Язык художественной литературы занимает особое место в системе функциональных стилей. Художественная речь в своей основе имеет кодифицированный литературный язык. В то же время достаточно большое место в ней занимают элементы и разных вариантов национального языка (просторечия, социальные и территориальные диалекты и т.п.), используемые в художественно-выразительных целях. В этих же целях в художественном стиле используются элементы других функциональных стилей (особенно разговорная речь), поэтому языку художественных произведений, в зависимости от замысла автора, присущи различные иностилевые особенности. Кроме того, в художественных произведениях большую роль играет индивидуальный (авторский) язык. Ещё одним фактором, влияющим на художественную речь, являются особенности языка прозы и поэзии.
12
Однако, несмотря на все разнообразие жанров и стилей (вплоть до индивидуально-авторских) художественной литературы, существуют некоторые общие закономерности построения художественной речи, отличающиеся от общих закономерностей построения всех остальных видов речи. Это и позволяет рассматривать художественную речь в качестве одного из функциональных стилей.
|
|
Основными стилевыми чертами являются образность и эмоциональность.
Образность – фундаментальная категория художественного творчества (искусства) вообще. В литературе образы создаются с помощью слова, художественной речи. Поэтому в художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
Эмоциональность художественной речи также выполняет эстетическую функцию. Языковые средства в произведениях передают эмоции автора, создают у читателя определенное настроение, эмоциональный настрой.
Создание тропов – ещё одна характерная черта художественной речи. Слова, использованные как изобразительно-выразительные средства (тропы), практически всегда имеют два (а иногда и более) семантических плана – прямой и переносный: колокольчик звонко плачет – это метафора, построенная на сопоставлении звука колокольчика и плача человека. Звонко плачет – эпитет, уподобляющий звуки, издаваемые плачущим человеком, звонким звукам каких-либо предметов и т.д.
Лексические и фразеологические особенности. Художественный стиль использует всё богатство лексики, включая и пассивные её пласты. В произведениях часто встречаются фразеологические единицы различных видов.
Словообразовательные особенности. В художественных произведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску. С их помощью автор выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету, качеству, признаку.
|
|
Морфологические особенности. Художественная речь характеризуется частотностью глаголов, которые придают речи динамичность. Чаще, чем в других стилях, употребляются личные местоимения, придающие тексту искренность. Большое количество прилагательных и причастий, передающих образное описание предмета.
13
Синтаксические особенности. Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств: повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения; цитаты, прямая речь, причастные, деепричастные обороты. Часто используются инверсии, особенно в поэзии.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое стилистика? Какие стили существуют в русском языке?
2. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности официально-делового стиля русского языка?
3. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности научного стиля русского языка?
4. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности публицистического стиля русского языка?
5. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности разговорного стиля русского языка?
6. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности стиля художественной литературы русского языка?
Задание 1. Назовите по пять примеров, относящихся к лексике пяти функциональных стилей.
1. Научный стиль: молекула, глагол…
2. Официально-деловой стиль: …
3. Публицистический стиль: …
4. Художественный стиль: …
5. Разговорный стиль: …
Задание 2. Сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:
1. Функциональный стиль.
2. Сфера применения.
3. Цель.
4. Основные стилевые черты.
5. Лексические, грамматические особенности.
Текст 1
– Что для Вас Отечество?
– Для меня Отечество? Я защищал Отечество. Два ранения имею. Три войны прошел: Финскую, Польскую и Отечественную. Для меня Отечество – это не просто слова, пустой звон. Это важно. Это душа, которая болит. Это раны, которые ноют. Я за него здоровье отдал.
14
Сейчас я инвалид второй группы. Вот так. Так что для меня Отечество – главное в жизни. Сейчас молодежь значение этого слова не понимает. А мы-то Отечество защищали, жизни клали, кровью это слово полито. Сейчас же растащили всю страну, по винтику, по кирпичику…
Текст 2
Уважаемый Александр Иванович!
Итальянская делегация просит перенести переговоры на завтра, 13 января, т. к. сегодня, 12 января, наша фирма не встретила итальянскую делегацию в аэропорту в назначенное время и, соответственно, их размещение в гостинице произошло с задержкой.
Ответственным за встречу и размещение итальянских гостей был назначен Петров В.В.
Текст 3
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Количество тезисов текста совпадает с количеством информативных центров текста.
Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника, научной статьи или монографии. Такие тезисы необходимы для дальнейшей научной работы студентам и аспирантам.
Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.
Текст 4
Помните слова знаменитого киногероя: «Без женщин жить нельзя на свете, нет»? Оказывается, можно. По крайней мере, так утверждают некоторые мужчины. За время совместного проживания у мужчин и женщин накапливается множество претензий друг к другу. Так было и так будет. И рано или поздно возникает мысль: «А что если бы я жил один?» Ну, что мужику для счастья надо? Чистую рубашку, убранную квартиру, вкусный обед. Мы решили посчитать, сколько стоит заменить жену…
|
|
Текст 5
Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бледный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само собой разумеется, что молодой человек тоже был влюблен и что родители, заметив их взаимную симпатию, запретили дочери о нем и думать, а его плохо принимали в доме.
15
Наши герои переписывались, каждый день встречались в сосновой роще, где клялись друг другу в вечной любви и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга жить не можем, а воля жестоких родителей мешает нашему счастью, то нельзя ли будет обойтись без нее?