Специфика основных видов аудита

    При организации операционного аудита целесообразно вместо трех фаз, отмеченных в работе выделить пять основных его этапов:

1) планирование

2) сбор свидетельств

3) анализ и оценка актов

4) разработка и обоснование фактов

5) составление отчета

    Это обусловлено тем, что именно самостоятельность фаз «анализ и оценка фактов» и «разработка рекомендаций» придает особенное значение и способствует достижению целей и решению задач операционного аудита. При этом следует учесть такие специфические различия между операционным аудитом и аудитом финансовой отчетности:

    1) чрезвычайное многообразие проверок при операционном аудите, что часто затрудняет определение конкретных целей, критериев оценок процедур их проведения.

    2) масштабы проводимых операционных проверок могут резко измениться от состояние объекта, поставленных целей и неопределенности результатов исследований.

    3)Весьма затруднен подбор персонала для проведения операционного аудита, так как его объектами являются различные сферы и аспекты бизнеса и прочих видов деятельности.

    4) доказано, что при операционном аудите во многих случаях необходима тщательная координация и взаимодействие с администрацией и персоналом предприятия, привлеченными экспертами и другими заинтересованными сторонами.

5) процедуры, методы и критерии оценок операционного аудита зачастую кардинально могут отличаться от применяемых в общем аудите, аудите финансовой отчетности и других видах аудиторского контроля.

 

Отличные признаки операционного аудита и

Аудита финансовой отчетности

Признаки различия Операционный аудит Аудит финансовой отчетности
Цель проведения Разработка рекомендаций по улучшению использования экономического потенциала Подтверждение правильности показателей финансовой отчетности
Назначение аудита Исследования эффективности и производительности деятельности Проверка правильности отражения и финансовой отчетности хозяйственных операций
Основные требования, критерии и показатели Общие и локальные оценки оптимальности решений, производительности и эффективности деятельности Традиционные критерии оценок и точность показателей финансовой отчетности
Соблюдение стандартов, норм и правил Нет установленных стандартов, норм, правил и процедур проведения Строгое соблюдение принятых стандартов аудита финансовой отчетности
Методы, способы и приемы Комплексная оценка и существенный анализ, диагностика, логический и экономико-математические методы Сплошные, выборочные, встречные проверки, тесты на строгое соответствие и пр
Сферы, объекты и аспекты проверок Многообразие сфер, видов и сторон деятельности Ограничен проблемами, касающимися объективности отчетности
Представление заключений Предназначены в основном для служебного пользования администрацией или собственниками Заключение может поступать ко многим пользователям
Субъекты аудита Внутренние и внешние аудиторы, консалтинговые, научные, отраслевые и прочие структуры Внешние независимые аудиторские формы или дипломированные аудиторы

         Системы внутрихозяйственного контроля и аналитические процедуры представляют собой критическую часть операционного аудита, где обычно принято широко использовать документацию, опросы клиента и наблюдения. Для операционного аудита подтверждение и арифметическая точность по большей части не так важны, как для аудита финансовой отчетности, поскольку во многих случаях точность не есть цель операционного аудита. При составлении отчета (заключения) и его реализации нужно учесть еще два основных различия между операционным аудитом и аудитом финансовой отчетности.

    Во-первых, заключение операционного аудита обычно направляется только администрации, а его копии-организации, для которой проводят аудит.

    Во-вторых, многообразие видов и методов проверок при операционном аудите требуют построения каждого отчета таким образом, чтобы он наиболее полно отражал сферу аудита, обнаруженные факты, обоснованность выводов и рекомендаций.

Планирование и организация аудита

    Организация аудиторской проверки состоит из ряда последовательных этапов, включая планирование, системное изучение, выполнение аудиторских процедур по существу, формирование мнения и подготовку итоговых документов по результатам аудита.

    Планирование аудита должно обеспечить:

1) получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля.

2)определения содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

    В планирование аудита входят составление общего плана аудита (ожидаемых работ) и разработка аудиторской программы.

    В общем плане (ожидаемых работ) должны найти отражение следующие основные показатели:

а) объем выполняемых работ

б) сроки проведения и продолжительность работник

в)способы и приемы, применяемые аудитором

    Аудитор может обсудить общий план с руководством и персоналом проверяемого предприятия, что позволяет повысить действительность аудита и скоординировать аудиторские процедуры с деятельность персонала предприятия.

    Для качественного составления общего плана и более реального определения ожидаемого объема работ аудитор должен:

    1) изучить условия договора на проведение аудиторской проверки.

    2) учесть воздействие на аудит новых законов, положений, инструкций и других нормативных актов, имеющих отношение к деятельности проверяемого предприятия.

    3) выделить наиболее важные вопросы проводимого аудита и выяснить условия, требующие особого внимания.

    4) определить степень доверия к учетной системе и внутреннему аудиту хозяйствующего субъекта.

    5) проанализировать работу внутренних аудиторов и возможность их привлечения к проверке

    6) изучить целесообразность проведения аудита в филиалах

    7)выявить необходимость привлечения экспертов

    8) дать оценку степени риска, определить природу, время и объем аудиторской проверки.

    В ходе проверки общий план и программы аудита могут корректироваться. Выполнение аудиторских процедур по существу — это конкретное воплощение всех запланированных аудиторских процедур. По каждой теме необходимо составить подробную программу проверки, указав в ней полный перечень и последовательность проводимых аудиторских процедур и их исполнителей.

    По результатам аудита составляется отчет, который представляется заказчику в срок, определенный договором. Выполнение аудитором договора определяется актом приема сдачи аудиторского заключения, которое должно соответствовать МСА 700 «Аудиторский отчет по проверке финансовой отчетности».

    Программа, согласованная между сторонами, является основанием для определения объема работ и стоимости услуг, что оформляется совместным договором.

    Договор может составляться на долгосрочное (абонентское) аудиторское обслуживание (1-3 года) и разовое выполнение каких-либо работ, в частности, аудиторской проверки финансовой отчетности.

В договоре должны быть указаны:

1) предмет договора

2)обязанности сторон

3)сроки и место проведения проверки

4) размер и порядок оплаты

5) ответственность сторон

6) конфиденциальность информации

7) порядок разрешения споров

8) дополнительные условия

9) срок действия договора

10) юридические адреса сторон

    Аудит может проводиться в формах комплексной и тематической ревизии, выборочной, встречной и взаимной проверок операций и документов с применением аналитических, логических, экономико-математических и прочих приемов.

    В первичных документах и учетных регистрах не оговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибок должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. Проверяются подлинность подписей, сверенных с образцами, находящимися в бухгалтерии, а также по другим документам (заявление о приме на работу, трудовые соглашение).

    При проверке первичной документации и записей в учетных регистрах аудитор должен исходить из следующих требований:

1) соблюдение в течении отчетного года принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества.

2) полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств.

3) правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам

4)разграничение в учете текущих затрат на производство (издержки обращения) и долгосрочных инвестиций (капиталовложений).

5)тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

6)правильность оценки имущества и хозяйственных операций

7) правильность создания фондов и резервов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: