Железнодорожный транспорт

По плотности железнодорожной сети Северо-Запад опережает большинство регионов РФ. От Санкт-Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец – Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск – Оршу – Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (Санкт-Петербург – Таллин, Санкт-Петербург – Псков – Рига, Санкт-Петербург – Псков – Вильнюс и далее – на Калининград). Особое значение все эти дорого имеют потому, что соединяют практически всю РФ с Балтикой.

Таблица № 1:Протяженность железнодорожных путей общего пользования

(на конец года; тыс. км)

  1985 1995
Северо-Западный район 5,1 5,1
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 2,8 2,8
Новгородская область 1,2 1,2
Псковская область 1,1 1,1

 

 

Таблица №2: Плотность железнодорожных путей общего пользования

(на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 257 256 253 256 256 256 256 257 257
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 324 324 323 324 324 324 324 328 328
Новгородская область 209 209 208 209 209 209 209 208 208
Псковская область 200 199 191 199 199 199 199 198 198

Из данных таблицы № 1 и №2 очевидно, что существенной тенденции в увеличении строительства железнодорожных путей за данный отрезок времени не наблюдается. На мой взгляд это можно объяснить несколькими причинами. Одну можно определить как насыщенность транспортной системы Северо-Западного региона, т.е. для существующего объема производства такой транспортной сети было достаточно. Либо (это другая причина) показатели именно таковы в связи со спадом производства в нашей стране, начинавшемся с 1990-1991 годов, вследствие чего строительство новых путей было не целесообразно.

Таблица №3: Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования

(тысяч человек)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 416409 421390 354091 236071 286319 221083 213328 171873 163774
г. Санкт-Петербург 193428 158571 103497 124788 85673 94618 80661 83009
Ленинградская область 404243 216317 185366 123240 149156 124333 108732 82194 72165
Новгородская область 5892 5649 5286 4309 4614 3877 3757 3293 2900
Псковская область 6274 5996 4868 5025 7761 7200 6221 5725 5700

 

Таблица №4: Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования

(миллионов тонн)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 109,0 104,5 96,3 85,2 69,9 49,7 47,4 47,0 46,8
г. Санкт-Петербург 14,3 13,8 13,4 9,9 4,2 4,6 4,4 4,7
Ленинградская область 94,6 76,6 69,7 55,8 47,6 36,9 34,7 34,0 34,0
Новгородская область 10,9 10,0 9,5 7,3 5,5 4,6 5,1 4,7 4,2
Псковская область 3,5 3,6 3,3 8,7 6,9 4,1 3,0 3,9 3,8

 

Из таблиц № 3 и № 4, представленных выше, видно, что объем перевозки как пассажиров, так и грузов снизился примерно на 50%. Снижение грузооборота можно объяснить все тем же спадом производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Снизилось как обращение товаров внутри региона и субъектов федерации, находящихся в районе, так обмен региона продукцией с другими областями России. Сокращение объема перевозок пассажиров можно объяснить, во-первых, повышением тарифов на проезд, а также увеличением количества легковых автомобилей в собственности граждан.

 

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт играет очень важную роль как во внутрирайонных перевозках, так и в межрайонных и зарубежных. Также значительная часть перемещений населения как в пределах района, так и вне его, происходит именно на автомобилях и автобусах. Как уже было сказано, готовится строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, что значительно облегчит перемещение в северные страны Европы.

Таблица № 5: Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

(на коней года; километров дорог на 1000 квадратных километров)

  1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 108 110 112 112 119 133 141 144 145 147
Ленинградская область 108 111 113 113 113 112 112 117 119 120
Новгородская область 95 95 98 99 123 147 148 150 151 154
Псковская область 120 121 124 125 125 151 178 179 180 180

 

Таблица № 6: Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования

(на конец года; в процентах)

  1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 92,4 98,3 99,0 99,1 99,3 99,1 99,1 98,2 97,9 97,7
Ленинградская область 91,3 98,4 99,4 99,5 99,5 99,5 99,5 96,9 96,2 95,7
Новгородская область 91,1 97,7 98,5 98,6 99,4 98,8 98,2 98,1 98,2 97,9
Псковская область 95,1 98,7 98,8 99,0 99,1 99,1 99,5 99,6 99,6 99,6

 

Таблица № 7: Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности дорог с твердым покрытием общего пользования

(на конец года; в процентах)

  1980 1985 1990 1991
Северо-Западный район 45,9 52,8 62,0 63,4
Ленинградская область 57,2 61,0 67,0 67,9
Новгородская область 37,7 53,7 69,8 71,6
Псковская область 36,6 40,2 48,9 50,4

 

Таблица № 8: Удельный вес районных центров, соединенных автомобильными дорогами с твердым покрытием с областным центром

(на конец года; в процентах)

  1980 1985 1990 1991
Северо-Западный район 100 100 100 100
Ленинградская область 100 100 100 100
Новгородская область 100 100 100 100
Псковская область 100 100 100 100

Таблица № 9: Удельный вес центральных усадеб колхозов и совхозов, соединенных автомобильными дорогами с твердым покрытием с районным центром

(на конец года; в процентах)

  1980 1985 1990 1991
Северо-Западный район 95,7 99,4 99,9 99,9
Ленинградская область 100 100 100 100
Новгородская область 100 100 100 100
Псковская область 90,7 99,4 99,7 99,7

Данные таблицы № 5 - № 9 свидетельствуют о том, что строительство автомагистралей не прекращается, а увеличивается небольшими, но довольно значительными темпами. Причем автомобильных дорого отличного качества и в довольно отдаленные и глухие мета региона. Это связано прежде всего, на мой взгляд, с увеличением количества легковых автомобилей в собственности населения (см. таблицу № 12) и с налаживанием контактов со страна Скандинавии, поставки из которых и в которые идут в основном по автомагистралям.

Таблица № 10: Перевозки грузов автомобильным транспортом отраслей экономики

(миллионов тонн)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 536,2 507,9 437,4 339,0 232,1 166,7 146,6 121,9 90,0
г. Санкт-Петербург 240,4 201,1 122,1 101,3 73,6 42,9 42,2 31,6 21,6
Ленинградская область 173,1 145,7 152,3 118,6 82,8 64,0 59,3 46,2 37,2
Новгородская область 66,4 86,8 84,0 66,1 42,4 29,0 29,1 31,4 21,6
Псковская область 56,3 74,3 79,0 53,0 33,3 30,9 16,1 12,7 9,6

 

Таблица № 11: Грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики

(миллионов тонно-километров)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 12716 13323 12522 9081 7050 5574 6204 5766 4828
г. Санкт-Петербург 5430 5169 3991 3032 3141 2312 3220 2292 2205
Ленинградская область 3583 3497 3406 2458 1709 1251 1586 1192 964
Новгородская область 1826 2348 2542 1683 1198 946 902 1809 1327
Псковская область 1877 2309 2583 1908 1002 1064 496 473 333

Снижение грузооборота, которое показано в таблицах № 10 и № 11, как было уже отмечено, связано с падением производства в нашей стране, и в Северо-Западном регионе, в частности.

Таблица № 12: Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями

(на конец года; на 1000 населения; штук)

  1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 27,7 38,5 52,6 64,0 66,5 78,6 85,8 104,9 122,4 126,4
г. Санкт-Петербург 30,3 40,9 56,2 72,2 74,5 90,9 100,3 119,3 146,6 147,9
Ленинградская область 21,6 32,2 44,8 49.3 52,6 59,8 60,4 89,3 84,4 96,5
Новгородская область 23,4 32,9 42,5 47,2 48,4 48,7 57,9 71,2 81,2 81,4
Псковская область 28,6 42,0 56,2 60,0 63,4 71,0 78,5 83,5 97,4 104,1

Таблица № 13: Число дорожно-транспортных происшествий

(на 100000 населения)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 441,4 643,1 643,0 569,4 548,5 542,1 509,5 490,7 348,6
г. Санкт-Петербург 88,3 131,5 126,6 118,7 117,5 116,5 110,1 109,1
Ленинградская область 110,7 163,7 169,3 156,5 153,1 148,3 134,0 127,9 118,6
Новгородская область 117,5 174,5 173,3 144,4 136,4 127,4 127,4 126,4 111,0
Псковская область 124,9 173,4 173,8 149,8 141,5 150,1 138,0 127,3 119,0

 

Таблица №14: Численность человек, получивших ранения в ДТП

(на 100000 населения)

  1985 1990 1991
Северо-Западный район 472,4 709 695,8
г. Санкт-Петербург 89,6 140,0 132,9
Ленинградская область 125,1 190,0 190,7
Новгородская область 120,6 188,1 180,9
Псковская область 137,1 190,9 191,3

 

Таблица № 15: Численность человек, погибших в ДТП

(на 100000 населения)

 

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 79,3 120,7 143,8 125,0 126,5 128,7 106,8 92,7 69,8
г. Санкт-Петербург 14,3 22,3 25,9 17,2 19,3 17,5 14,0 10,9
Ленинградская область 21,8 34,2 41,2 38,2 36,8 38,8 32,6 28,4 17,0
Новгородская область 20,6 31,1 41,0 36,4 36,2 34,7 28,8 26,2 27,4
Псковская область 22,6 33,1 35,7 33,2 34,2 37,7 31,4 27,2 25,4

Таблицы с двенадцатой по пятнадцатую дают понять, что за рассматриваемый период обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями выросла более чем в 4 раза. Это могло произойти за счет развития рыночных отношений в нашей стране, за счет некоторого увеличения доходов населения, а также вследствие того, что автомобиль становится товаром, не входящим в список дефицитных.

Следствием этого, однако не стало увеличение числа дорожно-транспортных происшествий и числа погибших в них, т.к. произошло как значительное улучшение качества отечественных автомобилей и автомагистралей, так и наводнение российского рынка машинами иностранного производства высокого качества.

Таблица № 16: Перевозки пассажиров автобусами общего пользования

(миллионов человек)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 2078,7 2421,9 2327,5 2054,1 1781,4 1591,0 1512,4 1973,2 2367,8
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 1738,3 2039,6 1929,2 1709,9 1442,8 1250,0 1183,0 1580,9 1938,4
Новгородская область 173,2 197,5 201,4 176,3 157,5 174,0 175,8 201,5 233,2
Псковская область 167,2 184,8 196,9 167,8 181,1 166,9 166,9 190,8 196,2

 

Таблица № 17: Пассажирооборот автобусов общего пользования

(миллионов пассажиро-километров)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 14465 15976 15002 12477 10980 9750 9186 11167 13165
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 10995 12275 11237 9279 7797 6607 6407 7975 9618
Новгородская область 1748 1925 2004 1573 1458 1582 1617 1862 2003
Псковская область 1722 1776 1761 1626 1725 1561 1162 1330 1544

 

Таблица № 18: Обеспеченность населения автобусами общего пользования

(в расчете на 100000 человек населения; на конец года; штук)

  1980 1985 1990 1991
Северо-Западный район 105 111 100 97
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 103 107 95 92
Новгородская область 118 134 133 132
Псковская область 109 120 115 112

 

Данные таблиц № 16, № 17 и № 18 показывают положение автобусного транспорта. Налицо как сокращение числа перевозок пассажиров, так и снижение обеспеченности населения автобусами общего пользования. Это можно объяснить как повышением тарифов за проезд, так и уменьшением числа автобусов в парках, вследствие негодности старых и производства новых в незначительных количествах, причиной чего стал спад производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: