Распространение СМИ ускоряется

Глобальная стратегия развития медиаотрасли

Д.В. Мартынов

Бурное развитие Интернета, мобильных технологий, всевозможных устройств для чтения цифрового контента вызвало нарастающую волну жарких дискуссий о судьбах периодической печати.

По нашему мнению, более-менее достоверный прогноз для рынка печатных изданий можно сделать лишь в том случае, если посмотреть на ситуацию более широко: не только с позиций рынка периодики, но и с учётом научно-технического развития общества и тесно связанных с этим процессом тенденций коммуникативных связей.

Эволюция контента

Известный древнегреческий мыслитель Платон считал, что человек познаёт мир вспоминая. Всё в мире людей - лишь отражение идей, «эйдосов», неких божественных сущностей, вечных, неизменных, не зависящих от пространства и времени. Идеи, по Платону, - это некие образцы, матрицы, как бы назвали их сегодня, по которым из бесформенной и текучей материи организуются, воплощаются все вещи реального мира. Бессмертная человеческая душа до своего воплощения в человеке при его рождении существует как раз в мире идей. То есть - в тот момент обладает полным знанием обо всех идеях, о «матрице» всей Вселенной во всех деталях. В земной жизни душа как бы припоминает часть вечных виденных ею идей. Человек получает истинные знания, когда душа его вспоминает то, что она уже знает, - точнее, знала когда-то!

Не напоминает ли вам Интернет мир «эйдосов» Платона? Ведь это виртуальное информационное поле огромных объёмов, которое содержит массу информации, накопленной и накапливаемой человечеством. Пока это поле конечно, ограничено числом серверов и компьютеров, но, возможно, появятся технологии, которые снимут это ограничение...

Если взглянуть на развитие рынка прессы в исторической ретроспективе, то вся история СМИ вплоть до конца ХХ века - это путь от дорогого, доступного только избранным продукта до глобальных многотиражных изданий, уже зачастую бесплатных.

И еще несколько лет назад трудно было представить, что закончится этот путь - поворотом в обратную сторону. Идеальное СМИ XXI века похоже на газету «Куранты», выпускавшуюся для царя Алексея Михайловича, - индивидуальный продукт в единственном экземпляре, полностью заточенный под одного-единственного потребителя.

Эволюция медиа-носителей

Бумага не была первым носителем зафиксированной, записанной информации - ей предшествовали своды пещер, камни, дерево, кожи животных, глиняные таблички, папирус. Как делать бумагу, придумали китайцы ещё во II веке до н. э. В начале VII века изготовление бумаги стало известно в Корее и Японии, а еще через 150 лет - в арабских странах. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру, достигло Европы и пришло в Англию.В Европе бумага появилась в XI-XII веках, где довольно быстро заменила животный пергамент.

Согласно ряду источников, первые опыты книгопечатания были предприняты все в том же Китае в 1041-48 годах. В Европе книгопечатание возникло в 40-х годах XV века. Принцип набора был известен человечеству с глубокой древности. Примеры его применения встречаются еще у Цицерона. Однако официально начало наборного печатания в Европе относят именно к 40-м годам XV столетия и связывают с именем Иоганна Гуттенберга, который создал печатную форму из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. Это изобретение и стало основой технического прогресса в газетном деле.

Дальнейшим крупным прорывом стало появление в середине XIX века скоропечатной ротационной машины, позволившей в тысячи раз увеличить выпуск печатных изданий.

В стремлении повысить скорость и эффективность печатных процессов полиграфисты неизбежно сталкивались с необходимостью механизировать и даже автоматизировать набор. Один из подходов к решению этой проблемы был реализован в монотипе - в этом устройстве была впервые применена идея разделения клавиатуры и отлива. Несколько операторов, изготавливающих несколько перфолент одновременно, могли заставить буквоотливной механизм, управляемый этими перфолентами, работать с максимальной скоростью.

Совершенствование телетайпного оборудования в США позволило к 1929 году создать оборудование, полностью использующее принцип разделения функций человека и машины. В 60-е годы перфоленту заменила магнитная лента, что позволило поднять скорость до ещё более невероятной величины - 1000 символов в секунду, или 3, 6 млн. символов в час. Важнейшей особенностью развития периодической печати, начиная ещё с 19 века, было становление массовости. Периодика уже была рассчитана на широкие слои общества и стала доступна им по цене. Увеличивались тиражи, ускорился выпуск газет. Телеграф, ротационный станок и другие технические достижения были поставлены на службу СМИ.

Развитие технологий

Ещё совсем недавно - 40-50 лет назад подготовка материалов для печати была задачей долгой и трудоёмкой. Внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные материалы, причём хорошего качества. Таким образом, развитие технологий определяло развитие информационных носителей, причём с возрастающими темпами. И их развитие всё ускоряется: между изобретением бумаги и печатного станка прошла почти тысяча лет, четыре столетия человечеству потребовалось на то, чтобы ускорить процесс печати - придумать ротационную машину и линотип, а вот линотип и ротационный станок от телетайпа отделяет уже всего сто лет, от телетайпа до первой системы программного набора текста - всего пятьдесят, ещё через тридцать появились первые редакционно-издательские системы... А меньше чем через двадцать лет мир захватывают новые носители информации, заменители бумаги. Персональные компьютеры, ноутбуки, смартфоны, планшетники...

Распространение СМИ ускоряется

Американские исследователи подсчитали, что и распространение СМИ все ускоряется: на завоевание аудитории в 5 млн. человек радио потребовалось 38 лет, телевидению - 14, а Интернету - всего 4 года.

В 1964 году Г.Мур сделал прогноз, сегодня известный как «закон Мура»: «Число транзисторов на кристалле одной площади будет удваиваться каждые 24 месяца». Закон уточнился за прошедшие 40 лет (удвоение каждые полтора года) - но пока он действует и в наше время. Также каждые полтора года удваивается мощность компьютеров одной ценовой категории.

Дигитализация

В основе происходящих в последние десятилетия изменений всего рынка средств массовой информации лежат два близких по своей природе процесса, взаимосвязь которых можно было бы представить как причинно-следственную. Это дигитализация и конвергенция.

Дигитализация - перевод содержания СМИ во всех его формах - текстовой, графической, звуковой - в цифровой формат. Цифровой формат нивелирует ряд факторов, ограничивавших сферу воздействия СМИ. Такие барьеры, как время, необходимое для публикации, соответствующие финансовые издержки, географические границы распространения газет и некоторые другие, могут быть преодолены с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: