1. Сочетания существительных с прилагательными.
а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья? чье?, чьи?. Например:
яблоко (какое?) — сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое;
след (чей?) — заячий, волчий, лисий, собачий и т.д.
б) Подбор существительного к данному прилагательному.
О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые? Например: теплый — день, вечер, пирог, чай, свитер,...; теплая — погода, кофта, весна, рука,...; теплое — молоко, платье, письмо, озеро,...; теплые — носки, дни, пироги, слова...
в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например:
зеленый | листья | хвост | коровьи |
зеленая | платье | голова | коровье |
зеленое | дуб | туловище | коровья |
зеленые | лужайка | ноги | коровий |
г) Предъявление сочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например:
кофта — краен..., син...;
туфли — красн..., син...;
помидор — красн..., син...;
пальто — красн..., син...
Это задание может быть устным, чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять напечатанным, а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:
ое ые ая ый
ее ие яя ий
д) Предъявление детям неверно составленных сочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные)
2. Сочетания существительных с глаголами.
а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:
Что можно сделать с яблоком?
Сорвать Яблоко — купить, съесть, помыть, разделить, откусить, отнять, уронить, сварить, запечь, засушить, нарисовать, вылепить и т.п.
б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:
Прийти к... (дому, отцу, решению,..);
уйти от... (дедушки, дома, проблемы,..); войти в... (дом, лес, доверие,..).
в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например:
Женя упал — Женя упала; Саша ушел — Саша ушла;
яблоня цветет — яблони цветут.
Это задание нужно проводить, используя картинки.
3. Сочетание существительных с числительными.
В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой — и вся основа при счете.
Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:
один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;
одна курица, две курицы, пять куриц;
одно яйцо, два яйца, пять яиц.
При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа "Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: "У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", "У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".
Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами и ставится такое условие: вначале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи — по два, а у Ани — по пять. Затем они меняются карточками между собой.
Это задание можно выполнять аналогично вышеизложенной работе по сочетанию существительного с другими частями речи.
Соединение стрелками слов. Например:
один | зеркало | одно | весла |
одна | сутки | два | весел |
одно | пень | пять | весло |
одни | комната |
Предъявление детям неверных сочетаний. Необходимо найти ошибку.
Предложить назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами "один" — "много" и изменив основу. Например:
один человек | — | много людей; |
один ребенок | — | много детей. |
Сочетания числительных с существительными, не имеющими единственного числа:
одни брюки, двое брюк, одни ножницы и т.д.