По направленности выделяют традиции и новации

Традиции — совокупность знаний и ценностей, которым мы доверяем и пользуемся. То есть самое самоочевидное, то чему мы доверяем. Существует в любом обществе — любое общество не может существовать без традиции.

В узком смысле традиция — совокупность знаний и ценностей, которые уже утратили авторство, носят неписанный характер.

Традиционные общества — общество как тип отношений. Традиция — складывание определённых отношений.

Альтернатива- новация. Ориентация на будущее — на ценностное изменение определённых ценностей. Стиль мышления, ценностные ориентиры = возникают в обществах модерна (промышленная революция). Ориентация на новшества с середины 20 века. Ориентир на рост потребления.

По степени масштабности: мировоззрение (наиболее общие ценности, определяющие отношение индивида к миру и его поведение в обществе). Мировоззрение лежит в основе всей совокупности ценностей. Смысл слова был заимствован от немцев. Мировоззрение целостное, в основе лежит общая идея. Классическая форма — религия (христианство- учение о спасении, фашистское, коммунистическое мировоззрение). В современных обществах ослабевает коллективное мировоззрение, преобладание самостоятельности — индивиды меньше критикует современное общество и потребность в общих идеях угасает — называется фрагментация мышления. Человек не ставит связь между своей сферой жизни и обществом.

Идеология — коллективные ценности по поводу устройства общества и направления его движения. Термин придумали французские просветители в конце 18 века. Классическая интерпретация от карла маркса — идеология — воплощение ложного сознания. Стремление выдать частный интерес за общий — показать, что все хотят, специфика также выражается, чтобы показать что это является устройством социального мира (выражения всего мира — тип мир так устроен). Функции идологии — создать иллюзии по поводу социальной реальности.

В 20 веке Карл Мангейм разделил взгляды общества на идеологии и утопии. Идеология — ценности, которые направлены на сохранение существующего порядка вещей, а утопия — ценности, которые направлены на изменение или преобразование существующего мира. Классические идеологии носили вербализованный и систематизированный характер. Идеологическую функцию начинают выполнять сами вещи (декларация). Идеология — призыв к ценностям, может носить позитивный характер. Общественная система не завершена и нуждается в дополнении определённой системой ценностей (должны дать обоснование, что это правильная и нормальная система). Дополнение социальной реальности.

Деление на ценности приватные и публичные. Деление по масштабу. Приватные ценности — личные, индивидуальные ценности. Имеют значение для индивида, для их реализации достаточно личных усилий. В реализации человек выражает себя как «я»- семья, работа, хобби. Публичные ценности — коллективные ценности. Их реализация требует коллективных усилий. Индивид реализует себя как мы. 1. неразличение личного и приватного (в традиционном обществе)- человек никогда не оставался один. Отшельники вызывали сакральный ужас (мог быть один). Позже при осознании возможности приватной сферы — в империях- человек понимает, что ценности он не представляет- поэтому нужно позаботиться о себе, чтобы жизнь имела смысл. Пример — забыть герострата. В империях — публичное важнее приватное. Первично- публичное. Иерархия ценностей.

Равные ценности приватного и публичного — характерна для демократических обществ.

По степени разнообразности культурных ценностей. Моностилизм и полистилизм. Моностилические и полистилические. Моностилизм — обладание внутренней связностью и внутренним единством. Активно разделяется и пассивно принимается всеми членами общества. Полистилизм — различные типы и системы уенностей. Ценности воспринимаются как равноправные и находятся в отношении сосуществования или перемешивания. Эклектика - бессистемное соединение.

Систематичность и иерархичность- ключевые ценности должны непротиворечить друг другу, в основе должна лежать наиболее определяющая ценность (в религии идея спасения, строительство коммунизма). Ценности должны быть распределены в определённом порядке, в виде первичных, вторичных и т. д.

Каноничность или канонизация — ценности и формы выражения имели строй порядок и место выражения. Каноничность и регламентациия — когда что должно быть. Производство тех или иных ценностей могли иметь культурных экспертов. Монопольное право на трактования (пример: в религии язык — греческий или латынь).

Монополизм предполагает процедуру упрощения для всех идей, с которыми общество может столкнуться.

Система заключения — герметическая система, не допускает новизну- инородные тела, вне новации. Ориентация на определённую цель (религия, построение коммунизма). Стержневая идея общества.

Полистилизм — много систем ценностей. Исчезают понятия основной и второстепенной системы. Много равноправных комплексов ценностей. Трудно говорить о систематичности- электика- бессистемное смешение. Полистилизм предполагает отсутствие яра ценностей и отсутствие распределения идей ценностей — что главное, а что второстепенное. Возникает деканонизация — отсутствие жесткого канона. Ориентация на вбирание в себя новые компоненты и идеи. Ориентация на рост многообразия — противоположность моностилизму.

Значение ценностей — осознание необходимости ценности и их специфики возникает в ходе рефлексии о границах нашего сознания. Мыслители прошлого (античность) — приобретение знание есть благо само по себе. Но сейчас считается, что знания сами по себе нейтральны (не зло и не благо). Одно и тоже знание может по разному использоваться. В структуре самих знаний нет указания как их использовать. Понимание стало осознаваться, что использование знаний заложены снаружи. Одних знаний человеку для существования мало, использование знаний определяется интересами человека или общества — зависит от ценностей. По отношению к знаниям ценности первичны. Определяют явно или нет какое знание будет искаться и как оно будет использоваться.

Свойства ценностей.

Аксиология показывает, что у человека более комплексное отношение к миру. Там не только знания, но и ценности.

1. мировоззренческая функция — формулировка приватных ценностей человека. Формируют позицию, с которой человек будет оценивать окружающий мира (оценивать с точки зрения их значимости).

2. функция самоидентификации — ответ на вопрос кто я есть и кем хочу быть.

3. критическая функция. То, что есть и то, чего нужно достичь.

Совокупность идеалов должна вырвать человека из повседневности (отчуждение- нормальное увидеть ненормальным, увидеть вещи в новом свете).

Ценности говорят о том, каким мир должен быть. Нужно либо менять, либо сохранить текущий мир.

4. взаимосвязь и взаимозависимость ценностей- если выбираем ценности одного типа, то это исключает выборы и принятие другого типа.

Признание приватных ценностей возможно При признании определённых публичных ценностей. Приватное и публичное взаимосвязаны. Специфика обоснования ценностей заключается в том, что никакие знания напрямую не могут не доказать, не опровергнуть предпочтительность тех или иных ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: