Неклассическая картина мира

Илья Пригожин (Термодинамика неравновесных систем). Изначально – в естественных науках. Мир – открытая система, постоянных обмен информацией (закрытая система изучается с помощью законов) + среда воздействует на систему (и наоборот) + процессы идут непредсказуемо + наблюдатель сам находиться в системе + система колеблется. Причина колебаний – человеческая деятельность, из-за чего система расшатывается и ломается. Точка бифуркации – после нее невозможно предсказать, что будет. Будущее многовариативное и открытое. Происходит процесс самоорганизации – из хаоса в порядок. Современные идеи по истории – эволюционизм устарел, все строится для решения определенной задачи, нет правильной периодизации, нет предопределенности в смене одного этапа другим, история в любой момент могла пойти другим путем – факты не укладываются в одну концепцию.

Процесс самоорганизации — остатки рухнувшей системы могут самоорганизовываться. Из хаоса в порядок. Система самоорганизовывалась. Делилась на 3 части — креативщики, исполнители, критики. Всегда 3 компонента есть в обществе. -это и есть сущность процесса самоорганизации. Есть стремление - будет самоорганизация.

 

 

Понятие гносеологии: основные черты сенсуализма

Истоки гносеологии:

с момента нового времени получила особую актуальность. Крах авторитета священных текстов и древних авторах. В новое время — появление новых ценностей. Ориентация на самоценности этого мира, а не на религию. Бога нет — никто не может помочь. Надеяться не на кого. Вопрос что я могу и что мне по силам.

Радикальный подход — Рене Декарт — принцип радикального сомнения. Отказ от метода опоры на авторитеты — поставили под сомнение. Декарт — вместо того, чтобы копаться в авторитетах нужно взглянуть на источник (человеческий разум и чувства). Всё это нужно подвергнуть рефлексии — что могут чувства и что может разум по своей природе.

Нужно интерпретировать всю прошлую традицию как предрассудок — сомнительное знание. Чувства имеют приоритетное значение (получаем информацию через органы чувств).

Выводы теории:

· рефлексия над чувствами как источник познания. Чувствам, предоставленные самим себе не могут дать надёжное знание.

1. влияние чувств на получаемую информацию- влияние страстей (невнимательность, торопливость, первое впечатление, поспешное обобщение).

2. доверие авторитету. Доверие к сведениям сообщаемым другими без их проверки. Беда историков. Пример критика битв.

3. влияние внепознавательных авторитетов. Эгоистические интересы (жажда славы, власти и богатства). Моральные (патриотизм) — знание становится инструментом для достижения цели- выстраивают знания под цели.

Стало основанием для разработки требований, к познающему субъекту — требования профессиональной этики (правила по отношению к коллегам, к знаниям) — критичность, бесстрастность, демонстрация метода получения знания, о общедоступности знания, запрет на плагиат- ссылка на инфу.

· Насколько сами по себе чувства могут стать источником знаний. Тезисы — тезисы о ненадёжности чувств как источника получения знаний. В чувствах мир дан как многообразие (совокупность индивидуальности), в опыте это ставит проблему существенного и несущественное. Почему выбираем одни стороны, а другие нет? Что для нас является важное и неважное? Познание всегда селективная система.

Чувства дают 1 критерий: удовольствие или страдание, которое мы получаем от предмета.

Чувства дают сведения о частях, а не о целом. Не дают целостной картины тех или иных объектов. Показывают мир во времени (чувства)

чувства дают субъективную информацию — зависят от мировосприятия самого человека. Вопрос — пахнет ли роза, когда её никто не нюхает? Где запах — в вещах или в нашем отношении к ним.

Исследователи приняли 2 типа решения проблем:

1. сенсуализм (эмпиризм) -

2. рационализм

это направления теории в познания. 1. считает, что чувства — источник познания, 2. разум источник познания.

Сенсуалисты (империсты) были убеждены, что, несмотря на проблемы, можно было рассматривать чувства как самый важный источник знания. (Френсис Бэкон, Томас Гоббс (основатель политологии), Локк (теоретик современного либерализма), Джордж Беркли).

Представители сенсуализма (лат. sensus – чувство) Д. Локк (1632–1704), Д. Беркли (1685–1753), Д. Юм (1711–1776) отводили самую большую роль в познании чувствам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: