В свете представленных фактов трудно найти оправдание неприятию Холмсом и Синклером калифорнийских находок. Они не обнаружили никакого обмана, а их предположение о том, что занести в шахты небольшие ступы и наконечники копий могли индейцы, неправдоподобно. Современный историк У. Тарентин Джексон из Калифорнийского университета в Девисе указал: «Во времена „золотой лихорадки“ индейцев выгнали из района приисков, и они редко вступали в контакт со старателями.»
Поэтому можно задаться вопросом, почему Холмс и Синклер так настойчиво пытались дискредитировать свидетельство Уитни о существовании людей в третичном периоде. Следующее утверждение Холмса дает ключ к пониманию этого: «Возможно, если бы профессор Уитни полностью разделял историю человеческой эволюции, какой она понимается сегодня, то он бы не решился объявлять окончательные выводы, несмотря на массу производящих впечатление фактов, с которыми он столкнулся.» Иначе говоря, если факты не подходят под привилегированную теорию, то они должны опускаться, даже если они производят сильное впечатление.
|
|
Нетрудно увидеть, почему сторонники идеи человеческой эволюции, такие как Холмс, хотели бы сделать все возможное для дискредитации информации, которая помещает существование людей в их современной форме слишком далеко в прошлое. Почему Холмс чувствовал себя так уверенно? Одной из причин было открытие Эженом Дюбуа в 1891 году яванского человека (Pithecanthropus erectus), которого приветствовали как долгожданное пропущенное звено между современными людьми и нашими предположительными предками — обезьяноподобными существами. Холмс утверждал, что «находка Уитни стоит совершенно в стороне», и что «она подразумевает, что человек по крайней мере в полтора раза древнее, чем питекантроп прямоходящий Дюбуа; ее можно рассматривать лишь как зарождающуюся форму человека.» Те, кто принимают спорного яванского человека (глава 8), должны избавиться от любого свидетельства, предполагающего существование современного человеческого типа до питекантропа, и Холмс был одним из основных клеветников.
Холмс писал о находках в Калифорнии: «Возможно, что без дополнительных подтверждений это свидетельство будет постепенно сходить на нет, пока, наконец, не исчезнет, но наука не может позволить себе ждать, пока закончится этот утомительный процесс, и некоторые пытаются похоронить требуемое заключение.» Холмс, Синклер и другие — все они играли свои роли, когда использовали спорную тактику.
Альфред Рассел Уоллес, разделивший с Дарвином честь сформулировать теорию эволюции как результат естественного отбора, выразил испуг по поводу того, что свидетельства о путешествии современных людей в третичном периоде «атакуют оружием сомнения, обвинения и осмеяния».
|
|
В детальном обзоре свидетельств о большой древности людей в Северной Америке Уолес признал значительный вес записи Уитни открытия в Калифорнии человеческих окаменелостей и каменных артефактов третичного периода.
Учитывая недоверчивость, с которой находки в золотоносной жиле и другие подобные открытия встретили в определенных кругах, Уолес дал один совет, «судить о свидетельстве древности человека нужно, записав его, и посмотреть, где бы оно соответствовало фаунистическим остаткам. А не так, как это часто делается сейчас, игнорируя его как недостойное признания, или выдвигая против его открывателей неразборчивые обвинения в том, что они являются жертвами самозванцев.»
Однако, в начале XX столетия общее умонастроение благоприятствовало взглядам Холмса и Синклера.
Третичные каменные орудия в точности походят на орудия современных людей? Скоро о таких вещах стало неудобно сообщать, немодно защищать, и о них сочли удобным забыть. Подобные взгляды остаются до сегодняшнего дня в такой силе, что те открытия, которые бросают хотя бы слабейший вызов взглядам на человеческую доисторию, эффективно подавляются.