. И он же, вот он тут упоминает – «как и писателей», т.е. он имеет в виду Джотто как и Данте, он же и сочиняет такой миф, который потом многими был поддержан, что Джотто и Данте были вместе. Да, они были ровесниками, они были земляками, оба родились во Флоренции. Конечно, они знали друг о друге, не могли не знать, и это подтверждает, собственно, указание Данте на Джотто в «Божественной комедии» как на ученика знаменитого Чимабуэ, который превзошел славой своего учителя. Но личное знакомство их ничем не подтверждается, тем более дружба.

Тем более что они принадлежали к разным, враждующим кланам. Я говорила, что в это время идет борьба между гвельфами и гибеллинами, и даже внутри гвельфов были черные гвельфы и белые гвельфы, которые тоже между собой боролись. Известно, что Данте был изгнан из Флоренции и нашел упокоение в Равенне. И как раз его изгоняли те, на кого работал Джотто, поэтому вряд ли они уж так сильно дружили. (Хотя известно, что, будучи в Падуе, в капелле Скровеньи Данте побывал.) Поэтому вот этот миф о дружбе двух великих флорентийцев не подтверждается. Но две фигуры, конечно, говорят о том веке, в котором, собственно, они жили. Они оба являются такими родоначальниками большого движения, которое мы и знаем под названием эпохи Возрождения, или Ренессанса.








Материалы

· Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939.

· Беллози Л. Джотто. М., 1996.

· Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности. СПБ, 1915.

· Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни Италии XII-XIII вв. Пг. 1912.

· Карсавин Л. П. Монашество в средние века. СПб, 1912.

· Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1959.

· Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., Искусство, 1972.

· Пономарева Т. Джотто. М., 2009.

· Рассел Дж. Джотто ди Бондоне. М., 2012.

· Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М, 1987.

Галерея (80)

Портрет Джотто. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 

Джотто. 1845
Скульптор – Джованни Дюпре (итал. Giovanni Duprè, 1817–1882). Галерея Уффици, Флоренция

 

Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Вымышленный портрет Джотто (справа). 1363–1365
Фрагмент фрески. Художник – Андреа Бонайути (итал. Andrea Bonaiuti). Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Флоренция, Тоскана

Вымышленный портрет Джотто. 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

 

 

 

Интерьер церкви Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Расписной крест. 1290–1300
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295–1300
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Церковь Сан Джорджио алла Коста, Флоренция

Мадонна Оньисанти. Ок. 1310
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Галерея Уффици, Флоренция

 

Полиптих из церкви Бадиа. Ок. 1300
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Галерея Уффици, Флоренция

 

Церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Интерьер верхней церкви Сан Франческо, Ассизи

 

Фрески францисканского цикла. Ок. 1296–1304
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Фрески францисканского цикла. Ок. 1296–1304
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

 

Св. Франциск отрекается от отца и имущества. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Франциск отдаёт свой плащ бедняку. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Молитва в Сан Дамиано. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Папа утверждает устав францисканского ордена. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Иннокентию III является во сне Франциск, поддерживающий церковь. Ок. 1296–1304

 

Иннокентию III является во сне Франциск, поддерживающий церковь. Фрагмент. Ок. 1296–1304
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Изгнание демонов из Ареццо. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Св. Франциск проповедует птицам. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Стигматизация св. Франциска. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Чудесное явление св. Франциска братии. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Св. Франциск и св. Клара. Ок. 1290–1300
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Интерьер нижней церкви Сан Франческо, Ассизи

 

Апокалиптический Христос. Ок. 1315–1320
Фрагмент фрески. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Аллегория Целомудрия (Чистоты). Ок. 1315–1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Аллегория Послушания. Ок. 1315–1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

 

Аллегория Бедности (Св. Франциск обручается с Бедностью). Ок. 1315–1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо

 

Аллегория Бедности (Св. Франциск обручается с Бедностью). Фрагмент. Ок. 1315–1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

«Не прикасайся ко мне». Ок. 1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Марии Магдалины. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы. Ок. 1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Марии Магдалины. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Падуя, провинция Венеция

 

Капелла Скровеньи, Падуя

 

Энрико Скровеньи. XIV в.
Скульптор – Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano, ок. 1250–1315). Капелла Скровеньи, Падуя

 

Капелла Скровеньи, Падуя

 

Интерьер капеллы Скровеньи, Падуя

Фрагмент росписи северной стены капеллы Скровеньи. 1303–1305. Падуя

 

Встреча у Золотых ворот. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Рождение Марии. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Благовещение. Дева Мария. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Рождество Христово. Фрагмент. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

Поклонение волхвов. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Сретение. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Бегство в Египет. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Тайная Вечеря. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды). 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

Распятие Христа. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Положение во гроб. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Положение во гроб. Фрагмент. Ангелы. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Положение во гроб. Фрагмент. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Страшный суд. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

Страшный суд. Фрагмент. Ангелы. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Страшный суд. Фрагмент. Портрет Энрико Скровеньи. 1303–1305
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Аллегории Веры и Неверия. 1303–1305
Фрески. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Аллегории Милосердия и Зависти. 1303–1305
Фрески. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

 

Аллегории Стойкости и Непостоянства. 1303–1305
Фрески. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Скровеньи, Падуя

Триптих Стефанески. Лицевая сторона. Ок. 1330
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Пинакотека, Ватикан

 

Триптих Стефанески. Оборотная сторона. Ок. 1330
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Пинакотека, Ватикан

 

Триптих Стефанески. Фрагмент. Кардинал Стефанески. Ок. 1330
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Пинакотека, Ватикан

 

Полиптих. 1330–1335
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Национальная пинакотека Болоньи

 

Церковь Санта Кроче, Флоренция

Интерьер капеллы Перуцци
Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Интерьер капеллы Барди
Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Утверждение устава францисканского ордена. Ок. 1325
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Барди. Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Стигматизация св. Франциска. Ок. 1325
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Барди. Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

 

Рождество Иоанна Крестителя и наречение имени. Фрагмент. Ок. 1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Перуцци. Церковь Санта Кроче, Флоренция

Полиптих Барончелли. 1328–1334
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Капелла Барончелли. Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Полиптих Барончелли. Центральная часть. 1328–1334
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Капелла Барончелли. Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Полиптих Барончелли. Фрагмент. Ангелы. 1328–1334
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Капелла Барончелли. Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Интерьер капеллы Барончелли
Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Кампанила Джотто. 1298–1359
Автор проекта – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Пьяцца дель Дуомо, Флоренция

Вид на собор Санта Мария дель Фьоре
Флоренция, Тоскана

 

Данте Алигьери (в центре). Нач. XIV в.
Фрагмент фрески. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Капелла Св. Магдалины. Музей Барджелло, Флоренция

 

Монумент Джотто. 1490
Мрамор. Скульптор – Бенедетто да Майано (Benedetto da Maiano, 1442–1497). Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция

 

 

Слева: Портрет Джотто. Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». 1490–1550. Неизвестный художник. Справа: Портрет Данте. XIV в. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337)

 


































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: