Активы предприятия и их признаки

Содержание

 

Стр.

Введение. 2

1. Активы предприятия и их признаки. 3

2. Понятие и объекты оценки активов предприятия. 3

2.1 Сущность оценки стоимости активов предприятий. 3

2.2 Объекты оценки стоимости активов предприятия. 3

3. Оценка стоимости активов предприятий, с учётом рыночной стоимости существующих активов. 3

3.1 Затратный подход к оценке активов предприятий. 3

3.1.1 Метод чистых активов. 3

3.1.2 Метод ликвидационной стоимости. 3

3.2 Доходный подход к оценке активов предприятий. 3

3.2.1 Методы дисконтирования доходов. 3

3.2.2 Метод капитализации доходов. 3

3.3 Сравнительный подход к оценке активов предприятий. 3

3.3.1 Метод рынка капитала. 3

3.3.2 Метод сделок (продаж) 3

Заключение. 3

Список использованной литературы.. 3

 

 



Введение

Оценка стоимости активов является процедурой по определению рыночной стоимости материальных и нематериальных активов компании. Оценка стоимости может быть осуществлена при реорганизации, купле-продаже предприятия, и, помимо этого, оказывается крайне полезной инвесторам, потому что даёт полное понимание того, во что они вкладывают деньги. Также оценка стоимости активов является необходимой для определения наиболее эффективной стратегии развития компании, а также для самого управления им. Важно, чтобы оценка стоимости активов была осуществлена качественно, с максимальной точностью.

Как измерение этой стоимости может повлиять на оценку стоимости активов? Дело в том, что стоимость деловой репутации, вроде бы, представляет собой не что иное, как разницу между активами и справедливой рыночной стоимостью. Поэтому, вроде бы, если вы даже и ошибетесь в точности оценки стоимости активов, то единственным показателем, на который повлияют эти ошибочные расчеты, будет показатель неосязаемой (нематериальной) стоимости, то есть стоимости нематериальных активов. А поскольку этот показатель, по мнению некоторых, не так уж и важен, то и особая аккуратность в оценке стоимости активов не так уж и нужна.

Честно говоря, с такой теорией трудно согласиться. Аккуратность нужна во всем, и оценка стоимости активов не является исключением из этого правила. Если хозяин бизнеса решил продать свою компанию или же просто разузнать, как идут дела в его фирме в соответствии с мнением независимых экспертов, он наверняка захочет подойти к этому вопросу как можно тщательнее и осторожнее. Вот тут-то и пригодится профессиональная оценка стоимости активов, проведенная надежными экспертами, которым можно доверять. Такие эксперты не будут выдвигать теории о том, что оценка стоимости активов важна меньше, чем другие виды оценки: только все они в совокупности, причем тщательно произведенные, смогут открыть вашему взору наиболее полную картину состояния всего вашего бизнеса. Если посмотреть на некоторые подходы к оценке стоимости активов в частности и бизнеса в целом, то мы можем увидеть, что эти подходы подвергают большому сомнению правильность выводов о том, что оценка стоимости активов – не такой уж и важный вопрос. К примеру, никто не сомневается в том, что люди, проводящие оценку стоимости бизнеса и активов, должны прослеживать историю фирмы так же внимательно, как и делать прогнозы для этой фирмы на будущее. Это делается частично для того, чтобы определить дискреционную чистую прибыль.

 



Активы предприятия и их признаки

Активы предприятия являются одной из важнейших категорий финансового менеджмента. Основные сущностные характеристики активов предприятия как объекта финан­сового управления заключаются в следующем[1]:

 1). Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в различных их видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они формируют­ся для конкретных целей осуществления этой деятельно­сти в соответствии с миссией и стратегией экономического развития предприятия и в форме совокупных имуществен­ных ценностей характеризуют основу его экономического потенциала. Как целенаправленно формируемая сово­купность экономических ресурсов в виде определенного комплекса имущественных ценностей предприятия акти­вы призваны соответствовать функциональной направлен­ности и объемам его хозяйственной деятельности. Только в таком соответствии они представляют для предприятия определенную ценность как его экономические ресурсы, предназначенные для использования в предстоящем пе­риоде.

2).Активы являются имущественными ценностями пред­приятия, формируемыми за счет инвестируемого в них капи­тала. Вкладываемый в новый или развивающийся бизнес капитал материализуется в форме активов предприятия. Между категориями капитала и активов существует тес­ная связь: активы могут рассматриваться как объект инве­стирования капитала, а капитал - как экономический ре­сурс, предназначенный для инвестирования в активы. Только путем инвестирования в активы капитал как на­копленная ценность вовлекается в экономический про­цесс. Следует при этом отметить, что направляемый на формирование активов предприятия капитал может инве­стироваться не только в денежной (опосредствованной), но и в реальной (прямой) форме, например, в форме кон­кретных капитальных товаров.

3). Активы представляют собой имущественные ценно­сти предприятия, имеющие стоимость. Эта характеристика активов содержится в многочисленных их определениях, в первую очередь, в литературе по вопросам бухгалтерского учета. Концепция стоимости активов базируется прежде всего на их ценности для предприятия как экономического ресурса. Разумеется, концепция стоимости активов была бы бесполезной в практическом отношении, если бы ее уровень нельзя было измерить. Поэтому, дополняя данную сущностную характеристику активов, их следует представ­лять как имущественные ценности, имеющие не просто стоимость, а стоимость измеряемую (в практике управле­ния активами такое измерение стоимости осуществляется в денежной оценке). Уровень стоимости активов определя­ется суммой затрат факторов производства на их создание, периодом использования, соответствием целям хозяй­ственного использования, конъюнктурой рынка средств и предметов труда и т.п. Соответственно методы определения уровня стоимости активов и формы ее представления носят самый разнообразный характер.

4). К активам относятся только те экономические ре­сурсы, которые полностью контролируются предприятием.

Под таким контролем понимается право собственности на используемые экономические ресурсы или в отдельных, предусмотренных законодательством случаях, - право вла­дения соответствующими их видами (например, имуще­ственными ценностями, привлеченными к использованию на условиях финансового лизинга). Экономические ресур­сы, используемые предприятием, но не контролируемые им, активами не являются. Это относится, в первую оче­редь, к используемым трудовым ресурсам, а также к иму­щественным ценностям, арендуемым предприятием (на условиях оперативного лизинга) или предоставленным ему во временное пользование на безвозмездной основе.

5). Как экономический ресурс, используемый в хозяй­ственной деятельности, активы предприятия характеризу­ются определенной производительностью. Носителем этой важнейшей сущностной их характеристики выступает как совокупный комплекс операционных активов, сформиро­ванных предприятием, так и отдельные их виды, представ­ленные средствами труда. При этом следует обратить вни­мание на то, что производительность активов как по­тенциальная их характеристика может быть реализована лишь в комплексе с использованием других экономичес­ких ресурсов предприятия, в первую очередь, - труда. Производительность активов является измеряемым факто­ром - в наиболее общем виде она может быть измерена путем соотнесения объема производства (реализации) про­дукции (товаров, услуг) и средней суммы активов, исполь­зуемых в производственном процессе предприятия, в опре­деленном периоде времени.

6). Активы являются экономическим ресурсом, генери­рующим доход. Способность приносить доход в процессе операционной или инвестиционной деятельности являет­ся одной из важнейших характеристик активов предприя­тия как объекта экономического управления. Этот доход активы генерируют прежде всего как экономические ре­сурсы, обладающие производительностью. Важно отметить также, что потенциаль­ная способность активов генерировать доход не реализуется автоматически, а обеспечивается лишь в условиях эффектив­ного их использования. Формирование таких условий пред­ставляет одну из важных задач управления активами.

7). Активы предприятия, используемые в хозяйственной деятельности, находятся в процессе постоянного оборота. Этот оборот присущ как всей совокупности активов, так и отдельным их видам. Совокупность используемых пред­приятием активов видоизменяется прежде всего в реаль­ных своих формах - одни виды активов в процессе обо­рота переходят в другие их виды (например, запасы сырья - в запасы готовой продукции; запасы готовой продукции - в дебиторскую задолженность или денежные активы и т.п.). Кроме того, процесс оборота активов сопровождается и стоимостным их изменением. Оборот активов под­чинен определенным циклам - хозяйственному, опера­ционному, инвестиционному. Свойство постоянного дви­жения активов в процессе их оборота, сопровождающегося постоянной трансформацией их конкретных видов и стои­мости, является существенной отличительной их харак­теристикой в сравнении со многими другими видами ис­пользуемых предприятием экономических ресурсов - трудовыми, информационными и т.п.

8). Использование активов в хозяйственной деятельно­сти предприятия тесно связано с фактором времени. Это в первую очередь определяется стоимостной характеристи­кой активов, выражаемой в денежной форме. В соответ­ствии с концепцией стоимости денег во времени одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет раз­ную стоимость. Соответственно, стоимость активов в на­стоящее время всегда выше, чем в любом будущем перио­де, что должно учитываться в процессе их использования.

9). Хозяйственное использование активов неразрывно связано с фактором риска. Риск является важнейшей ха­рактеристикой всех форм использования активов в хозяй­ственной деятельности предприятия. Носителем этого фак­тора активы выступают в неразрывной связи с их харак­теристикой как экономических ресурсов, генерирующих доход. Уровень риска использования активов находится в прямой зависимости от уровня ожидаемой их доходности, формируя единую шкалу "доходность — риск" при осу­ществлении различных хозяйственных операций. Используя активы в целях получения дохода в операционном или инвестиционном процессе предпринима­тель всегда должен осознанно идти на риск, меру которого он определяет самостоятельно. Фактор риска является важ­ным объективным атрибутом использования активов и должен обязательно учитываться в процессе управления ими.

10). Формируемые в составе активов имущественные цен­ности связаны с фактором ликвидности. Под ликвидностью активов понимается их способность быть быстро кон­версированными в денежную форму по своей реальной рыночной стоимости. Эта характеристика активов обеспе­чивает возможность быстрой их реструктуризации при на­ступлении неблагоприятных экономических и других усло­вий их использования в сформированных видах. Различные виды активов в зависимости от универсальности своего функционального предназначения, скорости оборота в операционном или инвестиционном процессе, уровня раз­вития соответствующих вида и сегментов рынка и других условий обладают различной степенью ликвидности.

Проведенный обзор наиболее существенных характе­ристик активов предприятия показывает насколько много­аспектной с теоретических и прикладных позиций является эта экономическая категория. При этом все рассмотрен­ные характеристики, отражающие особенности функционирования активов предприятия с различных сторон, тес­но взаимосвязаны и требуют комплексного отражения при определении их экономической сущности. С учетом рас­смотренных основных характеристик экономическая сущ­ность активов предприятия в наиболее обобщенном виде может быть сформулирована следующим образом[2]:

Активы предприятия представляют собой контролируе­мые им экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детер­минированной стоимостью, производительностью и спо­собностью генерировать доход, постоянный оборот которых в процессе использования связан с факторами времени,

Используемые предприятием активы характеризу­ются многими видами. В экономической теории и хозяй­ственной практике, связанной с использованием активов, применяется более ста терминов, характеризующих отдель­ные их виды. В связи с этим, в целях обеспечения эффек­тивного и целенаправленного управления формированием и использованием активов предприятия необходимо в пер­вую очередь систематизировать терминологию, связанную с этим процессом.

В числе основных из классификационных признаков можно выделить следующие:

Форма функционирования активов.

Характер участия активов в хозяйственном процес­се с позиций особенностей их оборота.

Характер участия активов в различных видах дея­тельности предприятия.

Характер финансовых источников формирования активов.

Характер владения активами предприятием.

Степень агрегированности активов как объекта управления.

Степень ликвидности используемых активов.

Характер использования сформированных активов в текущей хозяйственной деятельности предприятия.

Характер нахождения активов по отношению к предприятию.

Важнейшим направлением менеджмента операцион­ных активов является управление процессом их формиро­вания.

Формирование активов предприятия связано с тремя основными этапами его развития на различных стадиях жизненного цикла:

1). Создание нового предприятия. Это наиболее ответ­ственный этап формирования активов (процесс первоначаль­ного их формирования), особенно при создании крупных предприятий. Формируемые на этом этапе активы во мно­гом определяют потребность в стартовом капитале, усло­вия генерирования прибыли, скорость оборота этих активов, уровень их ликвидности и т.п.

2). Расширение, реконструкция и модернизация действу­ющего предприятия. Этот этап формирования активов мож­но рассматривать как постоянный процесс его развития в разрезе основных стадий его жизненного цикла. Расшире­ние и обновление состава активов действующего предпри­ятия осуществляется в соответствии со стратегическими задачами его развития с учетом возможностей формиро­вания финансовых ресурсов.

3). Формирование новых структурных единиц действую­щего предприятия (дочерних предприятий, филиалов и т.п.). Этот процесс может осуществляться путем фор­мирования новых структурных имущественных комплексов (на базе нового их строительства) или приобретения гото­вой совокупности активов в форме целостного имущест­венного комплекса (вариантами такого приобретения явля­ются приватизация действующего государственного пред­приятия, покупка обанкротившегося предприятия и т.п.).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: