Социальная реабилитация

 

 


3. Социально-бытовая адаптация:

1) информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи;

2) обучение пациента самообслуживанию;

3) адаптационное обучение семьи пациента;

4) обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

5) организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида);

6) обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента);

7) сурдотехника;

8) тифлотехника;

9) технические средства реабилитации.

4. Социально-средовая реабилитация:

1) проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

2) осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости);

3) содействие в решении личных проблем;

4) консультирование по правовым вопросам;

5) обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

5. Программа профессиональной реабилитации:

1) профориентация (профинформирование, профконсультирование);

2) психологическая коррекция;

3) обучение (переобучение);

4) создание специального рабочего места инвалида;

5) профессионально-производственная адаптация

 

 

11.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией:

1) врачи-специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации;

2) реабилитолог;

3) реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи;

4) физиотерапевт;

5) специалист по лечебной физкультуре;

6) специалисты – офтальмологи; отоларингологи; сурдологи;

7) психолог;

8) психотерапевт;

9) социальный работник и другие специалисты.

12.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным средством, воспитывающим у больного сознательное отношение к применению физических упражнений, а также активное участие в лечебном и реабилитационном процессах, в основе которого лежит обучение физическим упражнениям. В этой связи лечебная физкультура является не только лечебным, но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния организма. Этим определяются индивидуальные особенности применяемых средств и методов ЛФК, а также дозировка физических нагрузок в практике ЛФК.

ЛФК - метод естественно-биологического содержания, поскольку в его основе лежит использование биологической функции организма - движения, являющейся основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Движения, стимулируя деятельность всех систем, способствуют повышению общей работоспособности организма.

ЛФК - метод неспецифической терапии, а применяемые в ней физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, которые вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы. Физические упражнения способны избирательно влиять на различные функции организма, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.

ЛФК - метод патогенетической терапии. Систематическое применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма больного и патогенез заболевания, изменяет как общую реакцию организма, так и местное ее проявление.

ЛФК - метод активной функциональной терапии. Регулярная и дозированная физическая тренировка стимулирует функциональную деятельность всех основных систем организма, способствуя функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам.

При применении ЛФК расширяется непосредственная связь больного с природными и социальными факторами, что способствует его адаптации к внешней среде.

ЛФК - метод первичной и вторичной профилактики. Ее профилактическое значение определяется оздоровительным воздействием на организм больного.

ЛФК - метод восстановительной терапии, поэтому она широко применяется в процессе реабилитации - в частности физической.

13.

Из существующих в настоящее время классификаций для практики массовых занятий и самосовершенствования наибольшее значение имеют классификации, осуществлённые по следующим признакам.

1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, к которым относятся: гимнастика, игра, туризм, спорт. В соответствии с этим признаком различают:

· гимнастические упражнения;

· игровые физические упражнения;

· туристические физические упражнения;

· спортивные упражнения.

Как можно видеть, в этой классификации представлены очень крупные группы физических упражнений, поэтому она может рассматриваться только как самая общая ориентировка во всём их многообразии.

2. По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы:

· упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

· упражнения для мышц туловища и шеи;

· упражнения для мышц ног и таза и т.п.

 

3. По признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества:

· скоростно-силовые физические упражнения;

· упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости;

· упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей;

· упражнения, воздействующие на развитие гибкости;,

· силовые упражнения и т.п.

 

4.По структурным биомеханическим признакам:

· физические упражнения циклического характера (бег, плавание, езда на велосипеде и т.п.);

· физические упражнения ациклического характера (метания, прыжки);

· комбинированные физические упражнения (прыжки или метания с разбега);

· вращательные и сложно-пространсвенные упражнения (акробатические, прыжки в воду и т.п.);

 

5. По мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки):

· упражнения умеренной мощности;

· упражнения большой мощности;

· упражнения субмасксимальной мощности;

· упражнения максимальной мощности.

 

6. По степени близости к соревновательному упражнению. Данная классификация является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим признаком различают:

· избранные соревновательные упражнения;

· специально-подготовительные упражнения;

· общеподготовительные физические упражнения.

 

14.

Гимнастические упражнения классифицируются в соответст­вии с педагогическими задачами и структурой двигательных дей­ствий на следующие основные группы.

1. Строевые упражнения - совместные действия в строю, со­действующие воспитанию организованности и дисциплины, навы­ков коллективных действий, правильной осанки занимающихся, а также воспитанию чувства ритма и темпа. Строевые упражне­ния используются, с одной стороны, как приемы целесообразной организации занятий физическими упражнениями (особенно при коллективных формах занятий), с другой — как своеобразные двигательные действия, формирующие и развивающие организм человека, воспитывающие умения и навыки организованного по­ведения.

2. Общеразвивающие упражнения — упражнения выполняе­мые преимущественно в отдельных суставных звеньях, т. е. при­меняемые для разносторонней физической подготовки, расшире­ния функциональных возможностей организма и воспитания пра­вильной осанки. Они оказывают избирательное воздействие на отдельные группы мышц, части тела и весь двигательный аппа­рат в целом, облегчает процесс овладения разнообразными навы­ками. Общеразвивающие упражнения позволяют человеку овла­деть теми многообразными элементарными исходными двига­тельными умениями и навыками, которые он в дальнейшем со­вершенствовании своих двигательных способностей может ис­пользовать для построения целых двигательных действий любой сложности.

3. Вольные упражнения — сочетание различных движений частями тела, а также акробатических и хореографических уп­ражнений. Они оформляются путем постепенного усложнения их сочетаний, продолжительности в виде поточных композиций в соответствии с установленными требованиями. Их основная цель — совершенствование координационных способностей, вос­питание чувства ритма и красоты движений. Они являются эф­фективным средством формирования школы движений. Выпол­няются без предметов (в спортивной гимнастике) и с различны­ми предметами (в учебных целях, в художественной гимнастике
и массовых гимнастических выступлений). Комплексный харак­тер вольных упражнений позволяет также использовать их с целью значительного повышения функциональных возможностей
организма человека, т. е. его работоспособности — тренирован­ности, особенно при многократном повторении их.

4. Прикладные упражнения — ходьба, бег, метание, лазание, перелазания, равновесия, приодоление препятствий и др. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необ­ходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различ­ной обстановке.

5. Прыжки (неопорные и опорные) применяются для разви­тия прыгучести, а также силы ног, рук, быстроты и точности движений, ловкости и решительности. Они оказывают также общее

воздействие на организм занимающихся, способствуя улучшению функционального состояния его. При выполнении прыжков ти­пичен «взрывной» характер работы мышц.

6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перек­ладине, бревне) — наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное назначение их — это совершенствование
умений владеть телом и движениями. Кроме того, они могут при­меняться и для физической подготовки занимающихся.

7. Акробатические упражнения объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании, включая и статистичес­кие положения. Они широко применяются на занятиях с различ­ными контингентами для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, а также для тренировки вестибулярного аппарата.

8. Упражнения художественной гимнастики представляют со­бой поточные и слитные комбинации различных по форме движе­ний танцевального характера с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов. Они выполняются с музыкальным сопровождением и служат средством физическо­го совершенствования и воспитания пластичности непринужден­ности и выразительности. Эти упражнения применяются на заня­тиях с женскими контингентами.




15.

Противопоказания к назначению лечебной гимнастики:

1. острая стадия болезни (высокая температура, астматический приступ);

2. злокачественные новообразования легких;

3. острые гнойные воспаления;

4. опасность возникновения кровотечения.

5. тяжелая сердечная и легочная недостаточность.

Общие критерии назначения ЛФК: улучшение общего состояния, снижение температуры до субфебрильных или нормальных цифр, уменьшение лейкоцитоза, исчезновение острофазных реакций периферической крови. Определению срока назначения ЛФК в конкретном случае помогает знание возбудителей заболевания, морфологических и патофизиологических нарушений, которые они вызывают в организме.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим)

ИП - лежа на спине

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП - лежа на боку

6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент «приходится на нижнюю долю. Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим)

ИП — сидя на стуле

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох - в ИП, выдох - руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

ИП — стоя

6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

7. Круговые движения руками — «гребля».

8. В руках булаву. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу.

На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим)

ИП -*- стоя

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в И П.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

6. ИП — стоя, палка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

16.

Дозировка в ЛФК -- это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре.

 

Дозирование физической нагрузки в ЛФК - установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной состоянию больного и его физическим возможностям.

Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:

· а) подбор физических упражнений;

· б) количество повторений;

· в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);

· г) продолжительность процедуры.

Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка

· (А) -- без ограничения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка

· (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка

· (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

 

17.

При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели. Различают:

1. Активное положение— пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения.

2. Пассивное положение— пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять, например, в первые часы после инфаркта).

3. Вынужденное положение— пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.

Положение пациента в постели не всегда совпадает с назначенным ему врачом двигательным режимом.

1. Общий (свободный)— пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы. Разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка по территории больницы.

2. Палатный — пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты.

3. Полупостелъный— пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, туалет в сопровождении медицинской сестры.

4. Постельный— пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.

5. Строгий постельный— пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.

18.

· Средства, формы и методики лфк

· Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

· Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

· Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

· Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…

· Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

  • Формы ЛФК
  • Утренняя гимнастика
  • Лечебная гимнастика
  • Дозированная ходьба
  • Производственная гимнастика
  • Лечебное плавание.
  • Гидрокинезотерапия.
  • Механотерапия.
  • Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе.
  • Игры, спортивные игры.
  • Туризм.
  • Терренкур.
  • Средства ЛФК
  • Физические упражнения.
  • Физические упражнения в воде.
  • Ходьба.
  • Восхождения
  • Занятия на тренажерах.
  • Плавание
  • Методики ЛФК
  • при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК прикоксартрозе, при нарушении осанки, при остеохондрозе,сколиозе…);
  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
  • при заболеваниях дыхательной системы;
  • при заболеваниях пищеварительной системы;
  • при нарушении осанки;
  • при травмах;
  • при операциях на грудной клетке;
  • при беременности;
  • обучение ходьбе с опорой на трость…
  • Способ проведения занятий ЛФК
  • Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые [2-3 человека] и групповые [8-12чел])
  • Самостоятельные занятия — физические тренировки

· 19. Показания к лфк

· Лечебная физкультура применяется практически при любых недугах и травмах и не имеет возрастных и половых ограничений. Основными показаниями для ее использования считаются отсутствие, ослабевание или извращение функции, установившейся вследствие заболевания, повреждения, травмы или их осложнения при выполнении условия позитивной динамики в физическом состоянии и самочувствии больного. Стоит подчеркнуть, что эффект лечебной физкультуры в значительной степени повышается при более раннем и систематическом ее применении в комплексном всестороннем лечении и реабилитации.

· Противопоказания к лфк

· Противопоказаний для лечебной физкультуры, прямо скажем, мало и все они в большинстве своих случаев носят временный, непродолжительный и относительный характер. К общим противопоказаниям относятся:

· отсутствие контакта с больным вследствие нарушения психики;

· острые инфекционные, а также воспалительные заболевания;

· интоксикация;

· ярко выраженный болевой синдром;

· наружное или внутреннее кровотечение или угроза его появления;

· тромбозы;

· эмболии;

· высокая температура тела;

· повышенная СОЭ неизвестного происхождения;

· артериальная гипертензия (при показателях свыше 200/120 мм рт. ст);

· злокачественные новообразования, опухоли (в фазе до радикальных методов лечения);

· метастазы;

· необратимые прогрессирующие заболевания;

· присутствие инородного тела рядом с крупными сосудами или нервными стволами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: